Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

В статье описано влиние сказок на развитие речи детей, приведены примеры сказок и упражнений по ним  в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

        В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушения речи у детей. При этом характер речевых патологий становится сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера и творческая активность. Если вовремя не исправить эти нарушения, то впоследствии могут возникнуть трудности общения с окружающими, мешающие детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это вынуждает искать новые эффективные методы и формы коррекционной работы.

        Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми. Сказки метафоричны, их понимает каждый человек, каждый находит в сказке что-то своё; сказки не содержат прямых поучений, но в то же время передают общепринятые моральные ценности; в сказках всегда есть волшебство, героизм и надежда. Сказка в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

        Сказка заинтересовывает ребенка, обучает, воспитывает. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.  А ещё сказка обогатит словарный запас, научит грамотно высказывать свои мысли, поможет сформировать у детей грамматически  правильную, лексически богатую и фонематически чёткую речь.

        Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, им сложно удерживать в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Логопеды ищут эффективные и увлекательные для детей формы работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Используется огромное количество игровых методик, сказки реже. А сказку дети любят, она развивает фантазию, творчество, увлекает ребёнка. Она позволяет сделать логопедическое занятие более ярким и эмоционально насыщенным. Использование сказки помогает сформировать навыки, способствующие развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, навыки устной речи. Сказка позволяет осуществить поэтапное и постепенное усложнение заданий по формированию фонематических процессов.

        На занятии по теме «Ознакомление с понятием «ряд» драматизируют сказку «Репка». Все роли исполняют артисты — сами дети, в конце занятия выясняют, кто где стоит. Оказывается что точно так же, в начале, в конце, в середине стоят и звуки в словах. В дальнейшем, для закрепления расположения звуков, используют линейку с дополнительно нанесённой разметкой «начало, середина, конец». Педагог начинает работу с изучения гласных звуков. Можно начинать с рассказывания сказки: «В одной маленькой волшебной стране, которая находится за высокими горами, за зелёными лугами, жили-были звуки. Одни всё время пели, тянули родные мелодии и были весёлыми и голосистыми».

        Т.В. Александрова в книге «Живые звуки или фонетика для дошкольников» описала фонетические сказки, которые помогут закрепить знания детей об артикуляции гласных звуков, развить фонематический слух, общие речевые навыки.

Сказка первая - «О звуке А»:

Жил-был звук А.  Он любил петь, широко открывая рот. А — протяжный звук. Показываем его ведением руки в воздухе по горизонтальной линии. Иногда звук пел очень тихо : «а-а-а». Иногда громко: «А-А-А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню

  • А_А_'А_А_'А_А_А.

А ещё звук пел детям колыбельные песни, голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно:

  • отрывистый звук показываем резким разведением предварительно сомкнутых пальцев;
  • повышение звука — поднимаем руку вверх;
  • понижение — опускаем руку вниз.

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

  1. Вопросы и задания

1.О каком звуке эта сказка?

2.Что любил делать звук А? (Петь.)

3.Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4.Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5.Как умел петь звук А? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.

6.Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

7.На каком инструменте играл звук А? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

8.Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука А.

И так обо всех гласных звуках.

        В книге «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной собран материал для игр, позволяющих расширить знания, умения, предложенные программой. Дети любят слушать сказки о приключениях букв, сочинять свои. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи. Например, при изучении буквы А — Айболит. Иногда приходит Незнайка. Он ленится и не хочет учиться, а ребята с увлечением помогают ему. И слушая тексты, дети выполняют задания, например, запомнить как можно больше слов с определенным звуком. Можно провести игру. Разделить детей на 2 команды, чья команда назовёт больше слов, тот и выиграл.

        Грамматические сказки помогают детям уяснить сложные понятия, например как звуки научились превращаться в буквы: «Пришёл волшебник в сказочную страну где жили звуки. Он их услышал, но не увидел. Огорчился волшебник и сшил им платья — одним красные, другим синие. И даже домики построил. Теперь живёт звук а в букве А, звук о в букве О. Букву мы можем видеть, читать, а звук только слышать и произносить».

        Работая над темой «Родственные слова», можно предложить сказку о грибах. «Жил-был в лесу большой гриб. Ему было скучно одному. Но вот однажды прошёл тёплый грибной дождь. Оглянулся гриб, а вокруг много маленьких грибочков. Вдруг послышались голоса — это пришли грибники за грибами. Дома они сварили вкусный грибной суп.»

        Работая над обогащением глагольного словаря, особое внимание уделяется приставочным глаголам. На занятиях придумали сказку о машине, которая собралась в путешествие. Она поехала, объехала, наехала, заехала, въехала, съехала, подъехала и так далее. Дети с удовольствием сами придумывают сюжет сказки.

        Весело смеются дети, слушая лингвистическую сказку Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые», поначалу совсем не понимая её содержания «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

    - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

    Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились...». Внимательно выслушав сказку, ребята начинают догадываться,о чём идёт речь.

        Для детей с общим недоразвитием речи характерна неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются повышенной отвлекаемостью, что ведёт к появлению ошибок при выполнении заданий. Фонетические, грамматические, авторские, русские народные сказки позволяют решить многие коррекционные задачи. Они позволяют детям-логопатам раскрепоститься, относиться внимательно друг к другу, помогают развитию речевой активности детей.

Литература:

  1. Александрова Т.В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей- СПб.: Детство-пресс, 2005.-48 с.,ил.
  2. Волина  В.В. Занимательное азбуковедение-М.: Просвещение, 1991.-368с.
  1. Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях- СПб.: Детство-пресс, 2004.-32с.
  2. Пермякова М.Е. и др. Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе. http://elar.urfu.ru/, 2015.
  3. Яничев П.И. / Психологические функции волшебной сказки. Журнал практического психолога, № 10-11, 1999.
  4. .Выготский Л.С. / Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. - 93с.
  5. Ивашкина М.Г. и др. Методы и приемы сказкотерапии в коррекции эмоционально- личностных расстройств у детей с отклонениями в развитии. http://rsmu.ru/, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В материале предлагается опыт  использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....

Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

Использование нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Обобщение опыта.

Это обобщение опыта использования нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном учреждении. Материал содержит описание инновационной ...

Статья "Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье описан опыт внедрения информационно-коммуникативных технологий в коррекционный и образовательный процессы в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, актуальность проблемы, результативност...

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

 Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дош...

Использование пластилинографии в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Развитие мелкой моторики посредством создания иллюстраций в технике пластилинографии  у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)....