"Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Пичугова Ольга Владимировна

КОНСПЕКТ НОД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: ТРАНСПОРТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №30 «Берёзка»

муниципального образования городской округ Симферополь

 Республики Крым

КОНСПЕКТ НОД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

ПО ТЕМЕ: ТРАНСПОРТ

Учитель-логопед I категории

Пичугова О.В.

Симферополь, 2012 г.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формирования правильного понимания предложных конструкций, отработка правильного применения предлогов «на», «до», «по», «в», «через», «с», «к», «над», «под»;

образование прилагательных от существительных; образование глаголов с помощью префиксов; образование формы множественного числа существительных;

образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных; развитие воображения и образной памяти, конструктивного мышления; развитие движений глазодвигательных мышц; совершенствование координации речи с движением.

ОБОРУДОВАНИЕ: наборное полотно, сюжетная картина «Транспорт в городе»,  предметные и разрезные картинки по теме «Транспорт», цветные пластмассовые камни, жестяная коробка для камней, резиновый мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с видами транспорта с использованием презентации «Транспорт».

ХОД НОД:

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, мы сейчас отправляемся в увлекательное путешествие. В пути мы увидим много нового, интересного. Очень важно внимательно смотреть по сторонам, все замечать, запоминать, ничего не забывать.

Поехали!

  1. Упражнение на координацию речи с движением:  

 (Дети двигаются по кругу,  изображая различные виды транспорта, меняя направление движения)

На велосипеде ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

На реке пароход.

Пароходом плыли, до горы доплыли.

Пароход не плывет, пересели в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: «У-У-У!»

Стоп! Остановка - надо немного отдохнуть.

  1. Образование прилагательных от существительных

Логопед: Но мы не просто отдыхаем - нашу память проверяем. После каждого правильного ответа мы будем складывать в нашу копилку по одному волшебеому камешку. Если на все вопросы ответим правильно - получим водительское удостоверение Первое задание - проверка памяти:

Кто вспомнит и назовет, на чем же мы ехали, плыли и летели?

Дети называют, логопед выставляет на наборном полотне соответствующие картинки. 

Как назвать одним словом все эти предметы? (транспорт)

Какой вы еще знаете транспорт, на чем можно ехать, плыть. Лететь?

Дети называют, логопед выставляет на наборном полотне соответствующие картинки. Второе задание - проверка сообразительности:

Как называется транспорт, который едет по земле? (наземный) - назовите его.

  • плывет по воде? (водный)
  • летит по воздуху? (воздушный)

Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский)

  • перевозит грузы? (грузовой)

Хорошо мы отдохнули - дальше поехали!

  1. Образование глаголов с помощью префиксов, применение предлогов «по», «на», «с», «через», «к».

Упражнение на координацию речи с движением:

Мы ехали-ехали, к горе подъехали

На гору въехали, с горы съехали.

Дальше поехали.

Ехали - ехали, - к речке подъехали - Как ехать дальше? Правильно, по мосту.

Через речку переехали, дальше поехали.

Ехали - ехали, - лужа на дороге - широкая, глубокая! Что делать, как нам быть? Правильно, надо лужу объехать!

Лужу объехали, дальше поехали.

Долго мы ехали и к станции подъехали.

  1. Упражнение, направленное на развитие движений  глазодвигательных  мышц

Логопед: Продолжаем проверять наших водителей.

У всех водителей должно быть хорошее зрение - сейчас мы его у вас проверим.

(на наборном полотне – таблица с фигурками транспорта, расположенных в три ряда, три колонки, в центре - красный круг)

Посмотрите в центр, на красный кружок. Сейчас мы будем по команде передвигать наш взгляд, двигаются только глазки.

Посмотрите вверх - что вы видите? (вниз, вправо, влево и т.д.)

 Дети передвигают взгляд и называют изображение, на котором взгляд останавливается.

Следующая проверка - проверка внимания:

Что над легковой машиной? (грузовиком? поездом?)

Что под вертолетом? (катером? самолетом?)

Что слева (справа) от красного круга? Что над (под) красным кругом?

  1. Образование формы множественного числа существительных.

Игра с мячом «ОДИН - МНОГО»

А теперь - проверка сообразительности:

Я буду произносить название транспорта и бросать вам мяч, а вы поймаете и ответите мне, как сказать, если этого транспорта много и бросите мяч вместе с ответом мне:

Автобус – автобусы и т.д.

(троллейбус, паровоз, легковая машина, вагон, мотоцикл, велосипед, самолет, вертолет, ракета).

  1. Упражнение на координацию речи с движением:

Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.

Скорости переключаем, смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли - вправо-влево – чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы - шоферы хоть куда!

  1. Релаксация

Логопед: Устали машины, заехали в гараж отдохнуть. А шоферы прилегли на травку рядот с гаражом. Легли поудобнее, закрыли глазки и задремали ...

Проснулись водители, проснулись и их машины.

Дверцами похлопали, колесами покрутили, все детали проверили - все ли на месте? Полный бак бензина налили, мотор завели - Нажимаем на педаль и машина мчится вдаль!

Тррр!

  1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

Ехали мы, ехали - и в детский сад приехали.

Давайте в гости зайдем и присядем

Много детей в детском саду, много у них разных игрушек.

На полках среди мишек и матрешек,

Среди зайчиков и кошек

Транспорт стоит,

На нас весело глядит,

Нам подмигивает,

Словно спрашивает - настоящий мы транспорт или нет?

А вы как вы думаете?

Как назвать этот транспорт  - какой он (не настоящий, а игрушечный)

Скажите, с каким игрушечным транспортом вы бы хотели поиграть? Что станете с ним делать?

Дети отвечают, образуя уменьшительно-ласкательную форму существительных: Самолет - самолетик (паровозик, лодочка, машинка, вагончик, кораблик, вертолетик)

  1. Развитие конструктивного мышления.

Игра «Собери картинку»

Логопед: А теперь самая последняя проверка - и внимания, и  Траспорт разобрали, детали проверили, все исправно, а теперь нужно собрать наш транспорт из частей. Лучше наших водителей никто этого не сделает! Дети собирают по одной разрезной картинке с помощью образца.

10. Итоги занятия

Логопед: Посмотрите, сколько камешков мы собрали  - ни одного не осталось!

Значит, правильно мы выполнили все задания и все получим удостоверение водителя. Что это за сигналы? Это грузовик привез нам угощение, потому что сегодня все старались, все трудились и все у нас получилось!

Ну-ка, отвечайте-ка, что больше всего запомнилось в нашем путешествии и получайте заслуженное угощение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

2021 г- Конспект открытого знт НОД во 2 младшей группе Тема «Транспорт». Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта. Задачи:

Конспект НОД во 2 младшей группеТема «Транспорт».Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта.Задачи:Обучающие:1.       Учить детей определять и ра...

КТП Тема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»

Неделя:  1 неделя. Понедельник 31 Января  2022 годТема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»Цель: Расширение и закрепление представлений о...

Календарно - тематическое планирование"Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа

Календарно - тематическое планирование  "Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа....