методики обследования детей с зпр по Лавровой
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Осипова Наталья Александровна

1. методики обследования детей с зпр 6-7 лет по Лавровой (зелёная книжечка) представлено в виде таблицы,что удобно для дефектолога при проведении обследования

2. представлен протокол для обследования по Лавровой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обследование детей 6 – 7 лет (Лаврова)

Название методик и заданий

Раздел и его показатели

Балл

  1. Исследование движений и действий. Моторика.

Статические и изолированные движения.

Упражнения на координацию движений.

Исследования двигательной памяти

Наблюдение

1.Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей.

-Синхронно и точно выполняет движения, темп выполнений движений нормальный.

-Отмечаются незначительные нарушения координации, трудности в запоминании последовательности выполнения задания, замедленный или ускоренный темп.

-Отмечаются наличие нарушений (трудности нахождения отдельных поз, переключение с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус) трудности запоминания последовательности выполнения задания.

-Движения неточные, не координированные, не соответствуют заданию, значительные трудности в запоминании двигательных программ

3

2

1,5

1

Упражнения на подвижность рук и моторики пальцев.

Оценка предметных действий

Движения для рук: руки вперед, вверх, в стороны на пояс;

  • захват предметов: крупных - кистью, мелких - пальцами;

  • попеременное соединение всех пальцев руки с большим пальцем;
  • затем произвести те же движения- начиная с мизинца;

  • положить ладонь на стол и раздвинуть пальцы;

  • положить ладони на стол и раздвинуть пальцы;

  • выдвинуть указательный и средний пальцы («ушки зайчика») и подвигать ими;

  • затем воспроизвести «ушки зайчика» одновременно двумя руками.

Динамический праксис:

кулак- кольцо; кулак - ребро - ладонь; кулак - ладонь - кулак-

Предметные действия:

  • завязывание  байта;
  • зашнуривание ботинок;
  • расстегивание и застегивание пуговиц на одежде;
  • игра на пианино или клавишах — карточках, сначала одним пальцем, затем двумя, поочередно каждым пальцем одной руки; пение песенки  («:ля-ля,ля»)  для  мишки, зайки, куклы
  • игра на пианино или клавишах-карточках аналогично предыдущему заданию, но двумя руками.

2.Подвижность рук и моторика пальцев

-Манипулятивная функция развита достаточно – движения синхронные и точные, координированные, выполняет движения обеими руками, и осуществляет контроль за действиями, помнит двигательные программы, темп выполнения нормальный.

- Манипулятивная функция несколько ограничена – отмечается недостаточная дифференцированность в координации движений пальцев рук, иногда отмечаются нарушения последовательности движений, или недостаточность в запоминании двигательных программ или контроля за движениями, темп нормальный или замедленный.

- Манипулятивная функция недостаточная – трудности в нахождении поз, персеверации неловкость и асинхронность пальцевой моторики, нарушена последовательность движений, недостаточность в запоминании двигательных программ или контроля за движениями, слабо владеет предметными действиями.

- Манипулятивная функция ограничена – доступно выполнение действий по подражанию, или по показу, с трудом переключается с одного действия на другое; отмечаются персеверации, недоступен контроль за действиями выполняет простые предметные действия.

3

2

1,5

1

Рисование простых узоров (6 лет).

Срисуй с доски (7 лет)

Предлагается ребенку нарисовать простые узоры Начальную часть  узора рисует педагог, а ребенок продолжает

Оборудование: Лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Образцы

        

Ребенку предлагается срисовать с доски фигуры

Оборудование: .Чистый лист бумаги, мягкий карандаш.

Образцы узоров нарисованы на доске:  треугольник, квадрат, дом

3.Готовность руки к письму.

-Графический образец воспроизводит правильно, управляет движениями своей руки, сформирована координация в системе «глаз – рука», зрительный контроль достаточен.

-Графический образец переносит с незначительными искажениями; нарушения симметрии, ритма, величины, осуществляется недостаточный зрительный контроль координация в системе «глаз – рука».

-Графический образец переносит с грубыми искажениями, нарушена симметрия, не сохраняется величина, не передаётся ритм, слабо управляет движением своей руки и плохо скоординированны  движения в системе «глаз – рука», зрительный контроль отсутствует, или крайне недостаточный.

-Графический образец не переносит изображения в виде каракулей, зрительный контроль не доступен.

3

2

1,5

1

  1. Восприятие.

Сложи (разрезная картинка из пяти частей – клоун)

Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей.

Взрослый показывает ребенку части разрезной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку целую картинку и просит сделать такую же. Если ребенок снова не справляется с заданием, то взрослый начинает накладывать на целую картинку части разрезной — голову, затем руки. Далее ребенку предлагают завершить складывание клоуна. Только после этого его просят самостоятельно выполнить задание, ориентируясь на образец.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

Целостное восприятие предметного изображения.

-Изображение узнаёт и называет верно, метод – зрительное соотнесение.

-Изображение узнаёт и называет верно, использует метод примеривания или целенаправленные пробы.

-Изображение не узнаёт, помощь не принимает – целостное восприятие изображения  предмета не сформировано.

3

2

1

Что в мешочке?

Оборудование: Мешочек; предметы деревянные, металлические, пластмассовые, бумажные; левичины геометрических фигур (шар большой и маленький, куб — большой и маленький, карандаш — толстый и тонкий).

Проведение обследования: На столе выкладываются объемные фигуры- с которыми ребенок должен ознакомиться, назвать их. Аналогичный набор объемных фигур относится в мешочке. В ходе обследования ребенок, ощупав в мешочке одну из фигур, должен как можно быстрее найти такую же среди фигур, расположенных перед ним на столе.

Тактильный предметный гнозис. Узнавание предмета по тактильному восприятию.

-Представления полноценные – узнаёт предметы по форме величине и фактуре на основе тактильного восприятия и обозначает их словом.

-Представления полноценные, самостоятельно определяет форму, величину, фактуру предметов на основе тактильного восприятия, но затрудняется обозначить словами.

-Представления неполноценны – стремится к тактильному обследованию, но испытывает трудности в определении фактуры предметов и в их вербализации.

-Отсутствуют представления о предметах на основе тактильно – двигательного восприятия или стремиться к тактильному  обследованию, различает по величине, по форме, но испытывает трудности в определении фактуры предметов, или нарушено единство зрительного, тактильного, двигательного образа.

3

2

1,5

1

  1. Пространственно – временные представления.

Различение правой и левой стороны.

Оборудование: Рисунок с и изображением трех детей в разной позиции. В верхней части рисунка у одной девочки в правой руке цветок, у мальчика в правой руке флажок, у  девочки в левой руке пирамидка. В нижней части рисунка у тех же детей предметы в другой руке: у девочки цветок в левой руке, у мальчика флажок — в левой, у девочки пирамида   в правой руке.

Проведение обследования: Сначала ребенка просят поднять левую, правую руку, показать правую, левую ногу. Затем, поставив ребенка напротив себя спрашивают: «Где у меня правая рука?». Если ребенок показывает неверно, объясняют, после чего опять спрашивают: «Где у меня левая рука?» и т.д После данных упражнений перед ребенком кладут рисунок. Начинать работу с изображения в верхней части рисунка: «Посмотри, нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В .какой руке девочка  держит цветок?»; «В какой руке у мальчика  флажок? И т.д В  ходе  эксперимента     оказывается помощь.

Ориентировка в схеме собственного тела.

-Ориентируется в схеме собственного тела, различает правую и левую руки, понимает способ переноса на собеседника.

-Ориентируется в схеме собственного тела, различает правую и левую руки, испытывает трудности в перешифровке на собеседника, но пытается понять способ переноса, помощь эффективна.

-Испытывает трудности в определении правой и левой стороны, не понимает способ переноса на собеседника, помощь эффективна.

-Не различает правую и левую стороны в схеме собственного тела, не может осуществить перенос на собеседника, помощь не использует.

3

2

1,5

1

Беседа: где, что стоит.

Цель:  Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку: слева, рядом, под. справа. ' около,  вверху, за. внизу, на. Показ и название частей помещения: двери, окна, стены, потолок, пол.

Оборудование: Игрушки: медвежонок, машина, кукла и сюжетные картинки: собака на стуле, под стулом; птичка в клетки и т.д.

Проведение обследования: Взрослый выполняет действия и спрашивает: «Куда я положила медвежонка?». «Что стоит справа от тебя? Что вверху?» и т.д.

Можно использовать игру «Прятки» с применением игрушек.

Ориентировка в окружающем пространстве.

-Представления о пространстве объектов осознаны, самостоятельно анализирует положение предметов, на основе ориентировки «на себе», удерживает программу действий, действует по словесной инструкции и может обобщать в слове.

-Представления о пространстве объектов осознаны, но испытывает трудности в удерживании программы и выполнении задания по словесной инструкции, необходимо её повторять.

-Представления о пространстве объектов ограничены, испытывает трудности в удержании программы и выполнении задания по словесной инструкции, в вербализации пространственных представлений.

-Представления о пространстве объектов резко ограничены, не может определить взаимное расположение предметов, заслоняющих друг друга, т.е. отношения выраженные предлогами «за», «перед».

3

2

1,5

1

Положи верно

Цель: Выявить умение ребенка ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: Лист бумаги, игрушка (медвежонок, машинка маленького размера).

Проведение обследования: Взрослый по образцу, а затем по словесной инструкции предлагает поставить игрушку в левый верхний  (нижний)  угол, в средину  и так далее.

Ориентировка на листе бумаги.

-Представления о пространстве сформированы, самостоятельно использует пространственные речевые инструкции (экспрессивный уровень).

-Ориентируется на плоскости листа по словесной инструкции, удерживает программу действий, но характерны незначительные трудности в использовании пространственных речевых конструкций.

-Пространственные представления сформированы, доступна ориентировка на листе бумаги по словесной инструкции, но испытывает серьёзные трудности в удержании программы действий, поэтому необходимо повторять задание в замедленном темпе в словесном отчете.

-Пространственные представления сформированы на уровне понимания и показа, доступна ориентировка на листе бумаги по образцу, испытывает серьёзные трудности в словесном отчёте или не ориентируется, или действует не адекватно.

3

2,5

1,5

1

Представления о временах года

Цель: Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: Сюжетные картинки с изображением четырех времен года с ярко выраженными специфическими признаками.

Проведение обследования: Перед ребенком на столе выкладываются картинки с изображением времен года — зимы, лета, осени, весны. Ребекку предлагают рассмотреть их и спрашивают:

«Скажи, какое сейчас время года? Покажи его на картинке. Какое время года наступит потом?» Уточняются знания ребенка о последовательности времен года.

Обучение не проводится, однако если ребенок не справляется с заданием, его просят найти изображение определенного .времени года.

Оценивается: Принятие и понятие задания, умение определить время года в период обследования и соотнести его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщенный, элементарный, фрагментарный и отсутствие представлений.

Временные представления. Времена года, их последовательность.

-Представления о временах года и их последовательности сформированы.

-Представления о временах года сформированы, но испытывает незначительные трудности  в определении их последовательности.

-Фрагментарное представления о временах года.

-Представления о временах года не сформированы.

3

2,5

1,5

1

  1. Мышление.

Найди место фигуре (матрица фигур)

Цель: задание направлено на выявление уровня развития логического мышления.

Оборудование: Три квадратных таблицы, разделены на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Три квадратных таблицы, разделенные на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями треугольников, нижняя — изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей по величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.  Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы  (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу.

Проведение обследования: Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки-В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и разной величины- Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрел таблицу, взрослый говорит: «А теперь рассмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки- Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку». Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки- Взрослый говорит: «Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно  поставить фигурки»-

Обучение: Если ребенок затрудняется в выполнении задания-ему помогают определить место для каждой фигурки, активизируя при этом ориентировочно — познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, то есть отметить (нужные места крестиками.

Оценивается: Принятие и понимание задания, способ выполнения — самостоятельно или после обучения, результат.

Элементы логического мышления.

-Доступно решение задачи в плане классификации и сериации.

-Доступно решение задачи в плане классификации (выбор по форме),  трудности отмечаются в выборе по размеру, то есть в плане сериации; это говорит о недостаточном уровне развития перцептивных действий.

-Недоступно решение задачи в плане на классификацию и на сериацию, или действует неадекватно.

3

2

1

Четвёртый лишний

Цель: Исследуется уровень обобщения, логическая обоснованность, активность, возможность формирования и использовании обобщенных" представлений.

Оборудование: Картинки с нарисованными предметами: три цветка и кошка; посуда и стол; механические транспортные средства  и лошадь; кошка собака, коза, дятел  (рис. 26 — 28)

Проведение обследования: Ребенку показывают карточку с изображениями четырех предметов и просят, выделив лишний, обобщить три остальных: «Па этой карточке нарисованы четыре предмета, три из тих имеют что-то общее (подходят друг к другу), а один не подходит. Посмотри, что не подходит, какой предмет здесь лишний?». Если ребенок отвечает, то его спрашивают: «Почему не подходит?». Если объяснение не следует, а лишний предмет выделен правильно, то можно спросить: «Как можно назвать одним словом эти три предмета?». Попросить ребенка объяснить почему. Для анализа важно, как ребенок объясняет свое решение, в чем видит общность и различия предметов. Данная методика может быть использована для изучения обучаемости ребенка.

Уровень обобщения, логическая обоснованность, активность, возможность использования обобщённых представлений.

-Выполняет классификацию с учётом основного признака, логически обосновывает, обобщает в речевом плане.

-Выполняет классификацию с учётом основного признака, но затрудняется обобщить в речевом плане принцип группировки, работает медленно, требуется стимулирующая или организующая помощь.

-Выполняет классификацию без  учёта основного признака, принцип группировки не понимает (раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой) и не может объяснить принцип обобщения в речевом плане.

-Не выполняет классификацию или дает нелепое обоснование принципу выделения или использует обобщающее слово неадекватно, что может связано с недоразвитием смысловой стороны речи. Наглядно-образное мышление не сформировано.

3

2

1,5

1

Дорисуй

Оборудование: лист бумаги с изображением шести полукругов, фломастеры (цветные карандаши).

 Ребенку предлагают рассмотреть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов.

Обучение не проводится

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение самостоятельно выполнить задание; анализ рисунков.

Наглядно-образное мышление, продуктивное воображение.

-Образы разнообразные, носят оригинальный или конкретный, наглядный характер.

-Образы однообразные или повторяющиеся, все задания формы не использует.

-Дорисовывает одну фигуру, но изображение схематичное, без деталей.

-Продуктивное воображение не сформировано, либо «уходит» от условия задачи, либо действует неадекватно.

3

2

1,5

1

Расскажи

«Зимой»

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке — идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ловят снежинки; на второй —дети катают снежный ком; на третьей — мальчик катает маленький ком для головы, а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой — дети слепили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро.

Проведение обследования: Ребенку предлагают рассмотреть картинки и говорят: «Подумай, как составить рассказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание».

После выполнения задания (независимо от того, соблюдена ли правильная последовательность событий или нет) оценку действиям ребенка не дают, ему предлагают составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами.

Оценка результатов: понимание единого сюжета в этой серии

картинок; учет временной и логической последовательности; способность передавать сюжет и последовательность событий, в своем рассказе.

Наглядно-образное мышление.

-Верно осмысливает содержание отдельных картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, может составить логический рассказ.

-В целом верно вычленяет центральную идею сюжета, но затруднение вызывает временное развитие событий, логическая последовательность операций, самостоятельный рассказ не развёрнут, схематичен.

-Не устанавливает взаимосвязь изображённых событий, не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядом расположённых событий, рассказывает о каждой картинке отдельно), описание схематично, но помощь эффективна.

-Не понимает логической взаимосвязи даже при помощи взрослого или ограничивается перечислением объектов на картинке, помощь не эффективна.

3

2

1,5

1

Звуковой анализ слова

Цель: Задание направлено на выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте.

Оборудование: счетные палочки.

Взрослый говорит: «Я сейчас назову

слово, а ты должен определить, сколько в нем звуков». Далее называет слово дом, выясняет у ребенка количество звуков и просит:

«Назови первый звук, третий, второй». Таким же образом предлагают проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т. д.

Обучение: если ребенок не может проанализировать слово дом,

взрослый сам называет звуки по очереди и выкладывает соответствующее количество палочек. Затем вместе с ребенком проводится

анализ слова кот. В тех случаях, когда ребенок понял, как анализируется слово, ему можно предложить анализ других слов.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения — самостоятельно или после обучения; наличие

интереса к заданию.

Умение ребёнка анализировать звуковой состав слова, уровень развития предпосылок к учебной деятельности.

-Самостоятельно может проанализировать слова и определить место звука в слове из пяти – шести звуков.

-Самостоятельно задание выполняет только после обучения.

-Не может проанализировать звуковой состав слова, помощь не эффективна.

3

2

1

Продолжи ряд

(письмо)

Цель: Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.

Оборудование: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй — палочки и крючочки, а на третьей —треугольники.

Ребенка просят: «Продолжи строчку, как здесь».

Оценка действий: принятие и понимание задания; анализ образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.

        

Способность анализировать образец и работать по нему, а также уровень развития готовности руки к письму.

-Хорошо анализирует образец, учитывает принцип чередования, размеры элементов сохранены, работает с интересом.

-Слабо анализирует образец, может написать некоторые образцы, и принцип чередования элементов при написании не учитывает.

-Не может написать по образцу, пишет только некоторые элементы букв, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки.

-Недоступен анализ образца либо действует неадекватно.

        

3

2

1,5

1

Количествен-ные представле-ния и счёт

Оборудование: счетные палочки (20 шт), экран.

Первый вариант: ребенку предлагают посчитать до десяти и обратно. Затем задают вопросы:

«Какое число больше: 5 или 6?

 Какое число меньше: 6 или 7?

Какое число стоит после пяти?

Какое число стоит между тремя и пятью?»

Если ребенок испытывает затруднения в этих заданиях, то обучение не

проводится.

Второй вариант: ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты

возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них

отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла.

А потом посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сначала предлагают взять шесть палочек из пятнадцати и, раскладывая

их в ряд, просят ребенка пересчитать и запомнить их количество.

Затем закрывают их экраном и отнимают две палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько отняла?»

Далее палочки кладут на место и закрывают экраном, предварительно попросив ребенка запомнить их количество. За экраном прибавляют две палочки, открывают его и

спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» И т. д.

Обучение: если ребенок затрудняется в определении операции и

количества палочек, то ему предлагают решить такого же рода задачу в пределах пяти, при затруднении — в пределах четырех. Если ребенок не решает задачи в пределах четырех, то ему предлагают выполнить счетные операции в пределах трех с открытым результатом.

Третий вариант (решение устных задач) предлагается, если

ребенок отвечает верно в первых двух вариантах. Условия задач:

«Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные девочки.

Сколько девочек гуляло во дворе?»;

«На лужайке стоял пенек, а из-за пенька торчали 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: ребенку предлагают воспользоваться палочками и

решать задачи с опорой на них. Затем предлагают решить аналогичные задачи устно:

  • «На лужайке сидели 6 зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось?»;
  • «За забором стояли гуси.

Были видны только лапки. Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гусей за забором?».

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение выполнять счетные операции по представлению;

умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость —умение переносить способы решения задач на аналогичный результат.

Представления о количестве, выполнение счётных операций в уме (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

-Представление о количестве сформированы, выполняет счётные операции в «уме» в пределах 10, решает предложенные устные задачи в пределах 6 и более.

-Представление о количестве на достаточном уровне, выполняет счётные операции по представлению в пределах 5 с использованием палочек.

-Элементарное представление о количестве, выполняет счётные операции по представлению только в пределах 3, устные задачи не решает.

-Представления о количестве не сформированы, счётные операции даже в пределах 3 не выполняет, не ориентируется на количественный  признак, решение устных задач не доступно, помощь не эффективна.

3

2

1,3

1

  1. Запоминание.

Опосредован-ное запоминание

Цель: Выявление понимания инструкции и сохранения ее до конца  эксперимента- Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания.   Точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания-

Оборудование: Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов (чашка, будильник, лопата, расческа, гриб, листок, книга, елка, очки) и пяти слов (дерево, время, чай. волосы, работа).

Проведение обследования: Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слона- Чтобы легче было их запомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову время» — подходит картинка — «будильник», потому что он показывает время». После чего ребенок начинает работать и объясняет каждую установленную связь между словом и установленной картинкой. После того, как все слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают ,в сторону и дают задание отвлекающего характера- Через 20—30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и просят вспомнить слова, которые назывались.

Умение пользоваться приёмами опосредованного запоминания. Точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

-Владеет приёмами опосредованного запоминания, характерна выраженная мыслительная активность при установлении связи слова с картинкой.

-Недостаточно владеет приёмами опосредованного запоминания, т.е. использует картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения, но при припоминании слов могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватного выполнения (называние изображённого на картинке, вместо заданного слова).

-Резко ограничены возможности использования приёмов опосредованного запоминания, не может использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения, но доступно установление смысловых взаимосвязей между словом и картинкой, только с помощью взрослого.

-Не владеет приёмами опосредованного запоминания, картинки мешают запоминанию слов, при предъявлении отобранных картинок, не пытается вспомнить слово, а просто называет слово, что изображено на картинке, помощь не эффективна.

3

2

1,5

1

Чтение стихов

Цель: выявить особенности мнемических процессов (запоминание, сохранение и воспроизведение).

Ребёнку предлагается прочитать любое стихотворение наизусть.

Особенности мнемических процессов.

-Самостоятельно рассказывает стихи наизусть, передаёт ритм, интонацию, выразительность, ошибки отсутствуют, проявляет интерес к запоминанию.

-Рассказывает стихи при минимальной помощи взрослого, стремиться передать ритмический рисунок, но может опускать или повторять отдельные фразы или единичные искажения слов.

-Доступно чтение коротких стихотворений, ритм часто нарушен, воспроизводит с персеверациями или единичные искажения слов и смысловые замены.

-Доступно воспроизведение двустишия после неоднократного повторения или преобладают искажения слов и смысловые замены.

3

2

1,3

1

  1. Обобщающий запас знаний и представлений

Беседа

Рекомендуемые вопросы и задания:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Когда твой день рождения?
  • Назови свой домашний адрес.
  • Расскажи о своем доме.
  • Сколько в нем этажей?
  • На каком этаже ваша квартира?
  • Расскажи о своей семье. Как твоя фамилия?
  • Как зовут твоих родителей?
  • Кто еще с вами живет?
  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
  • В какой класс ты сразу поступишь?»

При затруднении можно задавать уточняющие вопросы.

Оценка действий ребенка: умение отвечать на заданные вопросы; знания и представления о себе и своей семье; наличие представлений о школе; уровень сформированности положительного отношения к школе.

Точность осознанность представлений об окружающем.

-Представления об окружающем конкретны, достаточно развёрнуты, осознаны, устанавливает последовательность возрастного развития, отвечает на вопросы в правильной грамматической форме.

-Представления об окружающем конкретны, осознаны, но знаний недостаточно, затрудняется устанавливать  последовательность возрастного развития, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки.

-Представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны , не понимает последовательность возрастного развития, фраза аграмматичная.

-Представления об окружающем резко ограничены, отрывочны, бессистемны, на простые вопросы отвечает односложно, фраза аграмматичная.

3

2,5

1,5

1

  1. Игровая деятельность.

Наблюдение.

Цель: Задание направлено на выявление уровня развития сюжетно - ролевой игры.

Оборудование: В игровом уголке находятся кукла, посуда, мебель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, машины-строительный материал, конструктор, солдатики - таз с водой мелкие игрушки.

Проведение обследования: Ребенку предлагают поиграть в игровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребенка во время игры.

Оценивается: Интерес к игрушкам - характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление, к сюжету).

Уровень развития игры.

-Высокий уровень, соответствует возрастным нормативам.

-Достаточный уровень, соответствует возрастным нормативам, отмечается снижения самостоятельности в процессе игры.

-Допустимый уровень, незначительно отстаёт от возрастных нормативов.

-Критический уровень, значительно отстаёт от возрастных нормативов.

3

2

1,5

1

  1. Продуктивные виды деятельности.

Рисование (дом, дерево, человек)

Цель: Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленной и   деятельности.

Оборудование: Цветные фломастеры и бумага

Проведение обследования: Ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево- Обучение не проводится.

Оценивается: Принятие и понимание задания; интерес к заданию; анализ рисунков: стремление к сюжетному изображению

Сформированность предметного рисунка.

-Рисует заданные предметы с деталями, использует цвет как определённый признак предметов, четко отмечает тенденции к сюжетному изображению

-Рисует заданные предметы с деталями, но не использует цвет как определённый признак предметов, в рисунках нет стремления  к сюжетному изображению.

-Рисует заданные предметы без деталями, не использует цвет как  признак определённых  предметов свойств предметов (рисунок человека, как правило без шеи)

-Рисунок отдельно напоминает предметы, человек изображён примитивно, конечности либо отсутствуют, либо прорисованы простой линией, пальцы не изображены, так же уши, волосы, нос, шея.

3

2

1,3

1

  1. Состояние речевой деятельности

Понимание речи

-Понимание речи в полном объёме, принимает активное участие в речевом диалоге.

-Понимание речи  ситуативное, на бытовом уровне.

-Понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов.

-Не понимает обращённую речь, не может осуществить функцию общения, не компенсируется мимико-жестикуляторными средствами.

3

2

1,3

1

Состояние речевого аппарата

-Анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений.

-Незначительные нарушения.

-Значительные нарушения артикуляционного аппарата.

3

2

1

Лексическая сторона речи

-Активный словарный запас соответствует возрасту (собственная речь фразовая, хорошо понятна для окружающих).

-Словарный запас в пределах бытовой ситуации (собственная речь фразовая, но малопонятна для окружающих).

-Словарный запас резко ограничен (собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов).

-Собственная речь отсутствует, либо нет даже отражённой речи.

3

2

1,3

1

Сформи-рованность грамматичес-кого строя речи

-Грамматический строй речи сформирован.

-Грамматический строй речи сформирован недостаточно.

-Грамматический строй речи не сформирован (высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета).

3

2

1

Сформи-рованность фонетической стороны речи

-Звуковая сторона речи усвоена полностью.

-Отмечаются незначительные дефекты произношения.

-Не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешения звуков).

3

2

1

Состояние функций фонематичес-кого слуха (фонематичес-кого восприятия)

-Функции фонематического слуха сформированы: дифференцирует на слух и в произношении.

-Функции фонематического слуха сформированы недостаточно.

-Функции фонематического слуха не сформированы.

3

2

1

Вывод

-Развитие речи в пределах возрастной нормы.

-Незначительное отставание в развитии речи.

-Значительное или выраженное отставание в развитии речи.

3

2

1

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы. Поведение.

Особенности контакта и желание сотрудничать со взрослым.

-Легко устанавливает полноценный контакт, способствует совместной деятельности, контакт стабилен на протяжении всего времени общения.

-Контакт устанавливается легко, но носит нестабильный характер или устанавливается постепенно, в последствии становится полноценным и стабильным, но иногда при столкновении с трудностями контакт ухудшается.

-В контакт вступает легко, но носит формальный , поверхностный характер или уходит от контакта в процессе обследования; из-за низкой работоспособности и требуется активизация контакта со стороны взрослого.

-В контакт вступает не сразу, носит характер не стойкий, хрупкий на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации обследования или обусловлено чрезмерной стеснительностью, или скованностью ребёнка, или непониманием ситуации.

3

2

1,5

1

Реакция на одобрение и поощрение.

-Реакция на одобрение и поощрение адекватная, окрашена положительными эмоциями, выраженное стремление получить одобрение одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

-Реакции адекватные, внешне достаточно выражены, поощрения и успехи улучшают темп и результативность деятельности.

-Поощрения и одобрения ребёнок понимает в целом правильно, но внешне недостаточно выражены, поощрения и успехи могут улучшить темп и результативность деятельности, поэтому требуется постоянная стимуляция со стороны взрослого.

-Поощрения и одобрение понимает правильно, но затруднения приводят к некоторой дезорганизации деятельности, что влияет на её продуктивность или безразличен к поощрениям, равнодушен к одобрению либо наблюдается дурашливость, неадекватность поведения.

3

2

1,5

1

Реакция на замечания и требования.

-Реакция на замечания и требования адекватная, замечания огорчают, однако стимулируют ребёнка (исправляет своё поведение в соответствии с замечанием).

-Реакции адекватные , внешне достаточно выражены, но может не проявить настойчивости в разрешении проблемы и требуется контроль со стороны взрослого.

-Реакции на замечания и требования внешне достаточно выражены и адекватны, но может проявить выраженные эмоции (слёзы, агрессия, отказ от деятельности) либо после замечания раздражается или замыкается, либо безразличен к замечаниям.

-Порицание приводит к некоторой дезорганизации деятельности, что влияет на её продуктивность, или эффект от стимуляции не значителен, так как интерес к предлагаемой деятельности резко снижен.

3

2

1,5

1

Реакция на трудности и неуспех в деятельности.

-Гордится своими успехами, критически оценивает неудовлетворённые результаты своей деятельности, сосредотачивается на задании, самостоятельно решает проблему и фиксирует в элементарных речевых высказываниях.

-При встрече с трудностями огорчается, и ребёнок обращается за оценкой правильности действий к взрослому, необходима как стимулирующая, так и обучающая помощь, может обратиться к сверстнику.

-Теряет интерес при первом затруднении, неуспех не мобилизирует усилия ребёнка, требуется постоянная стимуляция его деятельности, и эффект от стимуляции не всегда достигается или у ребёнка отмечается высокий уровень притязаний на успех, не подкреплённый соответствующими знаниями и умениями.

-Пассивный уход от трудного задания, или молчаливый отказ (из-за отсутствия интереса к предлагаемой  деятельности) или затруднения приводят к дезорганизации деятельности ребёнка, вызывают неадекватные эмоциональные реакции (громкий, дурашливый смех, или плач, или реакция активного протеста).

3

2

1,3

1

Общий фон настроения.

-Адекватный, уравновешенный, настроение бодрое, спокойное.

-Деспрессивный.

-Безразличный или раздражительный, настроение неустойчивое, отмечаются резкие его колебания.

-Эйфоричный.

-Дисфоричный.

3

2,5

2

1,5

1

XI. Общение.

Общение со взрослыми.

-Активное общение, ребёнок испытывает потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении со стороны взрослого, ведущий мотив – личностный, основными средствами общения являются – речевые.  

-Потребность в общении достаточная, ведущий мотив – познавательный, но испытывает трудности в использовании  речевых средств общения.

-Потребность в общении недостаточная, или ведущей формой общения является ситуативно – деловое (предметно – действенное), отмечается не полный состав средств общения, и не частое их использование (5-6 лет), если репертуар средств очень беден в 6-7 лет, то это не соответствует возрастным нормативам.

-Потребность в общении резко снижена, пассивно, слабо выражена чувствительность к воздействию взрослого или непродуктивная активность в общении.

3

2

1,5

1

Общение со сверстниками.

5 – 6 лет.

-Выраженная активность в общении, отмечаются устойчивые отношения с одним или двумя сверстниками, репертуар средств общения богат и разнообразен, владеет средствами разрешения возникших конфликтных ситуаций, но может обратиться за помощью взрослого для разрешения спора.

-Снижена потребность в общении, контакт кратковременный, или изобразительный, владеет речевыми средствами общения, испытывает трудности в разрешении конфликтных ситуаций.

-Потребность в общении на низком уровне, слабо выражена чувствительность к воздействиям сверстников. Репертуар средств общения беден, испытывает значительные трудности в разрешении конфликтных ситуаций.

-Потребность в общении на крайне низком уровне, контакт со сверстниками формальный, репертуар средств общения крайне беден, не владеет простыми способами разрешения возникших конфликтов ситуаций.

3

2

1,5

1

6 – 7 лет.

-Выраженная активность в общении, репертуар средств общения богат и разнообразен, хорошо владеет способами разрешения возникших конфликтных ситуаций, мнения товарищей значимо и учитывается в процессе общения.

-Достаточно активен в общении, владеет речевыми средствами общения, имеет товарищей по совместным играм, но отношения не устойчивые, может самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию, но часто прибегает к помощи взрослого.

-Снижена потребность в общении, не имеет постоянных товарищей по совместным играм, дружеские отношения неустойчивые, владеет речевыми средствами общения, но  часто испытывает трудности в понимании эмоциональных состояний другого человека и в разрешении конфликтных ситуаций.

-Потребность в общении на крайне низком уровне, контакт со сверстниками формальный, репертуар средств общения беден, испытывает трудности в понимании эмоциональных состояний другого человека, слабо владеет простыми способами разрешения возникших конфликтных ситуаций.

3

2

1,5

1

  1. Интерес, его активность, стойкость.

-Выраженный и стойкий интерес от начала до конца задания работает увлечённо, с удовольствием появляются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества нет четкого доминирования мотивов.

-Интерес снижается из-за низкой работоспособности или чрезмерной отвлекаемости, неудач, замечаний, нет чёткого доминирования мотивов.

-Поверхностный интерес в начале задания, но частично компенсируемый положительной оценкой или угасающий по мере утомления или столкновениями с трудностями.

-Поверхностный, слабый интерес или безучасен, равнодушен, но совместная деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции или частой смены видов деятельности либо ничем не компенсируемый.

3

2

1,5

1

  1. Особенности деятельности.

Характер ориентировочных действий

-Зрительная ориентировка.

-Примеривание, либо пробующие, целенаправленные действия.

-Хаотичные действия или силовые пробы.

3

2

1

Самостоятельность выполнения заданий.

-Самостоятельно начинает и выполняет задание, помощь не требуется.

-Самостоятельно не может начать выполнять задание из-за неуверенности, необходима стимулирующая либо организующая помощь.

-Не может выполнить задание самостоятельно из-за неустойчивости внимания, трудности анализа образца или условий задачи.

-Не может выполнить задание из-за низкой работоспособности, или интереса, или из-за неудач.

-Не принимает и не понимает задание и не может его выполнить, помощь не эффективна.

3

2

1,5

1,3

1

Целенаправленность деятельности (характер).

-Действует целенаправленно, активен на протяжении всего задания.

-Действует целенаправленно, но недостаточно активен, постоянно отвлекается, помощь эффективна.

-Целенаправленность резко снижается из-за неудач, либо трудностей анализа образца или условий задачи, либо из-за пресыщения деятельностью, но улучшаемая стимуляцией.

-Нецеленаправленная деятельность, действует неадекватно, бесцельно, хаотично, помощь не эффективна.

3

2

1,5

1

  1. Работоспособность.

-Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания, темп деятельности без колебаний, продуктивность достаточная.

-Умеренная работоспособность (наблюдается пресыщение деятельностью с середины или к концу задания), темп деятельности замедленный или быстрый, продуктивность достаточная.

-Мерцательный или волнообразный характер работоспособности либо из-за вида заданий (игра или задание вербального характера), либо то низкого уровня психического тонуса, или активности, продуктивность снижена.

-Низкая работоспособность (пресыщение деятельностью, импульсивность, либо отсутствие мотивации наблюдается с начала выполнения задания), продуктивность резко снижена, к результату равнодушен.

3

2,5

1,5

1

  1. Особенности внимания.

-Способен к длительному сосредоточению и переключению внимания, воспринимает необходимый объём информации.

-Способность к концентрации внимания проявляется нестойко, наблюдается недостаточная активность и самостоятельность, зависимость внимания от внешних воздействий, нарушения переключаемости,  ребёнок нуждается во внешней стимуляции и организации деятельности.

3

2

  1. Саморегуляция и контроль.

- Самоконтроль и саморегуляция несколько снижены, допускает ошибки, но при обнаружении ошибки сосредотачивается на задании и исправляет ее с незначительной помощью взрослого (6 лет), самостоятельно (7 лет)

- Самоконтроль и саморегуляция на низком уровне, допускает многочисленные ошибки, частично исправляет, но требуется обучающая помощь, либо направляющая (постановка цели, повторение инструкции), внешний контроль, но эффект незначителен

- Самоконтроль и саморегуляция не доступны, ошибки самостоятельно не замечаются, помощь не эффективна, к результату равнодушен  

2,5

1,5

1

  1. Реакция на результат. Критичность.

- Понимает свои успехи и неудачи, способен оценивать свое поведение с позиций моральных норм, самооценка завышена, но хвалят себя уже не в открытой форме, (у большинства детей к 7 годам самооценка становится более адекватной, однако более характерно ее завышение, чем занижение), ярко выражена установка на результат

- Критичность снижена, адекватность возможна после наводящих вопросов, уточняющих поведение, характерна чувствительность к оценкам взрослых, выражена установка на результат

- Критичность резко снижена даже после уточняющих вопросов, эффект от стимуляции не всегда достигается, снижена чувствительность к оценкам взрослых, интерес к деятельности, слабо проявляется установка на результат

- Не критичен, или равнодушен, не заинтересован в результате своей деятельности, установка на результат отсутствует  

3

2,5

1,5

 

1

  1. Обучаемость.

оптимальный уровень, ориентировка в задании носит активный характер, осуществляет перенос способа действия на аналогичное задание, восприимчив к помощи, которая может носить стимулирующий характер

  • достаточный уровень, ориентировка в задании снижена из-за неустойчивости внимания, но осуществляет перенос способа действия на аналогичное задание после уточнения цели или повторения инструкции (направляющая помощь), показа одного двух этапов помощи, либо помощь носит направляющий, либо организующий характер
  • допустимый уровень — незначительно снижена ориентировка в задании из-за низкой работоспособности, либо снижения интереса к заданию, затруднен перенос способа действия на аналогичное задание, но помощь эффективна, носит либо организующий характер, либо обучающий характер
  • критический уровень — значительно снижена ориентировка в задании, либо грубо нарушена, резко затруднен перенос на аналогичные виды работы, необходима массивная обучающая помощь, либо не принимает помощь, и задание не выполняет  

3

 

2

1,5

1



Предварительный просмотр:

Протокол педагогической диагностики ребенка 6 -7 лет

Ф.И. ребенка ______________________________ Дата обследования ____________

Первый раздел и его показатели

Оценка показателя

Среднее значение блока

Балл

Балл

I.Исследования движений и действий. Моторика

1.Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей 

- Статические и изолированные движения

- Упражнения на координацию движений

- Исследование двигательной памяти

2.Подвижность рук и моторика пальцев

- Упражнения на подвижность рук и моторики пальцев

- Оценка предметных действий

3. Готовность руки к письму (6-7 лет)

«Рисование простых узоров» (6 лет)

«Срисуй доски»(7лет)

II.Восприятие

Целостное восприятие предметного изображения

«Сложи» (разрезная картинка из 5 частей - клоун)

Тактильный предметный гнозис. Узнавание предмета по тактильному восприятию «Что в мешочке»

III.Пространственно-временные представления

Ориентировка в схеме собственного тела «Различение правой и левой стороны»

Ориентировка в окружающем пространстве

Беседа «Где, что стоит»

Ориентировка на листе бумаги «Положи верно»

Представления о временах года, их  последовательность

«Представления о временах года»

IV.Мышление

Элементы логического мышления «Найди место фигуре» (матрица фигур

Уровень обобщения, логическая обоснованность, активность, возможность использования обобщенных представлений. «Четвертый лишний»

Наглядно-образное мышление, продуктивное воображение «Дорисуй»

Наглядно-образное мышление «Расскажи»

Анализировать звуковой состав слова, предпосылки к учебной деятельности  «Звуковой анализ слова»

Способность анализировать образец и работать по нему «Продолжи ряд»

Представления о количестве, выполнение счетных операций в уме (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления). «Количественные представления и счет»

V.Запоминание

Приемы опосредованного запоминания. Точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

«Опосредованное запоминание»

Особенности мнемических процессов

«Чтение стихов»

VI.Общий запас знаний и представлений

Точность осознанность представлений об окружающем

«Беседа»

VII.Игровая деятельность

Уровень развития игры

Наблюдение

VIII.Продуктивные виды деятельности

Сформированность предметного рисунка

«Рисование (дом, дерево, человек)

IX.Состояние речевой деятельности

Беседа и наблюдение (логопедическая диагностика)

6.1. Понимание речевой инструкции 

6.2. Состояние речевого аппарата

6.3. Лексическая сторона речи

6.4. Сформированность грамматического строя речи

6.5. Сформированность фонетической стороны речи

6.6. Состояние функций фонематического слуха (фонематического восприятия)

ИТОГО

Максимальная сумма баллов по первому разделу

27

Второй раздел.  Общие показатели (по итогам обследования)

I. Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения

1.1.Особенности контакта, желание сотрудничать со взрослым

1.2.Реакция на одобрение и поощрение

1.3.Реакция на замечания и требования

1.4.Реакция на трудности и неуспех в деятельности

1.5.Общий фон настроения

1.6.Выраженность эмоций

II Общение

2.1.Особенности общения со взрослым

2.2.Особенности общения со сверстниками

III. Интерес его активность, стойкость

IV. Особенности деятельности

4.1.Характер ориентировочных действий

4.2.Самостоятельность выполнения, виды помощи

4.3.Целенаправленность деятельности (характер)

V. Работоспособность

VI. Особенности внимания

VII. Саморегуляция и контроль

VIII. Реакция на результат. Критичность

IX. Обучаемость

Итого

Максимальная сумма баллов по второму разделу

27

Максимальная сумма баллов по первому и второму разделу

54

Уровень возможного освоения образовательной программы

Педагогическое заключение

По результатам психолого-педагогической диагностики выявлены особенности по следующим показателям: ___________________________________________________________

Таким образом, ведущая проблема ребенка _______________________________________

Сохранные функции: ___________________________________________________________

Уровень возможного освоения образовательной программы ______________________

Основные направления коррекционно - развивающей работы:________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендации ________________________________________________________________

Учитель-дефектолог _______________________________________ подпись



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики обследования детей и подростков с дизартрией

Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения.Основной целью ...

Методика обследования детей

Методика обследования детей с нарушением общих речевых навыков....

Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития

В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...

Методика обследования детей с общим недоразвитием речи

Речевая карта обследования детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста...

Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И.Крупенчук".

Информация из опыта работы "Методики обследования детей с ФФНР по О.И. Крупенчук"....

Консультация «Диагностические методики обследования детей раннего возраста»

Консультация "Диагностические методики обследования детей раннего возраста"....

Методика обследования детей со стертой формой дизартрии

Для оценки состояния артикуляционной и мимиче­ской моторики детей со стертой дизартрией использу­ются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной....