ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Волошина Наталья Владимировна

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

 

 

1 год обучения. 2016- 2017 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temat.plan_na_star.gr_._.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Утверждаю:

                                                                                                                       Заведующий муниципального

                                                                                                                бюджетного дошкольного

                                                                                                                       образовательного учреждения

детский сад № 8 комбинированного

                                                                                                                                вида муниципального образования

                                                                                                         Щербиновский район

                                                                                                                               ______________  Г.Л. Романенко

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

1 год обучения. 2016- 2017 уч. год

Учитель – логопед

Волошина Н.В.

Дата

№ НОД

Вид и тема ООД

Программное содержание

05.09

Обследование

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: «Прощание с летом»

Закрепить представления о лете , как о времени года.

- закрепить в речи лексику по теме;

- развивать познавательные интересы детей;

- воспитывать любовь к природе;

-побуждать детей к высказыванию фразой.

06.09

Обследование

Формирование фонетической стороны речи

Тема: «Артикуляционная гимнастика»

- познакомить детей с комплексом артикуляционной гимнастики;

- дать рекомендации по точному выполнению упражнений;

- формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки

звуков.

08.09

Развитие связной речи

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето»

Выучить с детьми стихотворение о лете. Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Воспитывать у детей интерес к поэзии.

12.09

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: «Моя станица»

- учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа.

- углублять знания детей по теме; закреплять употребление предлога в;

- развивать умение строить небольшие предложения;

- развивать наблюдательность, инициативную речь.

13.09

Формирование фонетической стороны речи

Тема: «Дыхательная гимнастика

- познакомить детей с комплексом дыхательной гимнастики;

- дать рекомендации по точному выполнению упражнений;

- формировать и развивать силу вдоха и выдоха.

15.09

Формирование связной речи.

Тема: «Рассматривание альбома «Достопримечательности нашей станицы»

- учить детей подбирать существительные к прилагательным;

- закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- закреплять употребление притяжательных местоимений.

- воспитывать у детей любовь к своей малой родине.

19.09

Обследование

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: «Детский сад»

Дать представление о детском саде- познакомить детей с помещениями детского сада их расположением и назначением (игровая комната, столовая, спальня, раздевалка, туалет, умывальная комната);

- Закрепить в речи лексику по теме;

- развивать познавательные интересы детей;

- воспитывать любовь к детскому саду;

-Побуждать детей к высказыванию фразой;

20.09

Обследование

Формирование фонетической стороны речи

Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на не речевых звуках»

Формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках

-развивать фонематические процессы

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

-развивать дыхание, голос

22.09

Развитие связной речи

Тема: Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям.

- учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;

- учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям.

- систематизировать знания о детском саде;

- активизировать словарь по данной теме.

- воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.

26.09

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Игрушки».

- учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа.

- отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа;

- углублять знания детей по теме; закреплять употребление предлога с;

- развивать умение строить небольшие предложения;

- развивать наблюдательность, инициативную речь.

27.09

Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках»

- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.

- познакомить с понятием «слово» .

- развивать фонематическое восприятие детей.

- развивать слуховое внимание.

- развивать дыхание, голос и мимические мышцы

29.09

Развитие связной речи

Тема: Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям.

- формировать у  детей умение составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ.

- систематизировать знания по теме «Игрушки»;

- активизировать словарь по данной теме;

- развивать умение подбирать местоимения к. именам существительным.

- воспитывать, у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

03.10

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Осень. Приметы осени»

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

04.10

Формирование звукопроизношения.

Звук У.

Учить выделять звук в начале и конце слова. Закрепить навыки четкого различения и произношения звука [у] в слогах, словах. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой анализ и синтез.

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память, внимание, мышление, общую, артикуляционную и мелкую моторику

06.10

Развитие связной речи

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа (магнитной доски).

- учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

- систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

- активизировать словарь по теме «Осень»;

- закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

- воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

10.10

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Овощи»

- учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

- развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;

- упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

- развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

11.10

Формирование звукопроизношения.

Звук А

Познакомить с гласным звуком [а], Закрепить навык четкого произношения звука [а].

Учить выделять гласный звук [а] среди других гласных, обозначать его.

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать множественное число имен существительных).

Формировать элементарные навыки звукового анализа, учить выделять первый гласный звук в слове.

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память, внимание, мышление, общую, артикуляционную и мелкую моторику.

13.10

Развитие связной речи

Тема: Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему.

- учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

- учить узнавать овощи по описанию.

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме «Овощи»;

- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

- воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

17.10

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Фрукты»

- учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже.

- упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои;

- развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по теме;

- развивать внимание и мышление, уча устанавливать причинно-следственные связи.

18.10

Формирование звукопроизношения.

Звуки А-У

-Закрепить навыки различения и правильного произношения  звуков «А, У»,  учить дифференцировать эти звуки в составе звукокомплексов и слов;

- Развивать фонематический слух;

- Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов с помощью зрительных символов, чтения слогов;

- Учить подбирать слова с заданным начальным звуком по наглядной опоре и без неё.

- Развивать память и внимание: учить находить лишнюю среди других картинок, с учётом начального звука в их названиях (утка – утюг – айва - утёнок) .

20.10

Развитие связной речи

Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

- учить детей подбирать существительные к прилагательным;

- учить составлять рассказ с опорой на схему.

- закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- закреплять употребление притяжательных местоимений.

- воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

24.10

Формирование лексико-грамматических категорий

 Тема: «Сад-огород»

- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.

- развивать у детей умение составлять предлжения и правильно употреблять предлог в.

-упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

- закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.

25.10

Формирование звукопроизношения.

Звук П.

Знакомство с согласным звуком П;

Развитие фонематического анализа и синтеза

Уточнение артикуляции речевого выдоха, сравнение с артикуляцией гласных звуков; слоговой анализ слогов

27.10

Развитие связной речи

Тема «Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

- учить детей пересказывать рассказ . используя сюжетные картинки.

- учить логическому построению высказывания.

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

- закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад-огород»

31.10

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды. Деревья.»

Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды. Деревья»

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе).

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

01.11

Формирование звукопроизношения.

Звук О

- знакомство с гласным звуком «О», особенностями его артикуляции, зрительным символом;

- учить выделять звук «О»(на слух  и произносительно) в потоке и сочетании звуков, в начале слов;

- совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

- формировать навыки звукового анализа.

03.11

Развитие связной речи

Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

- учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

- учить логическому построению высказывания.

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях.

- воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.

07.11

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Перелётные птицы»

- Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. соверш. граммат. строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговой структуры слов, связной речи. - Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

- составление рассказа по серии сюжетных картинок. («Птички в гнезде».);

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, творческого воображения и подражательности.

08.11

Формирование звукопроизношения.

«Звук И»

- знакомство с гласным звуком «И», особенностями его артикуляции, зрительным символом;

 - учить выделять звук «И»(на слух  и произносительно) в потоке и сочетании звуков, в начале слов;

- совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

- формировать навыки звукового анализа;

- пополнять лексический запас

10.11

Развитие связной речи

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

Учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; учить логическому построению высказывания,

развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по теме;

14.11

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Одежда»

- учить детей различать предметы одежды по сезонам;

- формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.

- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -енък-, -оньк-;

- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;

- развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

15.11

Формирование звукопроизношения.

Звук  и  буква  М              

- познакомить детей с согласным звуком «М», особенностями его артикуляции,

- учить выделять звук «М» ( на слух и произносительно) в потоке , сочетаниях, в начале слов;

- учить определять наличие или отсутствие звука в слове;

- учить анализировать и синтезировать  слоги АМ, МА, МАК, МАМА.

- развивать фонематические процессы

17.11

Развитие связной речи

Тема: Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.

- учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

- развивать умение узнавать предмет по описанию.

- воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

21.11

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: «Обувь. Одежда. Головные уборы.»

- формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа.

- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь.

- упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).

- развивать мыслительную деятельность и внимание

22.11

Формирование звукопроизношения.

Звук и буква Н

- познакомить детей с согласным звуком «Н», особенностями его артикуляции,

- учить выделять звук «Н» ( на слух и произносительно) в потоке , сочетаниях, в начале слов;

- учить определять наличие или отсутствие звука в слове;

- учить анализировать и синтезировать  слоги ОН, НА, НУ,

- пополнять лексический запас

24.11

Развитие связной речи

 

Тема: Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.

- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.

28.11

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: «Ателье.»

- формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь.

- развивать мыслительную деятельность и внимание

29.11

Формирование звукопроизношения.

Звук  и буква Т

Учить различать гласные и согласные звуки. Знать их различия. Дать представление о твердости — мягкости согласных.

Учить образовывать форму родительного падежа имен существительных; выделять звук в начале слова. Продолжать учить составлять предложения по картинкам. Развивать связную речь, фонематический слух, зрительную память, внимание, мышление, общую и артикуляционную моторику.

01.12

Развитие связной речи

Пересказ рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок

Учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; учить логическому построению высказывания,

развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по теме;

упражнять детей в согласовании слов предложения

05.12

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:   «Зима. Зимние забавы»

- учить детей подбирать однокоренные слова;

- образовывать глаголы прошедшего времени.

- расширять, активизировать словарь по теме,

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;

- закреплять правильное употребление предлогов. - закрепить знания детей о зиме, зимних забавах,

- активизация лексики за счёт слов: санки, лыжи, коньки, снег, снежинка, снежок, снеговик, Снегурочка, снегопад, снегирь, подснежник, хоккей, клюшка, шайба, ворота, каток, лыжи, санки, коньки, лыжня, фигурист;

- формировать фонематический слух, грамматический строй речи.

06.12

Формирование звукопроизношения.

Звук Ть и буква Т

Дать представление о твердости — мягкости согласных.

Учить образовывать форму родительного падежа имен существительных; выделять звук в начале слова. Продолжать учить составлять предложения по картинкам. Развивать связную речь, фонематический слух, зрительную память, внимание, мышление, общую и артикуляционную моторику.

08.12

Развитие связной речи

Пересказ рассказа «Общая горка»

Учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; учить логическому построению высказывания,

развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по теме;

упражнять детей в согласовании слов предложения

12.12

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:  «Мебель. Части мебели»

- знакомство с названиями предметов мебели;

- развитие умения образовывать множественное число существительных, уменьшительно-ласкательную форму существительных;

- развитие мыслительных операций обобщения, исключения, сравнения;

- развитие умения образовывать имена прилагательные от существительных, родительный падеж существительных.

13.12

Формирование звукопроизношения.

Звук и буква К

- познакомить с согласным звуком «К», особенностями его артикуляции;

- продолжать учить определению позиции звука «К» в слове;

- учить выбирать слова со звуком «К» из стихотворных и коротких текстов, добавлять слова со звуком «К» в предложения и рифмовки.

15.12

Развитие связной речи

Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации.

- учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

- закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- упражнять детей в логическом изложении высказывания.

- воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

19.12

Формирование лексико-грамматических категорий

«Семья»

- образовывать  существительные множественного числа;

- учить составлять предложения на наглядном материале;

- учить подбирать противоположные по значению слова

- закреплять знания о родственных связях

20.12

Формирование звукопроизношения.

Звук «Кь».

Буква К

 Учить выделять звук в начале слова, находить место звука в слове. Продолжать учить составлять предложения по картинкам. Продолжать учить проводить анализ и синтез слогов. Развивать связную речь, фонематический слух, зрительную память, общую и артикуляционную моторику

22.12

Развитие связной речи

Составление рассказа  «Семейный ужине».

-обучение детей составлению связного, последовательного рассказа по серии сюжетных картин.

- формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

 -развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной и пальчиковой моторики

26.12

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:   «Новогодний праздник»

- учить детей употреблять предлог без и имена  существительные в различных падежах.

- закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существ. по теме;

- учить составлять простые предложения; - расширять и активизировать словарь по теме.

27.12

Формирование звукопроизношения.

Звуки К и Кь. Буква К.

Закрепить навык произношения и различения звуков [к, к’] в слогах, словах, фразах. Учить выделять звук в начале слова, находить место звука в слове. Продолжать учить составлять предложения по картинкам. Продолжать учить проводить анализ и синтез слогов. Развивать связную речь, фонематический слух, зрительную память, общую и артикуляционную моторику

29.12

Развитие связной речи

Тема: Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;

- формировать навык соблюдения последовательности изложения.

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь прилагательных по теме;

- упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Каникулы

09.01

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:  «Зимующие птицы»

Закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

10.01

Формирование звукопроизношения.

Звук и буква Б

- познакомить детей со звуком [б] и [б]

- научить характеризовать звук [б] по акустическим и артикуляционным признакам

  закрепить навыки произношения  звуков [б] в слогах, словах и фразах;

- упражнять в составлении звуковых схем;

- работать над предложением;

- упражнять в образовании новых слов;

12.01

Развитие связной речи

Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы.

-  учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

- учить составлять описательные рассказы.

- упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;

- упражнять в подборе синонимов;

- учить согласовывать слова в предложениях.

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

16.01

Формирование лексико-грамматических средств языка

 Тема: «Дикие животные зимой»

Уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ, подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

17.01

Формирование звукопроизношения.

Тема: Звук Бь и буква Б

- закрепить навыки произношения  звуков [б] в слогах, словах и фразах;

- продолжать учить находить место звука в слове, подбирать слова на заданный звук;

- упражнять в составлении звуковых схем;

- работать над предложением;

- упражнять в образовании новых слов;

19.01

Развитие связной речи

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк».

-  учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.

- учить составлять загадки о животных

- учить согласовывать слова в предложениях.

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

23.01

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:  «Почта».

- учить детей согласовывать имена существительные с глаголами ед. и мн. числа

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласованию их в роде, числе, падеже.

24.01

Формирование звукопроизношения.

Звук Э.

Закрепить навык произношения звука [э] в слогах, словах;

Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе;

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза

Умение подбирать слова на заданный звук.

Знакомить с понятием «предлог».

26.01

Развитие связной речи

Тема: «Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинкам».

-обучение детей составлению связного, последовательного рассказа по серии сюжетных картин.

-развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной и пальчиковой моторики

30.01

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Транспорт»

Закрепить знание видов транспорта, их названия, названия профессий; знать внешние признаки; отработать приставочные глаголы; закрепить словарь по данной теме

31.01

Формирование звукопроизношения.

Звуки [Г] [Г’]. Буква Г.

Закрепить навыки произношения и различения звуков [Г], [Г'] в слогах, словах и фразах; продолжать учить находить место звука в слове; упражнять в составлении звуковых схем; работать над предложением (подбирать предложения к картинкам с предлогами). Учить согласованию прилагательных с существительными;

02.02

Развитие связной речи

Тема: Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок.

- учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем.

- активизировать и расширять словарный запас детей по теме;

- закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;

- развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.

- воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.

06.02

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:  «Комнатные и декоративные растения»

- уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;

- дать четкие  знания об основных органах комнатных растений;

- формирование представлений о том, что растения нуждаются в  определённых условиях и уходе;

- закрепление  навыков общения  в процессе ухода за растениями, формирование фразы;

- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений.

07.02

Формирование звукопроизношения.

Звук [Л’]  и буква Л

- познакомить с согласным звуком  [л],

- артикуляция и характеристика звука;

- учить выделять его  в слогах, словах, фразах;

- упражнять в звуко - слоговом анализе слов, их преобразованию;

- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [л], [л'] в слогах, словах, фразах

09.02

Развитие связной речи

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине: «В живом уголке»

-  учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис.

- учить составлять рассказ по сюжетной картине

- учить согласовывать слова в предложениях.

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

13.02

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:  «Наша армия».

- учить детей образовывать прилагательные от существительных.

- упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- упражнять в подборе признаков и действий к предметам.

14.02

Формирование звукопроизношения.

Звук и буква Ы.

Познакомить детей со звуком [ы] и буквой Ы;

- упражнять детей в делении слов на слоги;

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза

16.02

Развитие связной речи

Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».

- формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст.

- расширять знания детей о мужестве людей во время войны;

- учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;

- развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.

- воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.

20.02

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Весна. День рождения весны»

Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; существительные множественного числа; составлять рассказ о весне по картинно-графическому плану; развивать словарь по данной теме. 

- упражнять в подборе однокоренных слов; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, в составлении схем слов;

- отрабатывать падежные окончания  имен существительных ед. и мн. числа

21.02

Формирование звукопроизношения.

Звук и буква С

Закрепление правильного произношения звука

Фонемный анализ и синтез слогов со звуком С

Определение места звука в слове. Усвоение ед. ч. и мн. ч. существительных с глаголами. Развитие внимания, памяти и мышления

23.02

Развитие связной речи

Тема: Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин».

обучение детей составлению связного, последовательного рассказа по серии сюжетных картин.

-развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, артикуляционной и пальчиковой моторики

27.02

Формирование лексико-грамматических категорий

 Тема: «Праздник 8 Марта».

- учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.

- упражнять детей в подборе родственных слов;

- упражнять в подборе признаков к предметам;

- развивать логическое мышление, внимание, воображение.

- воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.

- закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

28.02

Формирование звукопроизношения

Звук Сь. Буква С

- научить детей характеризовать звук Сь с опорой на различные виды контроля;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

02.03

Развитие связной речи

Тема: Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

- учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии;

- развивать монологическую речь и связные высказывания детей;

- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

- воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.

06.03

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Профессии»

расширять и  закреплять представления детей о профессиях, активизировать лексику за счёт слов: водитель, шофёр, лётчик, капитан, кондуктор, кассир, продавец, доктор, воспитатель, повар, швея, учитель, библиотекарь, художник, маляр, милиционер;

совершенствовать грамматический строй речи, навыки звукового анализа, связной речи, фонематическое восприятие.

- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия. -закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже; -упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа; -развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.    

07.03

Звук и буква Ш

-Закрепить навыки различения и четкого произношения звука ш в слогах, словах, фразах. Учить составлять предложения с заданными словами. Учить преобразованию слов.

09.03

Развитие связной речи

Тема: Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.

- формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;

- учить составлять подробные описательные рассказы.

- развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;

- активизировать и расширять словарь по теме.

- воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

13.03

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Наша пища»

- познакомить детей с различными продуктами питания: хлеб, масло, мясо, колбаса, молоко, мука, творог, сметана, яйца, сахар;

- учить словообразованию: относительных прилагательных:

молоко – молочный, творог – творожный, колбаса – колбасный, мясо – мясной;

- развивать логическое мышление: обобщение и исключение.

- учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

- развивать внимание, воображение, мышление детей;

- активизировать, расширять и обобщать знания детей по теме;

- упражнять в составлении предложений, развивать связную речь.

14.03

Формирование звукопроизношения.

Звуки [С- Ш]

Формировать умение различать звуки [с] — [ш] в слогах, словах и фразах. Учить образовывать слова путем добавления первого или последнего звука. Продолжать учить выделять первый и последний звук в словах, подбирать слова на заданный звук; упражнять детей пересказывать небольшой текст.

16.03

 Развитие связной речи

Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

- учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;

- обучать логическому построению высказывания.

- закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;

- развивать внимание, мышление, связную речь;

- активизировать и развивать словарь по теме;

- учить согласовывать слова в предложениях.

20.03

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Откуда хлеб пришел?».

- уточнение и активизация словаря по теме «Хлеб».

-совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов к слову хлеб).

-развитие диалогической речи, фонематического восприятия, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.

- формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда.

-уточнение, расширение и активизация словаря по теме

 -совершенствование навыков рассматривания картины

-совершенствование грамматического строя речи.

-развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи,

21.03

Формирование звукопроизношения

Звуки Х-Х’ и буква Х

- познакомить с согласным звуком «Х», особенностями его артикуляции;

- продолжать учить определению позиции звука «Х» в слове;

- учить выбирать слова со звуком «Х» из стихотворных и коротких текстов, добавлять слова со звуком «Х» в предложения и рифмовки;

- учить с помощью зрительных символов анализировать и синтезировать слова: «пух, мох, муха».

23.03

Развитие связной речи

Тема: Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел?», составленного по серии сюжетных картин».

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серий картин;

- обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.

27.03

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Посуда»

- учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам;

-упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготовляют предметы посуды;

- развивать внимание, логическое мышление и связную речь;

- учить классифицировать предметы посуды;

- активизировать словарь по теме; закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах.

28.03

Формирование звукопроизношения.

Звуки [В] [В’] и буква В

закрепить навыки произношения и различения звуков [В], [В'] в слогах, словах;

- учить выделять первый и последний звук в слове,

-подбирать слова на заданный звук;

-работать над предложением (подбирать предложения к картинкам); 

-развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

30.03

  Развитие связной речи

Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маш стала большой».

- учить детей подробно пересказывать художественный текст;

- формировать навык построения связных монологических высказываний.

- закреплять знания детей о предназначении различной посуды;

- развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;

- развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.

- воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.

03.04

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:  «Мой дом».

 уточнить и систематизировать знания детей об окружающих нас домах, их частях, материале, из которого они построены;

- лексика: дом,  этаж, лифт, лестница, балкон, квартира, комната, коридор, пол, стены, потолок, двери, окна, крыша, отопление, батарея, фундамент, чердак, крыльцо; кирпич, глина, дерево, камень, кран. замок, терем, дворец, изба; строитель, маляр, штукатур, каменщик, стекольщик, столяр; топор, молоток, рубанок, пила, ключ;

- строить, поднимать, строгать, стеклить, красить;

- высокий, высотный, многоэтажный, маленький, каменный, деревянный, кирпичный, деревенский;

- упражнение в составлении простого распространенного предложения;
- употребление предлога
между;

04.04

Формирование звукопроизношения

Звук  и буква З

- познакомить с согласным звуком З;

- характеристика  звука;

- закреплять навык анализа и синтеза слогов и слов: ЗА, ЗУБЫ, КОЗЫ, ТАЗЫ.

06.04

Развитие связной речи

Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома», с придумыванием начала рассказа».

- обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий.

- развивать навыки планирования развернутых высказываний.

10.04

Формирование лексико-грамматических средств языка и  развитию связной речи

Тема: «Домашние животные и их детеныши».

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; знать названия детёнышей и семью; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса –ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать словарь.

11.04

Формирование звукопроизношения.

Звук [Зь] – буква З

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах; учить образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных. Продолжать учить выделять позицию звука в слове, звукослоговому анализу слов, работать с предложением.

13.04

Формирование лексико-грамматических средств языка и  развитию связной речи

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок».

- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

- учить пересказывать художественный текст.

- расширять знания детей о домашних животных;

- развивать самостоятельную связную речь;

- закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

17.04

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема:  «Наша страна. Мой родной край.»

Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Учить, образовывать прилагательные от существительных;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Прививать детям любовь к родному краю, воспитывать желание сделать его ещё красивее. Закреплять имеющиеся знания о крае, о станице;

- активизировать умственную деятельность детей при помощи вопросов;

- учить детей следить за ответами друг друга, дополнять и исправлять ответы товарищей.

18.04

Формирование звукопроизношения.

Звук и буква Ж.

Закрепить навык произношения звука [ж] в слогах, словах, фразах. Продолжать учить образовывать слова путем замены звуков; совершенствовать навык слогового анализа и синтеза предложения, находить позицию звука в слове, делить слова на слоги, умение подбирать слова на заданный звук и предложение на заданное слово

20.04

Формирование связной речи

Тема: «Граница родины – на замке» по серии сюжетных картин.

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серий картин;

- обучать составлению рассказов по серии сюжетных картин по заданному плану;

- расширять знания детей о военных профессиях.

24.04

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: Человек.

- учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида:

- образовывать возвратные глаголы;

- закреплять умения образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- развивать словарь антонимов.

25.04

Формирование звукопроизношения.

Тема: Звуки З – Ж.

Закрепить навык произношения звуков в слогах, словах, фразах.

Учить детей составлять предложения по готовым схемам, работать с интонацией;

Продолжать учить звуко - слоговому анализу слов; 

Развивать фонематическое восприятие, связную речь, внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

27.04

Формирование связной речи

Тема: Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

-учить детей последовательно пересказывать литературный образец;

-расширять и уточнять знания детей по теме;

-упражнять детей в подборе слов – антонимов

01.05

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: «День Победы»

Познакомить детей с праздником 9 мая.  Рассказать о воинах, погибших в годы ВОВ. Прививать любовь к родине, уважение к ветеранам.

Учить образовывать прилагательные от существительных;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях.

- активизировать умственную деятельность детей при помощи вопросов;

- учить детей следить за ответами друг друга, дополнять и исправлять ответы товарищей.

02.05

Формирование звукопроизношения.

Тема: Звуки Д – Дь.

Буква Д

Закрепить навыки произношения и различения звуков [Д], [Д'] в слогах, словах и фразах; продолжать учить находить место звука в слове, подбирать слова на заданный звук; упражнять в составлении звуковых схем; работать над предложением, определять сколько слогов в слове. Совершенствовать грамматический строй речи (подбор слов, обозначающих действие; подбор однокоренных слов).

04.05

Формирование связной речи.

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»

Выучить с детьми стихотворение о родине. Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Воспитывать у детей любовь к родине, патриотические чувства.

08.05

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: «Правила дорожного движения»

составление простой предложной фразы;

- совершенствование сенсорного развития;

- знакомство с некоторыми знаками и правилами дорожного движения;

- формирование интереса к разным профессиям.

09.05

Формирование звукопроизношения.

Звуки [Ф] [Ф’].

Закрепить навыки произношения и различения звуков [ф], [ф'] в слогах, словах и фразах; продолжать учить находить место звука в слове, подбирать слова на заданный звук; упражнять в составлении звуковых схем; работать над предложением; упражнять в образовании новых слов,

11.05

Формирование связной речи

Пересказ рассказа

Г.Юрмин «Заборчик вдоль тротуара»

Учить пересказывать рассказ близко к тексту,расширить и активизировать словарь по теме; развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание; воспитывать само контроль за речью. Учить детей правильно называть элементы дороги, закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения.

15.05

Формирование лексико-грамматических категорий

Тема: Насекомые.

- учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число;

- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа

16.05

Формирование звукопроизношения

Звуки В-Ф

Закрепить навыки произношения и различения звуков [ф], (В) в слогах, словах и фразах; продолжать учить находить место звука в слове, подбирать слова на заданный звук; упражнять в составлении звуковых схем; работать над предложением; упражнять в образовании новых слов,

18.05

Формирование связной речи

Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

- учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;

- формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;

- закреплять знания о частях тела насекомых;

- активизировать и расширять словарь детей по теме.

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.

22.05

Тема:  «Речные и аквариумные рыбы»

- расширить представления детей об аквариумных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках;

- уточнить, расширить и активизировать лексику по теме: животные, рыбы, река, пруд, озеро, водоём, аквариум, малёк, икра, меченосец, гуппи, сом, щука, лещ, карп, ёрш, карась, плотва, окунь, судак;

туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; хищный, зубастый, усатый, колючий, блестящий;

ловит, охотится, плавает, размножается, питается, таится.

- Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных в разных падежах, составление простой фразы по картине,

- совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.

23.05

Формирование звукопроизношения.

Звук [Ч]

Закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах и фразах; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать навыки словообразования. Совершенствовать звуковой и слоговой анализ;

25.05

Развитие связной речи

Пересказ рассказа     Е.А.Пермяка «Первая рыбка»

Учить пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; расширить и активизировать словарь по теме; развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание; воспитывать бережное отношение к природе.

29.05

Формирование лексико-грамматических категорий

 

Тема: «Лето»

-закрепление представлений о лете и его приметах.

-уточнение, расширение и активизация словаря по теме

 -совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).

-совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).

 - развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

30.05

Формирование звукопроизношения

Звук Щ

Закрепить навык произношения звука [щ] в слогах, словах и фразах; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать навыки словообразования. Совершенствовать звуковой и слоговой анализ;

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедщем времени.

31.05

Формирование связной речи.

Тема: Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине.

-активизация и актуализация словаря по теме «Лето».

-совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными.

  -развитие связной речи, фонематических представлений, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.

 -воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

                                                                                                                                        Утверждаю:

                                                                                                                       Заведующий муниципального

                                                                                                                бюджетного дошкольного

                                                                                                                       образовательного учреждения

детский сад № 8 комбинированного

                                                                                                                                вида муниципального образования

                                                                                                         Щербиновский район

                                                                                                          ст.Старощербиновская

                                                                                                                               ______________  Г.Л. Романенко

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

1 год обучения. 2016- 2017 уч. год

                                                                                                            Учитель – логопед:

                                                                                                                   Волошина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию связной речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Дидактическое пособие по формированию и развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

ПОСОБИЕ "Формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий"

ПОСОБИЕ "Формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий"....

Календарно – тематическое планирование по развитию связной речи, лексико - грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте (на основе программы Н. В. Нищевой) Старшая группа для детей с ТНР

Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Включает объединение ранятий по развитию связной речи, формированию лексико - грамматических категорий...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема:...