Конспект НОД подготовительная к школе группа для детей с ОНР "Звук и буква Й"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гринь Анна Борисовна

Цели занятия: учить дифференцировать звуки и буквы И-Й, закреплять навыки звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух, внимание, навыки лексики и грамматики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Звук и буква Й"83.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Й»

Цель: Дифференциация звуков и букв И-Й

Задачи: Коррекционно-образовательные:

1.  Учить дифференцировать звуки и буквы  «И»-«Й»

2. Учить производить звуковой анализ слов .

3. Формировать навыки согласования притяжательных местоимений с существительными.

4. Формировать навыки чтения.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Коррекционно-воспитательные:

 Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование: предметные картинки, маркеры согласных и гласных звуков, карточки с буквами И, Й, схемы звуко-слогового анализа, кассы букв, магнитная доска, игрушка зайчик.

Ход НОД

1. Организационный момент: Логопед приветствует детей и предлагает послушать сказку:

Один мальчик нарисовал лесного зверька - с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался . Вот тут-то и начались чудеса. Зверёк вдруг заговорил.

-Бе – бе — безобразие! — сказал он.

-Почему безобразие?
-Ко – ко — конечно! — рассердился зверек.
Мальчик удивился:
-В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
-Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал?
-Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
-Нет, узнать можно.
-Так в чем же дело?
-З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.

Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И.

И зверек перестал заикаться.
-Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — 

Догадались, кого нарисовал мальчик?

 Какие буквы перепутал мальчик? Ответы детей.

А вот и зайка (вносится играушка).   Мы сегодня вместе с зайкой будем играть со звуками и буквами И, Й .

Основная часть.

1.   Фонематическая зарядка: Игра «Доскажи словечко»

Врач живет в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
«Ай, как щиплет!»,
«Ой, как жжет!».
Узнаете? Это…   
(йод)

Что мы пели, угадай?
«Кара…»   
(вай).
Что нам пели, угадай?
«Баю…»   
(бай).
Что за месяц, угадай?

Месяц…   (май).
Что в стакане, угадай?

Сладкий…   (чай)

Какой звук есть во всех этих словах?

2. Сфотографируем звук Й (характеристика звука Й)

Вспомним  характеристику звука Й . Что делают губы?   — губки слегка в улыбке;

Зубы? — зубки сближены;

Язык?  кончик язычка за нижними зубками, (спинка язычка приподнята и создает преграду воздуху– звук согласный.

Произносим мягко, обозначение:……зеленая фишка.

Приложите руку к горлышку - горлышко «работает» - звонкий, обозначение колокольчик.

Фотография звука Й: зеленая фишка с колокольчиком.   А как обозначаем звук И - красная фишка Почему? Гласный звук. .

3.  Волшебная шляпа. Зайка хочет поиграть с вами в игру «Волшебная шляпа». Достань картинку, назови и определи наличие звука Й-И в слове. Употребление Твой-твои

майка, мишка, книги, , чайник, ручей, чайка, лайка сарай, репей, скамейка, лиса, лайка, трамвай, лицо,  автобус,  ножницы, машина, змей.

4.  Отгадать загадки, определить место звука [Й] во всех словах-отгадках, разделить их на слоги. Зайка приготовил вам загадки.

Из горячего колодца 

Через нос водица льется. (Чайник)

Вырос в поле, злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

Он стоит на полке в склянке,

Лечит ссадины и ранки.

До чего же сильно жжет!

Догадались? — Это...(йод)

5. Измени слово: какие слова получатся, если из них убрать звук [Й]?

Майки — маки,   ..., лайки — ..., сойки — какой звук слышим в конце слов?

6. Звуковой анализ слова 3айка:

  • Схема слова, сколько гласных, сколько согласных назвать их.
  • Придумать предложение со словом майка.
  • схема предложения. Сколько слов, назвать 1.2.3… (Что в начале, что в конце)

Динамическая пауза: Зайка хочет сделать с вами зарядку. 

Игра «Каравай». (Нищева Н.В.)

Ай-ай-ай! Испекли мы каравай.

Выстраивают в каравай

Ой-ой-ой! Каравай у нас большой.

Выстраиваются в большой круг.

Эй-эй-эй! Приглашаем мы гостей.

Кланяются.

Ай-ай-ай! Себе пару выбирай.

Перестраиваются парами.

Эй-эй-эй! Танцуй веселей!

Каждая пара выполняет танцевальные движения.

7. У доски:

Посмотрите, зайка нам что-то принес? Что это? ( Это буква й)

Дифференциация букв И — Й.

-На какую букву похожа буква Й? (на букву И).

- Чем отличаются эти буквы?. У буквы Й есть “шапочка”. Буква Й согласная, а буква И – гласная. )

8. Почитаем любимые слова зайки.

9. Сядем на место и посмотрим, что Зайка принес нам в подарок. Зайка принес вам каждому по букве, но пока нёс буквы, сломались. Почините букву на карточках. Отремонтируй буквы

Проверим, как вы починили буквы (самопроверка)

Итог. С каким звуком мы играли?

Зайка принес нам в подарок яблоко, но оно не простое, что же там внутри?  Дети называют слова.

http://cs622521.vk.me/v622521207/2ab3c/L9DaipC0UHo.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи «История потерянной буквы»

Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Вид: занятие-путешествие.Цель:  закрепление навыка произношения и дифференциация  звуков [л] и  [л\']...

Конспект занятия (подготовительная к школе группа для детей с ОНР) - «Проделки Зимушки-Зимы»

Занятие (подготовительная к школе группа для детей с ОНР) на тему «Проделки Зимушки-Зимы» подготовлено в целях:Активизации и расширение словаря по темам: «Дикие жи­вотные наших л...

НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) для детей с нарушениями речи: «Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»

НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: «Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»Цель: дифференциация звуков...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква О.

            Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве О.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква И

Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой  «И».Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, ...