Консультация-тренинг для педагогов «Возможности экологического воспитания в расширении лексики детей».
методическая разработка по логопедии на тему

Овчинникова Ольга Николаевна
Расширяя представление о природе на различных занятиях , в бытовой экологической деятельности мы   воспитываем  гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаются следующие задачи:
Обогащения  речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
Воспитания   чуткости к смысловым оттенкам слова, эстетические чувства к родной природе;
Формирования  умения правильно употреблять в речи слова, связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы;
Обеспечения  количественного  накопления  слов для содержательного общения;
Формирования  осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
Сегодняшняя  наша работа и посвящена приемам употребления лексико-грамматических категорий в деятельности  с детьми.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация-тренинг для педагогов

«Возможности экологического воспитания в расширении лексики детей».

В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о ком-то).

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявляться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения с ней, приучать их любить и охранять природу.

Расширяя представление о природе на различных занятиях , в бытовой экологической деятельности мы   воспитываем  гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаются следующие задачи:

  • Обогащения  речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
  • Воспитания   чуткости к смысловым оттенкам слова, эстетические чувства к родной природе;
  • Формирования  умения правильно употреблять в речи слова, связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы;
  • Обеспечения  количественного  накопления  слов для содержательного общения;
  • Формирования  осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

Сегодняшняя  наша работа и посвящена приемам употребления лексико-грамматических категорий в деятельности  с детьми.

Организация деятельности.

Игра строится на основе телеигры «Счастливый случай».

Проводит игру учитель-логопед.

Из состава педколлектива выбирается экспертная группа –руководитель ДОУ, психолог, ст. воспитатель. Они ведут протокол игры.

Состав педагогов разбивается жребием на 2 команды. Командам присваиваются названия (домашнее задание, выбор на педчасе.)

Задания выбираются жребием.

Геймы «Гонка за лидером» проводятся с заданиями барабана, разбитого на  соответствующие сектора  «Неживая природа», «Животный мир», «Человек. Его деятельность охрана природы», «Растительный мир».

Гейм «Дальше-дальше» проводится на время (по секундомеру).

  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

1.        Формы и приемы экологического воспитания детей.

2.        Причине негативного отношения дошкольников к природе.

  • ПРАКТИКУМ №1. "Объяснение пословицы с природоведческим уклоном".
  • ГЕЙМ " ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ».
  • ПРАКТИКУМ  №2.  "Решение кроссворда".
  • ГЕЙМ "Дальше - дальше".
  • Оценка деятельности команд.
  • Принятие решений.

ПРАКТИКУМ «ОБЪЯСНИТЬ ПОСЛОВИЦУ С ПРИРОДОВЕДЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (два  дела не сделаешь хорошо и качественно).

- В пух и прах (разбить разубедить полностью, опустошить).

- Назвался груздем - полезай в кузов. (если вызвался что-то делать, выполняй,  сказал «а»,  говори и «б»).

- Вьётся ужом. (льстить, говорить льстиво, хитрить, подхалимничать)

- Как снег на голову. Неожиданно, негадано, внезапно).

- Напускать туману. (Говорить непонятно, скрытно, замаскированно)

- Сесть в лужу (Оплошать, опростоволоситься, невпопад)

- Метать бисер перед свиньями. (Говорить о чем-то серьезно с невеждами)

- Плыть по течению (безвольность, непринятие решений и действий)

- Горят глаза (чего-то хотеть, выполнить что-то заинтересованно, с живостью)

- Куда ветер дует (Беспринципность, примирение к  обстоятельствам, чужому мнению).

- Первая ласточка  (Первый признак  проявления чего-нибудь хорошего)

Гейм "Гонка за лидером"

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.

  1. Виды действий с землей в цветочном горшке. (не менее 3-х; рыхление –удобрение –полив)
  2. Почему от        состояния погоды зависит быт и        и жизнь людей многих профессий? (Стирка белья,  походы,  полеты самолетов, пастухи,  строители, одеться, обуться, др.)
  3. Как  можно        отражать        сезонные изменения  в природе и деятельности людей?

(Календари погоды, изо деятельность, составление рассказов, придумывание загадок о состоянии погоды, сезонных  изменениях в животном мире        и реакции        растительного мира)

  1. Какие есть приметы по состоянию облаков? (кучевые, высокие к хорошей погоде ;

Обложили все небо, низкие - к дождю ; перистые - высокие, исчезают и появляются - к хорошей  погоде; спустились к земле, увеличиваются в размерах  - к дождю).

  1. Как        ветер        влияет на погоду? (Переносит облака, снег, сугробы, солнце)
  2. Закончить        примету : "Лето сухое, жаркое, зима - ... (малоснежная, морозная).
  3. Свойства воды (течет, разливается, не имеет формы, запаха, вкуса, растворяет вещества, отражает предметы, преломление).
  4. Признаки льда. (блеск, гладкость, твердость, хрупкость).
  5. Почему под одеялом тепло? (воздушная прослойка).

Гонка за лидером.

              ЖИВОТНЫЙ МИР.

  1. Какими действиями можно сопровождать беседу о животных? (Показ иллюстраций, опыт, рисование).
  2. Виды движений в животном мире: (не менее 9-10- летают, прыгают, скачут, порхают, бегают,   скачут, пресмыкаются, плавают, ползают, ходят).
  3. Как животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни? (изменения в питании, перелет птиц к человеческому  жилью,  впадение в спячку, кочевание, запасы кормов).
  4. Среды обитания в животном мире. (водная, воздушная, наземная, почвенная)
  5. Польза и «вред»  дождевых червей (фильтрация, перемешивание земли, обогащение почвы перегноем, дренаж и вентиляция).
  6. Закончить примету: "Птицы садятся на верхушки деревьев...(к теплу)
  7. Куда полетит пчела после того, как ужалит Ивана Ивановича (гибнет).
  8. Как называется животный мир? (фауна).
  9. Примеры живых барометров в животном мире. (воробьи,  муравьи, насекомые, ласточки,  буревестник, чайки).

Гейм «Гонка за лидером».

ЧЕЛОВЕК. ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОХРАНА ПРИРОДЫ.

  1. Как люди спасают редкие виды растений и животных? (ботанические

сады, зоосады и зоопарки, заповедники,  заказники, оранжереи, теплицы).

  1. В каких посильных природоохранительных акциях дети могут принимать

участие со взрослыми? (Подкормка птиц, посадка растений, деревьев, уборка территорий).

  1. Чем занимается наука "метеорология"? (Изучение атмосферных явлений, которые характеризуют погоду).
  2. Какие художественные средства можно использовать при знакомстве с природой? ( Сравнения, эпитеты, метафоры, стихи, изо средства).
  3. Для чего создана «Красная книга природы"?
  4. Как мы  заботимся о птицах? (Подкормка, скворечники, древонасаждения).
  5. Что такое "икебана”? (Искусство создания букетов).
  6. Занимаемся ли мы флористикой? (Работа с природным материалом)
  7. Гуманный - это: общественный - человечный - профессиональный –агрессивный).
  8. Начитанность - это: опытность - интеллигентность - эрудиция - талант

самомнение.

11. Что такое заповедники, заказники?

12. Правила поведения в природе.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.

  1. Признаки живых организмов. (Дышит, питается, растет, развивается, двигается, размножается).
  2. Условия для жизни растений.(свет, тепло, влага, воздух, питание).
  3. У каких представителей растительного мира летающие семена. (клены, ясень, липа,  сосна, ель, одуванчик, тополя,  камыш-рогоз, мать- и –мачеха).
  4. Назовите примеры живых барометров. (одуванчик, календула, фиалка, др.)
  5. Закончить        примету  "Если с дерева лист не чисто опадает... (будет строгая зима).
  6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)
  7. Назвать одним словом  - волчьи ягоды, ландыш, дурман, белена. (ядовитые растения).
  8. Как называется растительный мир?  (флора)

 

ГЕЙМ "ДАЛЬШЕ - ДАЛЬШЕ”

  1. Скажи наоборот: "вёдро” (дождливо)
  2. Кто или что такое "эму"? (страус)
  3. В  воде родится,  а воды боится? (соль)
  4. Физиологическое состояние, похожее на сон? (спячка)
  5. Самый быстрый зверь на земле? (гепард)
  6. Дерево-медонос, сладкое дерево (липа)
  7. Назвать одним словом – прогулка, наблюдение, экскурсия. (методы ознакомления с природой).
  8. Автор "Лесной газеты" (В. Бианки)
  9. Кто такие копытные? (Животные, имеющие роговые окончания на пальцах ног – копыта)
  10. Синоним дождевого червя? (выползок)

  1. Скажи наоборот "полый" (полный)
  2. Кто или что такое варан? (ящерица)
  3. В огне не горит, в огне не тонет (лед)
  4. Как        называется картина о природе, сама природа? (пейзаж)
  5. Самое большое животное в мире? (кит)
  6. Прибор, предсказывающий изменения в погоде.(барометр)
  7. Назвать одним словом  -шишки, песок, семена, листья. (природный материал).
  8. Автор  "Лисичкин хлеб"? (М. Пришвин)
  9. Широта знаний (кругозор)
  10. Синоним "непогода " (ненастье).

ПРАКТИКУМ «РЕШЕНИЕ  КРОССВОРДОВ

«Живая природа» и «Неживая природа».

КРОССВОРД "НЕЖИВАЯ ПРИРОДА"

По горизонтали.

1.        Ледяная гора, плавающая в океане

3.        Прибор для определения сторон света.

6. Наука, изучающая погоду и ее изменения.

8.        Промежуток времени между восходом и заходом солнца.

12. Воздушная оболочка, окружающая Землю.

15.         Огромная территория, окружающая Северный полюс Земли

По вертикали:

1.Часть света в северном полушарии.

2.Наука, изучающая Землю.

4.Состояние  атмосферы в данный момент.

5.Промежуток времени между  заходом и восходом солнца,

7. Центральная внутренняя часть земли.

9.Самая верхняя часть вулкана.

10. Планета, на которой мы живем.

11. Самая большая в мире африканская пустыня.

13. Самый жаркий континент на Земле.

14. Огромное пространство соленой воды.

Кроссворд «Живая природа».

По горизонтали.

1. Все растения, произрастающие на одной территории или пространстве.

2. Самое высокое на Земле животное.

5. Наука, изучающая животных и растения.

6. Самое большое животное суши.

8. Наука, изучающая растения.

9. Листва  хвойных деревьев.

11. Животные, вскармливающие своих детенышей молоком

14.         Самое высокое на земле растение

По вертикали.

1. Мельчайшие растения, обитающие в водоеме.

3. Все животные, проживающие на одной территории или  пространстве

4. Самое большое на Земле животное

7. Наука, изучающая животных

9.        Животные, питающиеся животными

10. Самое долгоживущее среди домашних животных

I2. Хищное  опасное животное, обитающее  в морях и океанах

13. Царь зверей.

Приложения.

КРОССВОРД «Неживая природа».

1А

Й

С  

Б

Е

Р

2Г

3К

О

М

4П

А

С

5Н

З

Е

О

 О

И

6М

Е

Т

Е

О

Р

О

Л

О

Г

И

7Я

 Ч

Я

Г

О

8Д

Е

Н

 Ь

9 К

10З

Р

Д

Р

   Р

  Е

А

11С

А

О

12А

Т

 М

О

С

Ф

Е

Р

  А

13А

14О

   Т

  Л

И

  Х

  Ф

  К

   Е

  Я

Я

  А

   Р

  Е

   Р

15А

   Р

К

Т

   И

К

  А

  А

   К

   А

  Н

КРОССВОРД «Живая природа».

1    Ф

Л

О

Р

А

2           Ж

И

Р

А

3      Ф

И

        А

Т

4     К

       У

5    Б

И

О

Л

О

Г

      И

Я

6   С

Л

О

       Н

П

    Т

     А

7      З

Л

8     Б

       О

Т

А

Н

И

К

А

9      Х

В

10      О

     Я

          О

Н

И

С

11      М

        Л

Е

К

О

П

И

Т

12    А

Ю

Щ

И

Е

      О

Т

 

       К

Н

Л

     Г

О

13    Л

       У

И

   И

Н

       Е

     Л

К

Я

14     Э

      В

К

      А

Л

И

П

Т

Протокол игры-консультации.

Гейм

1 команда (баллы)

2 команда (баллы)

Теоретическая разминка

Объяснение пословицы с природоведческим содержанием.

Гонка за лидером.

Решение кроссворда

Дальше-дальше

Общая сумма баллов

Подготовила и провела

учитель-логопед I квалификации

МБДОУ д/с № 25 «Аистенок» Овчинникова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи для детей 5-6 летнего возравста

Комплексная НОД,  позволяющая  познакомить детей с деревом "ель" и отработать основные лексико-грамматические категории. НОД  содержит  проблемные ситуации,  решение...

Экологическое воспитание и формирование лексико-грамматического строя речи. Тема. "Лес. Ель. "

Закрепить и расширить знания детей о ели и традициях,связанных с этим деревом....