План -конспект занятия "Индивидуальное занятие по автоматизации и дифференциации звуков[ р] и [л] в предложениях удетей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лебедева Вероника Игоревна

В данном конспекте  предлагается подробный план проведения индивидуального  логопедического занятия для воспитанника,у которого поставленные звуки уже автоматизируются и дифференциируются,но хотелось,чтобы занятие не было скучным и обычным..Даны примеры словарного материала так,чтобы логопед затем сам мог подобрать нужные именно для его воспитанника слова.словосочетания и предложения.Прилагается фотография общего вида коллажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_no2.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           План-конспект занятия
«Индивидуальное занятие по автоматизации и дифференциации звуков [Р] и [Л] в предложениях у детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа»

Цели
Коррекционные:
- Закрепление навыка правильного произношения и дифференциации звуков [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- Совершенствование фонематического восприятия;
- Формирование навыка контроля за собственной речью.
Развивающие:
- Закрепление навыков фонематического анализа и представлений;
- Закрепление умения согласовывать имена существительные и прилагательные в роде и числе;
- Развитие умения образовывать слова путём сложения;
- Расширение словаря за счёт использования сложносоставных слов;
- Развитие логического мышления;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие внимания, памяти.
Воспитательные:
- Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения;
- Воспитание усидчивости, умения доводить дело до конца.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

  1. Уточнение артикуляции поставленных звуков [Р] и [Л]
    Автоматизация  звуков [Р] и [Л]   изолированно.

Воспитанник  ,отвечая на вопросы логопеда, повторяет правильные уклады для звуков[Р] и [Л]   , в игровой форме автоматизирует эти звуки изолированно. Игры «Дорожки »: «едем» на машине, мотор « рычит»-р.р.р… ;  «плывём» на кораблике ,кораблик «гудит»-лллл.

Оборудование: Два нарисованных  поля : автомобильная дорога и водная дорога; 2 игрушки-маленькие машинка и кораблик.

  1. Совершенствование фонематического восприятия, дифференциация звуков [Р] и [Л] на слух.

Игра «Кто выглядывает в окошко?»

Ребёнок определяет на слух «лишний» звук в ряду звуков,( в данном случае используется чередование звуков [Р] и [Л]  по 4 в ряду).Оборудование: 3 буквы р и 3 буквы л  с липучками для прикрепления их в окошки домика.Например: доктор,малыш,строитель,робот,лыжник,

ангел.

  1. Автоматизация и дифференциация звуков  [Р] и [Л]   в слогах,словах.

Игра «Добавь картинку».

Ребёнок повторяет за логопедом слоги со звуками [Р] и [Л],и,догадавшись,какое слово рифмуется с данным слогом,произносит его и выбирает из предложенных картинок подходящую,чтобы прикрепить её на коллаж.

Оборудование: 6-8 картинок  .Например:  «РА-ра-ра,мышкин домик звать ….нора!   ЛУ-лу-лу,дали дворнику …..метлу!

  1. Автоматизация и дифференциация звуков [Р] и [Л]  в словах. Развитие фонематического анализа.

Игра «Собери чемоданы». Воспитанник определяет наличие  звука [Р] и [Л]   в слове, распределяя картинки на две  группы. Оборудование: 10 картинок   с изображением того, что может пригодиться в походепалатка, пиала, ложка,  вилка ,пила ,котелок; фотоаппарат, спасательный круг, матрас, трубка с маской.

  1. Автоматизация и дифференциация звуков  [Р] и [Л]    в словах. Закрепление навыка фонематического анализа.

Игра «Помоги друзьям собраться в путешествие».Ребенок  определяет наличие в слове звука [ р] или [л], а затем и его местоположение в слове, постепенно «рассаживая» пассажиров по разным поездам и вагонам. Оборудование: 6 картинок с липучками с изображением мальчиков и девочек с именами: Рома,Ира,Макар; Лада,Алла,Кирилл.

  1. Автоматизация  и дифференциация звуков [Р] и [Л]    в словосочетаниях. Закрепление умения согласовывать имена существительные и прилагательные в роде и числе.

Игра «Раскрась картинки». Ребёнок выбирает ,какие из предметов на картинках бывают –голубого, жёлтого, красного и чёрного цветов. Раскрашивает каждый предмет в подходящий цвет. Затем озвучивает получившиеся словосочетания. Например: Чёрная ворона, красная роза, голубые волны, жёлтый подсолнух ,голубой колокольчик ,красный помидор, чёрная пантера, жёлтые колосья и т.д.

Оборудование: 10 нераскрашенных картинок на коллаже,чёрный,красный,голубой жёлтый карандаши.

  1. Автоматизация и дифференциация звуков [Р] и [Л]     в словах-квазиомонимах. Развитие фонематического представления.

Игра «Найди пары». Ребёнок из предложенных картинок составляет пары,соединяя их стрелочкой. Парами будут слова,обозначающие названия этих кртинок,близкие по звучанию,но отличающиеся друг от друга одним звуком.

Оборудование:  8-10 пар  картинок на коллаже,обозначающих  слова-квазиомонимы:

Например,лак-рак,рожки-ложки,тёлка-тёрка,брошка-блошка,лама-рама,роза-лоза,флаг-фрак,колобок-коробок.

  1. Автоматизация звуков [Р] и [Л]     в сложносоставных словах. Развитие умения  образовывать слова путём сложения.

Игра «Составь слова».

Ребёнок из двух простых слов образует одно, прикрепляя   на коллаж картинку с подходящим изображением.

Оборудование:  5 картинок на липучках  к написанным на коллаже предложениям. Например: Рыбу ловит….. рыболов. Лес рубит…лесоруб. Трубы укладывает… трубоукладчик. Землю роет… землеройка. Возит с помощью электричества… электровоз.

  1. Автоматизация и дифференциация звуков  [Р] и [Л]     в предложениях. Развитие логического мышления.

Игра «Путаница».Ребёнку даются предложения с нарушенными грамматическими и смысловыми связями, которые он должен восстановить.

Оборудование: 5  пар  предложений на коллаже : одно-неправильное, другое-правильное , 5  правильных картинок к ним .

Например: Голова на платке.- Платок на голове.

Дорога едет по грузовику.-Грузовик едет по дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Дифференциация звуков Ж, З, С, Ш" для детей старшего дошкольного возраста

Презентация на тему: "Дифференциация звуков Ж, З, С, Ш"  для детей старшего дошкольного возраста....

Пособие по автоматизации и дифференциации звуков «Три кота зовут играть» для детей среднего дошкольного возраста

Данное пособие предназначено для коррекционной работы с дошкольниками по устранению нарушений произношения звуков.Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков речи.Задачи:-Учить прави...

Конспект фронтального занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] и [Р`]

Конспект  НОД в речевой группе детского сада или в первом классе начальной школы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Л]-[Р] в словах, предложениях. (По мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»)

На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6-7 лет), посещающие логопедический пункт детского сада, находящиеся на одной ступени коррекционной работы по автоматизации и дифференциации тве...

План-конспект дидактической игры по ФЭМП по разделу "Ориентировка в пространстве" "Что, где?" для детей старшего дошкольного возраста

Данная дидактическая игра разработа для детей подготовительной к школе группы, по образовательной области "Познавательное развитие"...