Примерный сценарий индивидуального логопедического занятия "Пересказ сказки "Спор животных". Закрепление темы "Домашние животные".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Борисова Наталья Борисовна

В предлагаемом сценарии индивидуального логопедического занятия показано, как создать образовательную среду для уточнения и активизации словаря по теме "Домашние животные", формирования лексико-грамматического строя речи и речевой активности, развития слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный сценарий

индивидуального логопедического занятия

«Развитие связной речи через обучение пересказу.

Пересказ сказки «Спор животных».

Закрепление темы «Домашние животные».

Борисова Н.Б., учитель–логопед

МБДОУ “Детский сад № 322” г.Красноярска

Цель: создание образовательной среды для уточнения и активизации словаря по теме «Домашние животные», формирования лексико-грамматического строя речи и речевой активности, развития слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики ребенка.

Задачи:

- коррекционно-обучающая: закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние животные; упражнять в изменении имен существительных по падежам; учить пересказывать сказку о домашних животных (кошке, собаке, корове);

- коррекционно-развивающая: развивать речевой слух, мышление, диалогическую речь, память, координацию речи с движением и тонкую моторику;

- воспитательная: воспитывать навыки организованного поведения на занятии, умение слушать вопросы логопеда и отвечать на них.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с ребенком.

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда: фасолевый бассейн, аудиозапись голосов домашних животных, фигурки домашних животных, предметные картинки (кролик, свинья, овечка, коза, лошадь, кошка, собака, корова, хозяйка), предметные картинки – тени домашних животных, прищепки, два фломастера (маркера).

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты: ребенок сможет самостоятельно объяснить, почему домашние животные так называются, в чем их польза; самостоятельно расскажет сказку о домашних животных.

Примерный план деятельности

  1. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона. Развитие памяти, уточнение и активизация словаря по теме)

- Мне на телефон пришли необычные смски. Хочешь послушать, чей это голос звучит? Найди и покажи фигурку этого животного.

Логопед включает аудиозапись голоса животного, а ребенок ищет в фасолевом бассейне фигурку животного.

Предполагаемый ответ ребенка: Это голос свиньи (козы, коровы, лошади, овцы).

- Что ты услышал? (Я услышал голос свиньи, лошади, овцы, козы, коровы)

- Как подает голос свинья? (Она хрюкает)

- Как подает голос корова? (Корова мычит)

- А лошадь? (Лошадь говорит И-го-го.)

- Она ржет.

- А овца как? (Овца говорит Бе-бе-бе.)

- Она блеет.

- Кто это одним словом? (Это домашние животные)

- Я поняла - домашние животные хотят, чтобы сегодня мы говорили только о них! Ты готов?

  1. Основная часть.

Игра “Отгадай загадку”  (Развитие речевого слуха, мышления, связной речи)

(на столике разложены картинки с изображением домашних животных и прищепки)

- Послушай загадку, найди картинку с отгадкой и прикрепи к ней прищепку.

                Быстрее ветра я скачу, «Цок-цок» - копытами стучу,

                Я громко «Иго-го» кричу, садись на спину – прокачу!  (Лошадь)

        - Кто это? Как ты догадался? (Ответ ребенка)

        - Молодец! Слушай следующую загадку.

        

                Вместо носа - пятачок, вместо хвостика - крючок,

                На спине растет щетинка. Кто же это? Это ...   (Свинка)

        

        У меня живёт подружка  вся в весёлых завитушках.
                Щиплет травку возле речки в шубке беленькой … (
Овечка)

Игра «Найди тень» (Развитие зрительного восприятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи)

- Скажи, кто нарисован на картинках с прищепками? (Это домашние животные)

- Почему их так называют? (Они живут рядом с человеком  и приносят ему пользу, а человек о них заботится).

- Рассмотри тени на карточках. Кому из животных принадлежит 1-ая тень? Прикрепи к карточке с тенью прищепку. (Ребенок прикрепляет прищепку того же цвета, что и прищепка на животном, которому тень принадлежит).

Аналогично со 2-й и 3-ей тенью. Когда все прищепки прикреплены:

- Давай проверим, правильно ты выполнил задание.

Логопед помогает ребенку перевернуть панно с картинками и мы видим разноцветные дорожки, идущие от одной прищепки к другой.

- Проведи пальчиком по дорожке от прищепки к прищепке.

- Ты правильно выполнил задание? (Ответ ребенка)

- Посмотри на картинки, про кого я не загадала загадок? (Про корову, про собаку, про кошку). А кто это? (Это домашние животные)

  1. Рассказывание сказки логопедом. (Развитие речевого слуха)

- Вот о них я хочу рассказать тебе сказку. Слушай внимательно.

По ходу рассказывания сказки выставляются картинки.

Спор животных.

        Корова, кошка и собака заспорили между собой, кого из них хозяйка больше любит.

        - Конечно, меня, - говорит кошка. - Я мышей хорошо ловлю.

        - Нет, хозяйка любит больше меня, - говорит корова. - Я её семью молоком пою.

        - Нет, меня, - ворчит собака, - я её дом стерегу.

        Послушала хозяйка этот спор и говорит:

        - Перестаньте спорить. Все вы мне нужны и каждый из вас хорош на своем месте.

  1. Беседа по сказке. (Развитие диалогической речи)

- Как называется сказка?

- Кто стал спорить?

- О чем спорили животные?

- Что сказала кошка? Корова? Собака?

- Что сказала хозяйка?

- Умница! (Молодец!)

  1. Подвижная игра "Хозяюшка" (Координация речи с движением)

- Давай встанем и поиграем в игру про хозяюшку.

Наша-то хозяюшка

Хороша была.

Ребенок показывает раскрытые ладошки.

Всем в избе работу

Хозяюшка дала:

Поочередно соединяет одинаковые пальцы на обеих руках.

Чашечку собачка

Моет языком,

Складывает ладони чашечкой, "лижет" чашечку.

Свинка собирает

Крошки под окном,

Приседает, делает ритмичные наклоны головой.

По столу котище

Лапою скребёт,

Встает, делает руками движения к себе.

Половичку козочка

Веником метёт.

"Метёт" пол.

  1. Повторное рассказывание сказки логопедом. (Развитие речевого слуха)

- Сейчас я повторю сказку "Спор животных", а ты внимательно послушаешь и попробуешь рассказать её сам.

Логопед еще раз рассказывает сказку ребенку.

- Попробуй повторить сказку.

  1. Пересказ сказки ребенком с опорой на картинки.

Ребенок повторяет сказку.

Логопед, если нужно, оказывает необходимую помощь.

  1. Работа у доски. (Развитие межполушарного взаимодействия и тонкой моторики)

- Сегодня ты замечательно рассказал сказку, а теперь познакомься с котятами – это Пушок и Мурзик. Котята устроили соревнования, кто быстрее догонит мышонка.

(Ребенок рассматривает картинку на доске)

- Помоги котятам: возьми два фломастера и проведи линии одновременно двумя руками: сначала по линии 1, потом по линии 2, и закончишь по линии 3.

Логопед считает «один, два, три», а ребенок выполняет задание. Логопед следит за правильным удержанием фломастеров, оказывает необходимую помощь.

- Ты помог котятам поймать мышонка. Они дарят тебе за это наклейку.

  1. Итог занятия.

- Расскажи, чем мы занимались, в какие игры играли? Вспомни название сказки. Тебе понравилась сказка? Кому ты ее расскажешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по закреплению темы «Животные жарких стран».

Конспект - игра "Виртуальное путешествие" методически разработан и направлен на закрепление материала по теме "Животные жарких стран", на развитие и совершенствование фонетико-фонематических процессов...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние животные»....

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

Формировать номинативную лексику по теме. Развивать грамматические строй речи: словоизменение, словообразование, согласование числ.+сущ., предложно-падежные конструкции, образование притяжательны...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи». Разработан для ребенка 6 лет с ОВЗ в условиях логопедическо...

Сценарий индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р".

Сценарий индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р с слогах, словах"....

Примерный план индивидуального логопедического занятия Сказка "Три медведя"

Примерный план логопедического занятия. Автоматизация звука. Отработка воздушной струи. Развитие понимания и связной речи....

Примерный план индивидуального логопедического занятия "Зайка футболист"

Автоматизация звукаОтработка целенаправленной воздушной струи...