Консультация для родителей "Рекомендации по проведению домашнего речевого занятия"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

В статье представлен материал по организации домашних занятий с детьми, расписана структура занятия, отмечаются моменты, на которые необходимо обратить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_domashnih_zanyatiy_s_rebyonkom.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Рекомендации по проведению ДОМАШНЕГО РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ» 

В статье даны рекомендации логопеда родителям по проведению домашнего речевого (логопедического) занятия и рассмотрена его структура.

Статистика утверждает, что количество детей с различными речевыми проблемами в последние годы значительно увеличилось.

Только в процессе общения с окружающими людьми формируется речь ребенка. Главную роль играет, конечно, общение с родителями. И если перед логопедом стоит задача исправить дефекты речи, возникшие при неправильном речевом развитии, то задача родителей — обеспечить нормальное развитие устной речи своего малыша: развитие связной речи, грамматического строя речи, правильного звукопроизношения.
Как известно, что в процесс успешного обучения входит следующая цепочка:

Специалист — Ребёнок — Родитель

Специалист — логопед обычно дает домашнее задание, или вы подбираете материал к домашним занятиям с ребенком самостоятельно.

Основные правила, которые нужно учитывать родителям, когда они занимаются дома с ребенком:

  • Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом. То есть с трёхлетним ребёнком вы можете заниматься по методикам от двух до четырёх лет.
  • Занятия должны, по возможности, проходить в одно и тоже время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было в парикмахерскую». Дети это чувствуют, и если время будет периодически переносится, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься.
  • Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия — например, задания с водой лучше проводить на кухне или ванной.
  • Длительность домашнего речевого занятия. Занятие с ребёнком раннего и дошкольного возраста длится до 30 минут. Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности. Например, позанимались с фигурами, затем физические упражнения, затем порисовали.
    Следует помнить, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.

Структура домашнего речевого занятия

1. Организационный момент. 
Ребёнку и Вам надо настроится на занятие. Например, можно сказать: «А теперь мы с тобой пойдём в гости к звуку «С» и так далее.

2. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и других частей артикуляционного аппарата. Рекомендуем выполнять каждое упражнение от 5 до 10 раз.

3. Пальчиковая гимнастика. 
Активные движения пальчиками, которые выполняет сам ребёнок по показу взрослого. Пассивная пальчиковая гимнастика – выполняет взрослый руками ребёнка. Самомассаж — делается как руками ребёнка и взрослого, так и с помощью различных приспособлений. Например, массажируем ладошки и пальчики прокатыванием грецких орехов.

4. Дыхательная гимнастика. 

У детей очень часто встречается неправильное речевое дыхание. Это значит, что ребёнок не соблюдает необходимой последовательности: проглатываем слюни – вдох — на выдохе произносим слова. Существует много игр и приёмов, методик, чтобы добиться правильного дыхания. Например, игры с водой – «Буря», когда дуем через трубочку в ёмкость с водой, сильно или слабо, но долго. Взрослый координирует задания и следит за правильностью их выполнения.

5. Многократное произнесение звука (отдельное произнесение твёрдых и мягких).
Например «с — с-с», «сь — сь — сь» и другие звуки.
Упражнение «Заморозим пальчики» — подносим ко рту руки и пытаемся их «заморозить», при правильном произнесении звуков «С» и «СЬ» воздух должен быть холодный.

6. Многократное проговаривание слогов.
Например:
са-са-са
ас-ас-ас
аса-аса-аса
Так же с другими гласными.
Затем меняем слоги местами.
ас-ос-ус-ис
са-со-су
Позднее можно проговаривать со сменой слов:
сок-сом-сам
сом-сам-сок
7. Проговаривание слов со звуком в начале, конце, середине слова. 
С утрированием, на данном звуке:
сссом
сссани
носсс
Звуки Ч, Ц – начинают со слов, где звук стоит в конце.
8. Составление, проговаривание словосочетаний с заданным звуком. 
Сели в сани.
Санин сок.

9. Составление предложений с заданными словами. 
Соня, сани, села, в. Соня села в сани.
10. Проговаривание чистоговорок и скороговорок с заданным звуком.
Пример: «Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?»
11. Счёт от 1 до 10, туда и обратно с добавлением слов, словосочетаний.
Один сок.
Два сока.
Пять соков.
12. Распространённое предложение.
Добавлять в предложение по слову.
Пример:
Соня.
Соня села.
Соня села в сани.
и так далее.
13. Пересказ.
14. Дифференциация (отличение) звука от других. 
Например: «С» от других звуков –
отдельно: с-з-с,
в слогах: са-за-са,
словах: коса-коза-коса и так далее.

Данный вид заданий добавляется позже, когда ребёнок уже хорошо произносит звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила проведения домашних логопедичеких занятий с детьми дошкольного возраста.

Для того, чтобы  домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, следует придерживаться определенных правил в их проведении....

Рекомендации по проведению ДОМАШНЕГО РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ

Рекомендации родителям дошкольников по проведению домашнего логопедического занятия....

Консультация для родителейОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

В нашем 21 веке уже не осталось людей, которые хоть раз бы в жизни не слышали слово “арт-терапия”. Очень часто его толкуют очень пространно, хотя оно имеет чёткое значение. Арт-терапия (от англ. art -...

Рекомендации по проведению домашних логопедических занятий

Рекомендации по проведению домашних логопедических занятий:Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.Длит...

Консультация для родителей. Правила проведения домашних занятий.

Рекомендации родителям по проведению занятий с ребенком дома....