Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»
план-конспект занятия по логопедии

Горюнова Галина Дмитриевна

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения

Занятие начального этапа обучения

Тема: «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»

Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Задачи:

- формировать у детей умение внимательно слушать сказ­ку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;

 - совершенствовать общую моторику;

 - расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);

  - совершенствовать мелкую моторику;

- развивать звукоподражания;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «курочка Ряба»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, связной речи, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); платок-накидка; фигурки — персонажи сказки; яйцо простое деревянное и «золотое», обернутое фольгой; пиктограммы героев сказки; счетные палочки; перышко; карточки со схемой выкладывания перышка из счетных палочек.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

 

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Л: «Садись на стул, за стол!».

 

У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».

 

 

 

 

У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

 

У-Л: «Ко-ко-ко!(поет песенку курочки педагог) Дети, кто вас зовет? Давайте вместе споем песенку Курочки – ко-ко-ко!»

 

 

На столе стоят  фигурки из настольного кукольного театра – персонажи сказки, накрытые платком.

У-Л: «Давай посмотрим, кто тут спрятался? Кто пришел к ним в гости? Это дед. Это баба. Это Ряба. Это Мышка. Теперь покажи ты.»

 

 

У-Л: А сейчас я расскажу сказку про курочку Рябу и мы еще раз рассмотрим героев сказки.

 

(Далее педагог читает сказку «Курочка Ряба». Перед детьми выкладываются пиктограммы с изображением героев сказки. По ходу рассказывания (чтения) сказки, предлагаю детям находить, называть и сопоставлять фигурки героев сказки и пиктограммы.)

 

У-Л: Жили – были дед и баба. Посмотри, это дед. Найди деда на картинке.

Посмотри, это баба. А где баба на картинке?

Это мышка. Вот у мышки ушки, вот лапки. Вот хвостик. Где мышка на картинке, покажи?

Посмотри, это яйцо. Вот яйцо простое, на картинке оно белое. А это яйцо «золотое», посмотри, на картинке оно черное и  блестит.

Дед бил-бил! Посмотри, какая картинка показывает «бил-бил»?

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5650fa3726edac61e39a9723ab150b0df1ab927d-11481522-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3e1880e5d77fc9d4e6565dc94120965d7e1a6161-12645377-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=58b0a4da9f262fa80008f57950cc868456016189-9068434-images-thumbs&n=13      https://avatars.mds.yandex.net/i?id=64153fb38bf22127c50c2209f8518796a007660c-10959457-images-thumbs&n=13  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0ea98b3ec9c8d51bfd6f74018541034322bcbe92-12314646-images-thumbs&n=13

 

У-Л: Посмотри, какой подарок прислала тебе Курочка Ряба! (у логопеда в руках маленькая корзинка) Давай попробуем угадать, что лежит в корзинке: «Их мно­го у курочек. Они есть у нее в хвосте, крыльях. Они мягкие, легкие. Ими набива­ют подушки и перинки». (если ребенок не может угадать, что лежит в корзинке, то педагог предлагает ребенку закрыть глаза и дает ему потрогать на ощупь. Затем открыть глаза и посмотреть на перышко)

У-Л: Что это? (Перышко) Кто его подарил? Курочка Ряба.

 

 

У-Л: «Давай посмотрим на перышко. Какое оно? Пушистое. Из чего состоит? Потрогай пальчиком. Посмотри, у него есть середина и много волосиков, отходящих в стороны. Сейчас мы сделаем перышко из счетных палочек. Вот такое» (педагог дает рассмотреть ребенку образец)

 image

 

 

У-Л: «Посмотри, как я делаю перышко из палочек. Сделай такое же.» (Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка и они вместе выкладывают палочки на образец).

 

 

 

У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

 

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок   отраженно повторяет за логопедом песенку «курочки» и получает жетон.

 

 

 

Ребенок снимает платок и рассматривает фигурки, показывает героев сказки и получает жетон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок правильно находит героев сказки на пиктограммах и

получает один жетон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок выполняет все инструкции педагога, получает жетон и прикрепляет его к планшету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок повторяет за логопедом движения.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок повторяет за логопедом движения и получает еще один жетон.

 

 

 

 

 

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_skazki_kurochka_ryaba_2.docx72.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие начального этапа обучения

Тема: «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»

Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Задачи:

- формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;

 - совершенствовать общую моторику;

 - расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);

  - совершенствовать мелкую моторику;

- развивать звукоподражания;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «курочка Ряба»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, связной речи, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); платок-накидка; фигурки — персонажи сказки; яйцо простое деревянное и «золотое», обернутое фольгой; пиктограммы героев сказки; счетные палочки; перышко; карточки со схемой выкладывания перышка из счетных палочек.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Л: «Садись на стул, за стол!».

У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».

У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

У-Л: «Ко-ко-ко!(поет песенку курочки педагог) Дети, кто вас зовет? Давайте вместе споем песенку Курочки – ко-ко-ко!»

На столе стоят  фигурки из настольного кукольного театра – персонажи сказки, накрытые платком.

У-Л: «Давай посмотрим, кто тут спрятался? Кто пришел к ним в гости? Это дед. Это баба. Это Ряба. Это Мышка. Теперь покажи ты.» 

У-Л: А сейчас я расскажу сказку про курочку Рябу и мы еще раз рассмотрим героев сказки.

(Далее педагог читает сказку «Курочка Ряба». Перед детьми выкладываются пиктограммы с изображением героев сказки. По ходу рассказывания (чтения) сказки, предлагаю детям находить, называть и сопоставлять фигурки героев сказки и пиктограммы.)

У-Л: Жили – были дед и баба. Посмотри, это дед. Найди деда на картинке.

Посмотри, это баба. А где баба на картинке?

Это мышка. Вот у мышки ушки, вот лапки. Вот хвостик. Где мышка на картинке, покажи?

Посмотри, это яйцо. Вот яйцо простое, на картинке оно белое. А это яйцо «золотое», посмотри, на картинке оно черное и  блестит.

Дед бил-бил! Посмотри, какая картинка показывает «бил-бил»?

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5650fa3726edac61e39a9723ab150b0df1ab927d-11481522-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3e1880e5d77fc9d4e6565dc94120965d7e1a6161-12645377-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=58b0a4da9f262fa80008f57950cc868456016189-9068434-images-thumbs&n=13      https://avatars.mds.yandex.net/i?id=64153fb38bf22127c50c2209f8518796a007660c-10959457-images-thumbs&n=13  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0ea98b3ec9c8d51bfd6f74018541034322bcbe92-12314646-images-thumbs&n=13

У-Л: Посмотри, какой подарок прислала тебе Курочка Ряба! (у логопеда в руках маленькая корзинка) Давай попробуем угадать, что лежит в корзинке: «Их много у курочек. Они есть у нее в хвосте, крыльях. Они мягкие, легкие. Ими набивают подушки и перинки». (если ребенок не может угадать, что лежит в корзинке, то педагог предлагает ребенку закрыть глаза и дает ему потрогать на ощупь. Затем открыть глаза и посмотреть на перышко)

У-Л: Что это? (Перышко) Кто его подарил? Курочка Ряба.

У-Л: «Давай посмотрим на перышко. Какое оно? Пушистое. Из чего состоит? Потрогай пальчиком. Посмотри, у него есть середина и много волосиков, отходящих в стороны. Сейчас мы сделаем перышко из счетных палочек. Вот такое» (педагог дает рассмотреть ребенку образец)

 

У-Л: «Посмотри, как я делаю перышко из палочек. Сделай такое же.» (Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка и они вместе выкладывают палочки на образец).

У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

Ребенок   отраженно повторяет за логопедом песенку «курочки» и получает жетон.

Ребенок снимает платок и рассматривает фигурки, показывает героев сказки и получает жетон.

Ребенок правильно находит героев сказки на пиктограммах и

получает один жетон.

Ребенок выполняет все инструкции педагога, получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок повторяет за логопедом движения.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок повторяет за логопедом движения и получает еще один жетон.

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Одежда. Обувь.»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Золотая осень"

Тема: «Золотая осень.»Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗадачи:- формирование умения вслушиваться в речь, дав...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Слушаем сказку Курочка Ряба"

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема:...