Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Одежда. Обувь.»
методическая разработка по развитию речи

Каманова Светлана Владимировна

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие подготовительного периода

Тема: «Одежда. Обувь.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие подготовительного периода

Тема: «Одежда. Обувь.»

Цель: формирование словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Задачи:

- формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- уточнение  и обогащение  словаря по теме «Одежда. Обувь.»;

- развитие звукоподражания;

- уточнение произношения гласных звуков;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «кукла Катя»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, активного и пассивного словаря, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); кукла, одежда для куклы, предметные картинки (куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, носки, рубашка, варежки, сапоги, тапочки, туфли, ботинки); картинки со звукоподражаниями «Бо-бо», «Бай-бай», счетные палочки.

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

100 игр для запуска речи  / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

О.Е. Громова «Формирование начального детского лексикона» Практикум: Издательство: Просвещение,  2009 – 157 с. (Серия «Портфель логопеда»)

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Д: «Садись на стул, за стол!».

У-Д:  «Как тебя зовут?», «Я – Света».

У-Д:  «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Д:  «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

У-Д: «Посмотри! К нам в гости пришла кукла Катя». (Показываю игрушку).

«Поздоровайся с ней!»

Катя «здоровается» за руку с   ребенком.

У-Д: «Я буду хлопать в ладоши, а ты повторяй за мной».

 (Показываю  ребенку действия, отхлопываю ритм).

У-Д: «Посмотри, у Кати – воздушный шарик! Смотри, Катя дует и шарик летит к тебе». (Я думаю на шарик и он подлетает к ребенку.)

«Подуй  на него так, чтобы он полетел к Кате».

У-Д: «Покажи  Кате, как ты умеешь! Положи руку на стол, сдвигай и раскрывай пальцы. Вот так! Повтори за мной».

(Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка).

У-Д:  «Посмотри на куклу Катю, ей пора идти в детский садик, а она еще не собралась. Помоги ей собраться!».  (Я показываю ребенку, как кукла Катя «одевается» и «обувается» и  провожаю ее в садик. По ходу игры называю предметы одежды, обуви, привлекая внимание ребенка к  деталям).

У-Д: «Повтори за мной!».

(Показываю движения).

«Миша, Мишенька,

Бай-бай! (движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху)

Спи скорее, засыпай.

Мальчик плачет и кричит:

Ручка у меня болит:

Бо-бо, бо-бо».  (движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту)

У-Д: « Помоги малышу!».

 (Предлагаю  инструкции и вопросы).

«Покажи, где малыш болеет (спит)?».

(Даю образ звукоподражаний).

«Как мальчик болеет (спит)?».

(Побуждаю к произнесению звукоподражания).

«Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?».

« Какую я  картинку спрятала?».

(Вызов звукоподражаний).

«Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). К кому  привел?».  (Вызов звукоподражаний).

«Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек».

У-Д: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

Ребенок   внимательно смотрит  на игрушку и протягивает ему руку.

Ребенок  должен  повторить ритм. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их.

Получает еще один жетон.

Ребенок повторяет за дефектологом движения: сдвигает и раскрывает пальцы. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок одевает и обувает куклу и провожает ее в садик, получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок повторяет за дефектологом движения и  звукоподражания.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок правильно выполняет поручения и получает еще один жетон.

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР) по художественно эстетическому воспитанию по теме "Одежда".

Данная методическая разработка предназначена для детей компенсирующей направленности (ЗПР) по теме "Одежда". Мы развиваем у детей художественно эстетический вкус, закрепляем навыки акку...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...