Использование пластилинографии в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по развитию речи (средняя группа)

Половинкина Наталья Сергеевна

Развитие мелкой моторики посредством создания иллюстраций в технике пластилинографии  у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_plastilinografiya_1.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №112 города Новосибирска.

                                        Ленинский район.

630096, г. Новосибирск, ул. Невельского  15,  тел.  341-09-12,  факс  341-02-67

                  Статья:  

«Использование пластилинографии в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.»

                                                                           

                                 

                                     

                                     Автор: Половинкина Н.С.                                                              

Использование пластилинографии в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

В.А. Сухомлинский

         Дошкольное детство прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка. Именно в этот период каждый ребенок стремится творить. Дети рисуют, лепят, экспериментируют.

Мы педагоги находимся в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и различных образовательных условиях, которые характерны для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

   Одним из основных условий и в тоже время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеется в виду движение рук ребенка): чем они многообразие, тем совершеннее функции нервной системы. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: “Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией”.  

       Систематические занятия по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии помогают вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания тактильно-двигательных ощущений.

 Кинестический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (работа с пластилином - пластилинография) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков

Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая – с правым. Преимущественное пользование правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом и в левом полушарии мозга.

        Еще Павлов И.П. указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии. Кроме того для детей с тяжёлыми нарушениями речи  очень важным является развитие пальчиковой моторики.

        Применяя данную технологию – пластилинографию я стимулирую развитие мелкой моторики рук.  Пластилинографию иначе называют “Живопись с помощью пальцев”, такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

        Для решения проблемы развития мелкой моторики рук,  я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия» - создавать, изображать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.  Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография хороша тем, что доступна детям  дошкольного возраста, вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Технология доступна и понятна детям. Поэтому, наблюдая за тем, с каким интересом дети лепят, я решила организовать у себя в группе кружок «Рисуем пластилином»

Цель кружка:  развитие мелкой моторики посредством  создания  иллюстраций в технике пластилинографии у детей с ТНР.  

Для достижения данной цели определила  следующие задачи:

Развивать речь детей посредством  пластилинографии.

Продолжать знакомить детей с особенностями работы с  пластилином.

Продолжать учить  ленточному  способу и сглаживать поверхность формы.

Развивать творчество, инициативу.  

Учить передавать в пластилинографии выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для пластилинографии, побуждать использовать дополнительные материалы.    

Продолжать совершенствовать умение передавать в пластилинографии образы предметов. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в своих  иллюстрациях.

Учить передавать положение предметов в  пространстве на  листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы  могут по- разному располагаться на плоскости.

Развивать у детей координацию рук, глазомер.

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.                                            

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами и оттенками развивать чувство цвета.

Учить смешивать пластилин для получения новых цветов и оттенков.

Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга.

Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

    Я организовала группу из 12 детей с ТНР. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Разработала перспективный план на учебный год по пластилинографии: «Создание иллюстраций  Юрия Васнецова к  потешкам  в технике пластилинографии».  На начальном этапе мы с детьми осваивали наиболее простые основные приемы - это надавливание, придавливание, размазывание.

Дальше овладевали приемами отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, между двумя пальцами жгутика, наложения деталей. В процессе обучения учились не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов пластилина. Сейчас на основном этапе обучения дети учатся создавать композиции, совершенствуют технику рисования пластилином. Детям это очень нравится, они с удовольствием занимаются в кружке. Уже сейчас дети со своими работами участвуют в различных творческих конкурсах. Одним из важнейших условий развития творчества является сотрудничество педагога и родителей. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся консультации «Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилинографии на развитие детей», проведен мастер- класс «Чудеса из пластилина», красочно оформлены памятки по работе с пластилином. Были созданы выставки совместных работ детей и родителей.

Использование пластилинографии посредством создания иллюстраций Ю.Васнецова к  потешкам влияет на развитие пальцевой моторики и  играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ТНР, что позволяет:

  • регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

  • совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

  • установить положительное влияние пластилинографии в развитии мелкой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

  • при работе с детьми, имеющими ТНР, при развитии тонкой моторики рук  использовала технику пластилинографии  для тренировки пальцев с речью детей;

  •  сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики посредством пластилинографии  регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;

Таким образом, использование пластилинографии в работе с детьми с ТНР  происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение зрительных горизонтов. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида развивается творческое воображение и целостное восприятие.  Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В материале предлагается опыт  использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....

Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Данная методическая разработка  разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и  в  соответствии с  «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...

«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. ...

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описано влиние сказок на развитие речи детей, приведены примеры сказок и упражнений по ним  в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Использование нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Обобщение опыта.

Это обобщение опыта использования нетрадиционной техники «Рисование тканью» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном учреждении. Материал содержит описание инновационной ...

Статья "Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье описан опыт внедрения информационно-коммуникативных технологий в коррекционный и образовательный процессы в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, актуальность проблемы, результативност...

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

 Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дош...