НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) для детей с нарушениями речи: «Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шарова Юлия Игоревна

НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: «Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»

Цель: дифференциация звуков [р], [р’] в словах, предложениях и тексте.

Задачи.       

Образовательные:

 - уточнить представления детей о пресноводных водоемах и их обитателях;

 - закрепить представления о приметах ранней весны;

 - ввести в активный словарь названия пресноводных обитателей;

 - закрепить представления о букве Р;

 - уточнить и закрепить правильное произношение звуков [р], [р’];

 - дифференцировать звуки [р], [р’] в словах, предложениях и тексте;

 - закрепить  умения согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно - развивающие:

 - развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;

 - развивать мелкую моторику пальцев рук;

 - развивать навыки звукобуквенного анализа на материале слов – названий обитателей рек, пресноводных водоёмов;

 - развивать фонематический слух;

 - развивать умения согласовывать движения с речью;

 - развивать навыки составления схемы предложения, слоговых схем слов.

Воспитательные:

 - продолжать формировать начальные школьные навыки;

 - закреплять правила поведения у водоема.

Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, рабочие тетради с заданиями, карандаши, удочка, садок.

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 комбинированного вида »

НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) для детей с нарушениями речи:

«Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»

http://ds126.pupils.ru/upload/ds_126/information_system_1743/2/0/5/0/8/item_205084/item_205084.jpg 

                                          Составила: учитель  - логопед

Шарова Ю. И.

6.04.2019

Г. Луга

Цель: дифференциация звуков [р], [р’] в словах, предложениях и тексте.

Задачи.

Образовательные:

 - уточнить представления детей о пресноводных водоемах и их обитателях;

 - закрепить представления о приметах ранней весны;

 - ввести в активный словарь названия пресноводных обитателей;

 - закрепить представления о букве Р;

 - уточнить и закрепить правильное произношение звуков [р], [р’];

 - дифференцировать звуки [р], [р’] в словах, предложениях и тексте;

 - закрепить  умения согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно - развивающие:

 - развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;

 - развивать мелкую моторику пальцев рук;

 - развивать навыки звукобуквенного анализа на материале слов – названий обитателей рек, пресноводных водоёмов;

 - развивать фонематический слух;

 - развивать умения согласовывать движения с речью;

 - развивать навыки составления схемы предложения, слоговых схем слов.

Воспитательные:

 - продолжать формировать начальные школьные навыки;

 - закреплять правила поведения у водоема.

Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, рабочие тетради с заданиями, карандаши, удочка, садок.

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.

Учитель – логопед:                                                                          (Слайд 1)

  - Дорогие дети! Какое сейчас время года?  Кто вспомнит название весенних месяцев? Какой сейчас месяц? Какие приметы весны мы видим за окном? Устали за зиму в здании сидеть, мне так на природу хочется… А вам?  Предлагаю вам отправиться в путешествие.

(Появляется Рыбак- ребёнок).

Карасики серебряный и золотой

Нас в озерце поджидают с тобой.

Легкая удочка и поплавок…

Вот поплавок совершил кувырок,

Карасик на леске блестит, как монетка,

И старая ива погладит нас веткой.

Пора и домой. До свидания, зорька.

Опять мы поймали карасиков столько!

Учитель – логопед:

 - Догадались куда мы с вами отправимся?  (На рыбалку!) Удочка у нас с вами есть, и садок для рыбы. Дети, вспомните, пожалуйста, правила поведения на рыбалке. Закрываем глаза и мысленно переносимся на берег реки. Открываем глаза. Что мы видим?

Учитель – логопед:                                                                         (Слайд 2)

 - Перед нами река ранней весной. Давайте вспомним приметы ранней весны.

(Слайд 3)

Тянут сети рыбаки –
Тянут рыбу из реки.
Ловят рыбу разную –
Белую и красную.
Много и немножко.
Хор-р-роша р-рыбешка!

Артикуляционная  гимнастика

Учитель – логопед:

 - А рыбы умеют произносить звуки?

  - Говорят, «Молчит как рыба. Что это значит?

 - Превратимся в рыбок. Широко рот открываем, закрываем. Рот  открыт кончик языка поднимаем к альвеолам. Постучим по альвеолам язычком. Заведем моторчики.

 - И превратились мы обратно в деток, которые умеют красиво произносить звук [Р].

 - Давайте вспомним  правила произношения красивого звука  [Р].

(Слайд 4)

  - [Р] - звук гласный или согласный?

(Слайд 5)

  - Дети, а звук [Р] всегда мягкий?

(Слайд 6)

  - Стоя перед какими гласными звук [Р]  твердый? (а, о, у, ы,э)

 - Какие гласные смягчают звук?  (я, ё, ю, и,е)

 - Какие вы умницы! Даже на отдыхе ничего не забываете!

«Большая рыбка»

 - В реке водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся вверх и произносим: «Какая я большая рыбка». Приседаем со звуком: «Ух». Обхватываем руками колени, обхватываем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

(Слайд 7)

Учитель – логопед:

 - Закидываем удочку!

 - Угадайте кого мы поймали?

Строит он всегда плотину,

Лихо плавает в воде,

Иву срезал и осину,

Знают все его везде. (Бобр)                                                            (Слайд 8)

Учитель – логопед:

 - Ребята… мы с вами случайно бобра зацепили… Чтоб он не злился, давайте быстренько в тетради слово бобр напечатаем и звуковую схему слова раскрасим. ( Один ребёнок  работает у доски.)

 - У рыбаков множество примет есть чтоб рыба ловилась. Помните волк в сказке приговаривал: «Ловись рыбка и большая и …» Мы с вами тоже хитрости знаем…                                                                                      (Слайд 9)

Учитель – логопед:

 - Закидываем удочку!

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница.

Мы хотим тебя поймать

Рыбка спину изогнула

Крошку хлебную взяла

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

 - Закидываем удочку!

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…
(щука)                                                                           (Слайд 10)

Учитель – логопед:

 - Щука обыкновенная.  В названии этой рыбы есть наши звуки? Рыбачим дальше! Закидываем удочку!                                               (Слайд 11)

«Речка»

Речка очень широка,

Речка очень широка.

Рыбки там живут, друзья,

А вот воду пить нельзя.

Рыба полосатая,

 Хищная, опасная,

 Ловит маленьких мальков,

 Красный цвет у плавников! (Речной окунь)                            (Слайд 12)

Учитель – логопед:

 - В названии этой рыбы есть наши звуки?

 - Составим предложение со словами РЕЧНОЙ ОКУНЬ.

 - Начертим схему предложения в тетради. ( Один ребёнок  работает у доски.)                                                                                                     (Слайд 13)

Учитель – логопед:

 - Закидываем удочку!

Пальчиковая гимнастика

«Жил да был один налим»

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетели к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Учитель – логопед:

Кто ходит задом наперёд?

Кто в чистой лишь воде живёт?

В норе глубокой он сидит

Усами тихо  шевелит. (Речной рак)                                          (Слайд 14)

Учитель – логопед:

 - Речной рак. В названии этого обитателя рек есть наши звуки?

Когда слышите твердый звук Р – хлопаем, мягкий звук – топаем..

Живёт в медленно текущих реках в иле.

Если в реке есть подходящий крутой берег, то он роет нору прямо в нём.

Питается рыбками, червями, улитками, личинками и икрой.

     - Дети, скажите, где обитает речной рак? (В реке)

(Слайд 15)

Учитель – логопед:

 - Река-это поток воды, протекающий в углубление, называемым руслом.

Учитель – логопед:

 - Река – это водоем с какой водой? (С пресной) Какие еще водоемы с пресной водой вы знаете?

(Слайд 16)

Учитель – логопед:

 - Пруд – это водоем природного или искусственного происхождения. Он создается с целью сохранения воды, полива окружающих территорий, разведения рыбы. Природный пруд представляет собой маленькое озеро.

(Слайд 17)

Учитель – логопед:

 - Ручей -  небольшой постоянный или временный водоток, образующийся от стока дождевых, снеговых или при выходе на поверхность подземных вод.

(Слайд 18)

Учитель – логопед:

 - Болото — это водоём, в который нет доступа свежей воды и на котором растёт большое количество растений, а также топкое, сырое место.

  - Река, ручей, болото, пруд – водоемы с пресной водой.

Игра “Рыболов”.

Учитель – логопед:

 - Посчитаем, сколько рыбы мы поймали! Достаем рыбу из садка, считаем вместе, влух.

Работа с текстом.

Учитель – логопед:

 - Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа, про рыболова Ваню, и продолжи его.

Летом Ваня отдыхал в деревне. Недалеко протекала речка. В ней водилось много сомов, щук, окуней, ершей…

(Слайд 19)

Релаксация.

Звучит шум воды.

Дети проходят, ложатся на ковер в удобных позах.

Учитель – логопед:

 - Дети, закроем глаза. Вы видите реку с глубокой  прозрачной водой, через толщу которой можно разглядеть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, ракушки, рыб… Каких рыб вы видите? Каких обитателей пресноводных водоёмов мы видели сегодня? Что на занятии показалось вам самым сложным? Что показалось самым легким? Открываем глаза. Мы вновь оказались в группе детского сада. Спасибо всем за работу и увлекательное путешествие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Буква Р, Звуки [ р ], [ р ’]. Вода, пресноводные обитатели» Составила: учитель - логопед Шарова Ю. И.

Слайд 4

Тянут сети рыбаки – Тянут рыбу из реки. Ловят рыбу разную – Белую и красную. Много и немножко. Хор-р-роша р рыбешка ! Тянут сети рыбаки – Тянут рыбу из реки. Ловят рыбу разную – Белую и красную. Много и немножко. Хор-р- роша р-рыбешка!

Слайд 8

Строит он всегда плотину, Лихо плавает в воде, Иву срезал и осину, Знают все его везде .

Слайд 9

Бобр

Слайд 10

«Рыбка» Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть Рыбка, рыбка озорница. Мы хотим тебя поймать Рыбка спину изогнула Крошку хлебную взяла Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это…

Слайд 11

ЩУКА ОБЫКНОВЕННАЯ . Спина серо-зеленоватая, бока более светлые. Рот с многочисленными острыми зубами. Живёт в реках и озёрах, предпочитает места со стоячей или медленно текущей водой. Поедает рыб, птенцов и крупных насекомых

Слайд 12

«Речка» Речка очень широка, Речка очень глубока. Рыбки там живут, друзья, А вот воду пить нельзя. Рыба полосатая, Хищная, опасная, Ловит маленьких мальков, Красный цвет у плавников !

Слайд 13

РЕЧНОЙ ОКУНЬ Спина тёмно-зелёная, бока зеленовато-жёлтые, брюхо желтоватое, на боках 5-9 полос . Окунь живёт в реках, озёрах, прудах. Взрослые особи питаются насекомыми, икрой других рыб, и рачками.

Слайд 14

«Жил да был один налим» Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетели к ним три утки По четыре раза в сутки. И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. Кто ходит задом наперёд? Кто в чистой лишь воде живёт? В норе глубокой он сидит Усами тихо шевелит

Слайд 15

РЕЧНОЙ РАК Живёт в медленно текущих реках в иле. Если в реке есть подходящий крутой берег, то он роет нору прямо в нём . Питается рыбками, червями, улитками, личинками и икрой.

Слайд 16

РЕКА

Слайд 17

Пруд

Слайд 18

РУЧЕЙ

Слайд 19

БОЛОТО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «КВН «Почемучки-Знатоки»» для детей группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) (с участием родителей)

Конспект развлечения «КВН «Почемучки-Знатоки»» для детей группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) (с участием родителей), целью которого является:Познакомить родител...

«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)

«На ферме» Конспект  совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми  группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)...

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема "День рождение клоуна Клёпы"

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности. Итоговые занятия...

«Хотим всё знать!» Конспект игрового подгруппового занятия познавательной и социально-коммуникативной направленности. Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ТНР)

Тема: «Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка&raqu...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕН

Месяц, неделяТема занятияЗадачи  Лексическая темаПримечание Сентябрь I период1Обследование детей:- содержание прочитанных ранее произведений;- знание стихотворений, заученных в старшей группе.234...