Конспект занятия по фонетике и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. "Звук [ш]. Буква Ш
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шаталова Любовь Васильевна

Кинезиологические упражнения, которые включены в занятие, необходимо использовать именно в дошкольном возрасте,т.к. самый благоприятный период для развития интеллектуальных возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. В дошкольном возрасте необходимо развивать речь, память, внимание, восприятие,  тем самым формировать предпосылки учебной деятельности у будущих школьников. Кинезиология, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ОНР, развивает межполушарное взаимодействие, создает новые нейронные связи и улучшает работу головного мозга, отвечающего за речь и интеллект.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sh.docx224.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОНЕТИКЕ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

 С ЭЛЕМЕНТАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«ЗВУК [Ш]. Буква Ш»

C:\Users\Люба\Desktop\картинки по кинезис\8.jpg

Составила:

учитель-логопед МАДОУ №12 «Берёзка»

Шаталова Любовь Васильевна

2017 г.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Формировать предпосылки учебной деятельности посредством кинезиологии;

Учить выделять общий звук в словах по картинкам;

Совершенствовать произношение звука   в слогах, словах, фразах, стихах;

Читать слоги, одно-двухсложные слова;

Учить соотносить графему с фонемой;

Выполнять профилактику дисграфии и дислексии

        

Развивающие задачи:

Развивать мелкую моторику через кинезиологические упражнения

Упражнять в согласовании существительных с числительными;

Формировать навыки словообразования, словоизменения;

Выполнять звукобуквенный анализ слов типа СГССГ,

Развивать фонематический слух, слуховое внимание

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание добиваться результата своей деятельности

Оборудование: пригласительные на бал; конверты с заданиями, предметные картинки, символы звуков, схемы слов, карточки для чтения, счетные палочки для составления буквы, магнитная доска, инструментарий для выработки воздушной струи, аудиозапись песни А. Хораллова «Новогодние игрушки»

Методические приемы: «Гимнастика мозга» П. и Г.  Деннисон; комплекс кинезиологических упражнений программы А.Л.Сиротюк; аналитико-синтетический метод, беседа, дидактические игры, чтение

Ход занятия

I. Организация.   Введение в тему

      Логопед: -Дети, какой скоро будет праздник? (новый год). В нашем детском саду будет новогодний бал.  Что вы будете делать на балу?  (петь песни, водить хороводы, рассказывать стихи, танцевать).

 Л.: - В этом году необычный бал: вход будет только по пригласительным билетам, которые рассылает Снегурочка. Она нам прислала вот такую посылку.  В ней - конверты с заданиями, которые надо выполнить. И только тогда вы получите пригласительные билеты на бал. Вы готовы? Давайте   проведем    разминку.

Разминка. Глазодвигательные упражнения.

1. Логопед: - Не поднимая головы вверх, посчитайте сколько всего конвертов с заданиями прислала Снегурочка?  Упражнение в прямом   счете (изображения 9 конвертов расположены вверху от детей, под потолком);

2. Логопед: - Не опуская головы вниз, назовите количество оставшихся конвертов. Упражнения в обратном счете (поочередно убирает все конверты, начиная с 9-го) Конверты расположены на фронтальной стене внизу, под доской.

3.Логопед: - Не поворачивая головы вправо, скажите, который по счету сиреневый конверт (третий)? Коричневый? (восьмой) и т.д. Упражнение в порядковом счете

4. Логопед: Не поворачивая головы влево, назовите какой по цвету 8-й, четвертый, шестой? И т.д. (серый, фиолетовый, оранжевый, салатовый, розовый, голубой, сиреневый, бежевый, бордовый, (закрепление оттенков)

        Конверт № 1. 1-е задание Снегурочки

 Л.: (Открывает конверт) –Вот вам первое задание от Снегурочки. Вы должны   правильно представиться, т.е. назвать свою фамилию, полное имя и отчество, чтобы вписать их в пригласительные билеты. Представьтесь пожалуйста. (дети называют фамилию, полное имя и отчество)

         

II. Звук [ш]. Буква Ш.

1. Выделение общего звука в слове.  «Украсим елочку»

 (Звучит аудиозапись песни А. Хораллова «Новогодние игрушки»)

Л.: -  Для того, чтобы у нас было новогоднее настроение, давайте украсим елочку? Чем мы будем украшать? (словоизменение без предлогов: -новогодними игрушками). Послушайте предложения-загадки:

Словообразование. Суффиксальный способ

  (уменьшительно-ласкательный суффикс)

Л.: - Ёлочное украшение, имеющее форму круга, это… (шар). У нас есть шар и   есть маленький… (шарик). Эти игрушки какие по форме? (круглые)

- Плод хвойных деревьев? (шишка - шишечка)

- Чем украшают верх елки?  (верхушкой- верхушечка)

-Украшают елку разными фигурками животных и птиц. Назовите лесную насекомоядную птицу, которая не вьет гнезда? (кукушка, кукушечка)

Л.: - Давайте назовем игрушки, которыми мы украсили нашу елку: шары, шишки, кукушка, верхушка. Какой общий звук есть в этих словах? (Звук [ш])

Конверт № 2.     2-е задание Снегурочки

Дыхательные упражнения

1.  Артикуляционная и акустическая характеристики звука Ш

- Расскажите об этом звуке: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? (дети отвечают: согласный, глухой)

-Этот звук непростой, у него нет младшего братца, поэтому он всегда твердый.

-Как мы его произносим? Что делают наши губы, зубы, язык, какая воздушная струя? (Ответы детей: губы вытянуты вперед, зубы разомкнуты, язык в форме чашечки, ковша поднят вверх, не касается неба, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздушная струя теплая)

- Этот звук шипящий.  Так шипят змеи и гуси: ш-ш-ш. Давайте пошипим так, чтобы наших губ не коснулись предметы (дети шипят с использованием инструментария для выработки целенаправленной воздушной струи)

 2. Развитие фонематического слуха. Дидактическая игра «Поймай звук» (логопед называет звуки, слоги, слова, дети хлопают, когда услышат звук Ш)

 Дети садятся

2. Деление слов на слоги.    «Веселый поезд»

Конверт №3.  3-е   задание Снегурочки

Л.: - Снегурочка беспокоится: найдет ли Дед Мороз дорогу к нам? Чтобы он не заблудился, мы должны напомнить ему адрес, номер, название детского сада. Для этого мы отправим на его родину, город Устюг веселый поезд с картинками, на которых слова со звуком [ш], а с обратной стороны картинок номер и название сада.

-Как называется наш детский сад, какой у него номер, на какой улице он находится? (Детский сад №12, «Берёзка», находится по адресу: улица Войтовича, 7)

Нужно разделить слова: шар, пушка, дедушка, кукушонок   на слоги и разместить их по вагончикам: в первом вагончике с одним окошком поедет слово с одним слогом, во втором вагоне – слово, в котором 2 слога, в третьем – слово, в котором 3 слог, в 4-м – 4 слога. Чтобы убедиться, что задание выполнено правильно, давайте перевернем картинки на обратную сторону и увидим № и название детского сада. (дети читают: Детский сад №12, «Берёзка»)

3 .Определение позиции звука в слове. Новогодняя открытка

Конверт № 4. Задание 4

Работа с раздаточным материалом -  схемой

Л.: - Перед нами новогодняя открытка, которую мы подарим детям из младшей группы, на ней наш знакомый Мишка, в руках у него карандаш, он рисует шары. Определите место звука в словах: Мишка, шары, карандаш и обозначьте на схеме нужным цветом (дети определяют место звука - в середине слова, в начале слова, в конце слова и обозначают синим кругом)

4. Звук [ш] в стихах               Конверт № 5. Задание 5

Л.: Снегурочка предлагает вам   прочесть стихи со звуком Ш  

(Дети читают стихи)

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шумишь, шумишь»

Мышонок шепчет мыши: «Шуметь я буду тише»

Кошка на окошке штанишки шьет,

А мышка в сапожках избушку метет

Вот детишки: Маша, Миша

Маше меньше, Миша выше

Миша Маше что-то пишет

Угадай, что пишет Миша?

5. Развитие фонематического восприятия. Звукослоговой анализ слова

Конверт № 6. Задание 6

Л.: -Для того, чтобы на новогоднем утреннике вы красиво читали стихи и правильно произносить все звуки в словах, необходимо их слышать и называть по порядку. Для этого сейчас вы выполнить схему слов: шапка, мишура

Физкультминутка. «Гимнастика ума»:

А) Кинезиологические   упражнения на переключаемость

«Ухо—нос».  Проба ХэдаC:\Users\Люба\Desktop\3i.jpg

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 «Колечко»

C:\Users\Люба\Desktop\k8.jpg

«Колечко» - Перебор пальцев проводится следующим образом: на двух руках одновременно соприкасаясь последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу.

Б) Пальчиковая гимнастика

Надуваем быстро шарик                                           пальцы собраны в  щепотку,                                                                                                                                                                                    касаясь кончиками

Он становится большим                                            развести пальцы в круг

Шарик лопнул,    

Воздух вышел                                                           пальцы сужаются

Стал он тонкий и худой                                           в исходное положение 

 

Звук [ш] во фразовой речи. Словоизменение (спряжение глаголов)

Плюшевому мишке                                              гладят руки,

Мама штопает штанишки                                    имитация шитья иглой

Я плюшевому мишке штопаю штанишки

Ты плюшевому мишке штопаешь штанишки

Он плюшевому мишке штопает штанишки

Вы плюшевому мишке штопаете штанишки

Мы плюшевому мишке штопаем штанишки

Они плюшевому мишке штопают штанишки

В) Кинезиологические упражнения   для тела. «Перекрестные движения»

«Перекрестные шаги»

http://pandia.ru/text/78/597/images/image004_94.jpg

«Крюки»

http://pandia.ru/text/78/597/images/image015_24.jpg

«Ленивые восьмерки»

http://pandia.ru/text/78/597/images/image005_70.jpg

самомассаж

http://pandia.ru/text/78/597/images/image012_31.jpg

6. Развитие связной речи. Составление сложноподчиненных предложений (союзные слова («потому что»,   «для того, чтобы»)

Конверт № 7. 7-е задание Снегурочки

- Следующее задание от Снегурочки: придумать предложение по   картинкам с опорными словами: бабушка, шахматы, шкаф, кошка, душ, камыш, шишка, вышка, шайба, машина, подушка, потому что; для того, чтобы; чтобы

7. Буква Ш.

Конверт № 8. 8-е задание Снегурочки

Л.: - Снегурочка пригласила свою подругу на бал, но в ее имени произошла неприятность: одна буква исчезла, может быть вы догадаетесь и исправите ошибку?

Знакомство с буквой, выкладывание из палочек, рисование в воздухе

Исправление слова «Золу…ка»

8. Чтение слогов, слов по карточкам

Конверт № 9. 9-е задание Снегурочки

Л.: - И последнее задание: на празднике будут разные конкурсы, среди них будет такой, где надо будет прочитать задание Деда Мороза. Давайте прочтем слоги и слова с новой буквой.

- Звук [ш] всегда твердый, произносим его твердо и во время чтения. Например, ШИ –будем читать ШЫ, ШЕ – ШЭ, ШЁ - ШО

АШ   УШ   ОШ   ИШ   ЭШ   ЫШ   ША   ШУ   ШИ   ШО  

ШИНА      ШУБА     ШАПКА    ШИШКА     УШИ     МЫШИ     КОШКА

III. Итог занятия

- С каким звуком познакомились?

-Какой это звук? Расскажите о нем

- Чем мы занимались на занятии?

-Все задания Снегурочки вы выполнили заслужили приглашение на бал, я хочу вам их вручить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».

Закрепить представления детей о зимующих птицах. продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание. Обогащать лексику детей причастиями. Закрепля...

Конспект НОД подготовительная к школе группа для детей с ОНР "Звук и буква Й"

Цели занятия: учить дифференцировать звуки и буквы И-Й, закреплять навыки звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух, внимание, навыки лексики и грамматики....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...