Методики обследования детей и подростков с дизартрией
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.

Основной целью комплексного обследования является квалификация главного звена в структуре дефекта. При этом необходим анализ системной картины нарушения, возникшего в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные).

У детей с дизартрией речевая моторика, особенности нарушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание головы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, возможность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки.

В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оценить все виды восприятия, уровень развития пространственных и временных представлений, графических навыков.

Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии. Дать качественную характеристику структуры речевого дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьно­го возраста, в которые включается анализ письма, выявление дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного и интеллектуального развития, а также важные для планирования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции рук, навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

               Методики обследования детей и подростков с дизартрией.

Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.

Основной целью комплексного обследования является квалификация главного звена в структуре дефекта. При этом необходим анализ системной картины нарушения, возникшего в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные).

У детей с дизартрией речевая моторика, особенности нарушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание головы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, возможность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки.

Обследование психических функций включает выявление особенностей развития сенсорных функций, характеристику физического слуха и зрения, интеллектуальное развитие, знания об окружающем мире, эмоциональные проявления, уровень развития игровых и познавательных интересов, особенности поведения и т.д.

При обследовании сенсорных функций включается описание возможности фиксации взора на предмете, прослеживание взором ряда предметов, узнавание предметов и т.д.

Логопедическое обследование включает анализ состояния физического слуха, особенностей фонематического восприятия, речевого слуха, речевого контроля за собственной речью, мотивацию, интенцию к общению, особенности речевой коммуникации, понимание и использование лексических и грамматических средств языка.

Чем моложе ребенок, чем ниже общий уровень психомоторного и речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых и моторных нарушений. Необходимо обследовать тонус артикуляторных и скелетных мышц, возможность выполнения различных движений, особенности звукопроизношения, состояние ритмико-мелодических качеств речи.

В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оценить все виды восприятия, уровень развития пространственных и временных представлений, графических навыков.

Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии. Дать качественную характеристику структуры речевого дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьного возраста, в которые включается анализ письма, выявление дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного и интеллектуального развития, а также важные для планирования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции рук, навыков самообслуживания.

В отечественной логопедии разработаны методики обследования психофизического состояния детей, подростков, взрослых (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, JI.B. Лопатина, О.Г. Приходько, Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева и др.).

Логопедическое обследование.

Изучение анамнестических сведений

Анализ анамнестических данных осуществлялся с помощью сбора сведений со слов родных ребенка.

К приемам ранней диагностики дизартрии относятся сведения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, без условные врожденные (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте новорожденных отмечается:

. характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро истощающийся, всхлипывание;

  •  захват соска: сильный, слабый, невозможность;
  •  сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, невозможность;
  •  глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вытекание жидкости из носа;
  •  дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное;
  •  наличие асимметрии лица (обследование невропатолога);
  •  врожденные безусловные рефлексы (обследование невропатолога);
  •  мышечный тонус (обследование невропатолога);
  •  звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный, сроки появления.

Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, связаны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовывает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, дыхания.

Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз первой, второй половины беременности; болезни матери в период беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (патология); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на диспансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в каком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую).

Те же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с родными.

Анализируются сведения о раннем периоде речевого развития ребенка. Отмечаются появление первых слов; фразовой речи; понятна ли была речь ребенка для окружающих в дошкольном возрасте; имел ребенок занятия с логопедом, посещал ли логопедическую группу; как характеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении в школу; имелись ли трудности обучения письму и какого характера.

Обследование состояния артикуляционного аппарата

Обследование включает описание артикуляционного аппарата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, в ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твердого нёба.

Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого нёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого вперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкине- зы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтянутость мягкого неба.

Обследование подвижности артикуляционного аппарата.

Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу:

  •  сомкнуть губы;
  •  округлить губы, как при произношении звука «о» — удержать позу;
  •  вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» и удерживать данный артикуляционнный уклад.

Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции:

  •  широко раскрыть рот как при произнесении звука «а» и закрыть;
  •  сделать движение нижней челюстью вправо;
  •  сделать движение нижней челюстью влево;
  •  сделать движение нижней челюстью вперед.

Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции:

  •  положить широкий язык на нижнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);
  •  положить широкий язык на верхнюю губу и подержать (счет от 1 до 5);
  •  высовывание языка лопаточкой;
  •  поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет от 1 до 5) и опустить к нижним зубам.

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений:

  •  оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть рот;

. язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед;

  •  широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних резцов, а затем поднять кончик языка к верхним резцам и положить на верхнюю губу.

Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функциональные пробы (Е.М. Мастюкова, 1989).

Проба № 1

Открыть рот, высунув язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии с одновременным слежением глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом (пальцем, карандашом). Оценивается возможность удерживать язык по средней линии, синкинезии.

Проба №2

Выполнять движения языком вверх — вниз, при этом руки исследователя ложатся на шею ребенка. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры при движении языка, синкинезии-

Обследование состояния мимической мускулатуры

  1.  Исследование объема и качества движений мышц лба:
  •  нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб.
  1.  Исследование объема и качества движений глаз:
  •  легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.

  1. Исследование объема и качества движения мышц щек:
  •  надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 с.;
  •  надуть правую щеку, удержать в течение 3 с.;
  •  надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 с.;
  •  надуть щеки, перегонять воздух из одной в другую;
  •  втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удержать (счет от 1 до 5).

Отмечают:

  •  объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движения нарушен — искажена серия движений или опущены движения);
  •  точность выполнения (сохранна — все движения выполнены в данной последовательности; нарушена — поиск артикуляции или дополнительные движения);
  •  тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц);
  •  темп движений (нормальный — одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 с.; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение);
  •  синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения появляются дополнительные движения, как в артикуляторных, так и в мимических мышцах).
  1.  Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз:

. выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть, серьезное лицо.

  1.  Исследование символического праксиса проводят по образцу, а затем по речевой инструкции: свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье.

Обследование состояния звукопроизношения осуществляется по традиционным методикам, подробно представленным в логопедии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1998; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; Е.Ф. Архипова (2006). Выявляются нарушенные звуки, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: при изолированном произношении; в слогах — прямых, обратных, со стечением согласных; в словах (в начале, в середине, в конце слюва); во фразах; в спонтанной речи.

При подборе лексического материала для обследования лексико-грамматического строя речи учитывают следующие требования: насыщенность лексического материала заданным звуком; разнообразие лексического материала; включение слов с оппозиционными звуками; включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание ребенком значения предлагаемого для воспроизведения слова.

Применяется отражённое и самостоятельное воспроизведение лексического материала, предметные и сюжетные картинки, слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методики обследования детей с зпр по Лавровой

1. методики обследования детей с зпр 6-7 лет по Лавровой (зелёная книжечка) представлено в виде таблицы,что удобно для дефектолога при проведении обследования2. представлен протокол для обследования п...

Методика обследования детей

Методика обследования детей с нарушением общих речевых навыков....

Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития

В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...

Логопедическое обследование детей и подростков (от 2 до 15 лет)

 Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида обр...

Методика обследования детей с общим недоразвитием речи

Речевая карта обследования детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста...

Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И.Крупенчук".

Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И. Крупенчук"....

Методика обследования детей со стертой формой дизартрии

Для оценки состояния артикуляционной и мимиче­ской моторики детей со стертой дизартрией использу­ются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной....