Дидактическое пособие - «АБВГДейка»
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Ерофеева Надежда Павловна

Дидактическая игра «АБВГДейка» предназначена  для детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи. Эта игра  многовариативна,  актуальна, современна  и эстетична, вызывает живой интерес у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_gramoty.docx289.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор -  учитель – логопед   Ерофеева Надежда Павловна

Название образовательного учреждения –

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №25 «Сувенир» г. Павлово

Дидактическая игра -  «АБВГДейка»

Возрастная группа – дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Цели и задачи игры -

- знакомить детей с буквами

- учить различать гласные и согласные буквы

- учить составлять из букв слоги (прямые и обратные)

- учить составлять из букв слова

- развивать фонематический слух

- развивать навык ориентировки в пространстве

- развивать мелкую моторику

- развивать психические процессы: внимание, память

Используемое оборудование – дидактическая игра «АБВГДейка», раздаточный материал - карточки с буквами

Методические рекомендации по реализации игры -

Дидактическая игра «АБВГДейка» предназначена  для детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи. Эта игра  многовариативна,  актуальна, современна  и эстетична, вызывает живой интерес у детей. «АБВГДейку» можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с группой детей,  так и в индивидуальной работе с ребёнком.

Содержание игры -

Учитель - логопед предлагает детям выполнить ряд заданий:

1. Учитель - логопед называет звук, а дети находят предметные  картинки,  начинающиеся  на  данный звук   и  помещают их в окошечки.

2. Дети в слове определяют количество слогов и определяют место предметной картинке в ряду:

Верхний ряд – 1 слог в слове, средний ряд– 2 слога в слове, нижний ряд – 3 слога в слове

3. Дети, с помощью дидактической игры «АБВГДейка», изучают гласные и согласные буквы.

 4. Дети, с помощью  дидактической игры,  составляют слоги: прямые, обратные, со стечением согласных.

 5. Дети,  с помощью «АБВГДейки», составляют слова:

с одним слогом - кот, мох, суп

 с двумя слогами - оса,  осы, усы

6. Дети на «АБВГДейке»  меняют буквы в словах для получения новых слов:  сок – сук – суп.

 Поскольку обе стороны игры имеют симметрию, задания на закрепление знаний могут носить соревновательный характер. Данная дидактическая игра «АБВГДейка» вызвала большой интерес у детей. Сначала дети предложили украсить «АБВГДейку», а затем в течение дня с удовольствием занимались в свободной деятельности, выполняя разнообразные упражнения и задания. Дидактическая  игра  помогает детям с живым, неподдельным интересом оформлять звуковую сторону  речи, правильно передавать слоговую структуру слов, пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, овладеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы.

Материалы для реализации игры

J:\DCIM\100PHOTO\SAM_3374.JPG     

                                       

                         J:\DCIM\100PHOTO\SAM_3372.JPG

Дидактическое пособие «АБВГДейка» предназначено  для детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи. Это пособие  многовариативно,  актуально, современно и эстетично, вызывает живой интерес у детей. «АБВГДейку» можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности,  так и в индивидуальной работе с ребёнком.

Цели дидактического пособия:

- развивать грамматический строй речи

- развивать связную речь у детей

- знакомить детей с буквами

-развивать фонематический слух

- развивать навык ориентировки в пространстве

- развивать мелкую моторику

- развивать психические процессы: внимание, память

Описание вариантов использования пособия:

«АБВГДейку» можно использовать при прохождении любых лексических тем. Так, например,  при прохождении лексической темы «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»

1. Учитель - логопед  заполняет предметными картинками одной серии окошечки  и просит ребёнка убрать лишний предмет и объяснить свой выбор.

2. Учитель – логопед заполняет предметными картинками одной серии все окошечки, а одно - оставляет пустым и просит детей заполнить и его.

3. Педагог  заполняет предметными картинками одной серии все окошечки, затем просит детей закрыть глаза и убирает несколько картинок (дети называют  отсутствующие).

4. Внутри лексической темы, например, «Посуда»  учитель - логопед предлагает детям разделить посуду  на кухонную, столовую и чайную и разместить по рядам.

5.Учитель - логопед просит  поставить предметную картинку  «чашку» в первый ряд  левый угол, а «стакан» - во второй ряд правый угол.

В подготовительной  группе учитель - логопед предлагает детям выполнить ряд заданий

1.Учитель-логопед называет звук, а дети находят предметные картинки,  начинающиеся  на данный звук  и помещают их в окошечки.

2.Дети в слове определяют количество слогов и определяют место предметной картинке в ряду:

Верхний ряд – 1 слог в слове, средний ряд– 2 слога в слове, нижний ряд – 3 слога в слове

3.Дети, с помощью дидактического пособия «АБВГДейка», изучают гласные и согласные буквы.

 4.Дети, с помощью  дидактического пособия,  составляют слоги: прямые, обратные, со стечением согласных.

 5. Дети,  с помощью «АБВГДейки», составляют слова:

с одним слогом - кот, мох, суп

 с двумя слогами - оса,  осы, усы

6.Дети на «АБВГДейке»  меняют буквы в словах для получения новых слов:  сок – сук – суп.

 Поскольку обе стороны пособия имеют симметрию, задания на закрепление знаний могут носить соревновательный характер. Данное дидактическое пособие «АБВГДейка» вызвало большой интерес у детей. Сначала дети предложили украсить «АБВГДейку», а затем в течение дня с удовольствием занимались в свободной деятельности, выполняя разнообразные упражнения и задания. Дидактическое пособие помогает детям с живым, неподдельным интересом оформлять звуковую сторону  речи, правильно передавать слоговую структуру слов, пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, овладеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Умный дом». Аннотация. Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию ре

 Аннотация.Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению...

Дидактическое пособие «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста

Данное пособие может использоваться  педагогами в разных видах деятельности не только  с детьми старшего дошкольного возраста, но и  с детьми старше 4 лет, при подготовке к обучению гра...

АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «АБВГДейка»

Проблема подготовки детей к овладению грамотой в настоящее время является особенно актуальной. Уровень детской грамотности в нашей стране снижается год от года - это уже давно ни для кого не секрет. К...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...