АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «АБВГДейка»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Никитина Татьяна Ивановна

Проблема подготовки детей к овладению грамотой в настоящее время является особенно актуальной. Уровень детской грамотности в нашей стране снижается год от года - это уже давно ни для кого не секрет. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей, испытывающих стойкие трудности уже в самом начале школьного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «АБВГДейка»

Никитина Т.И., воспитатель

ГБОУ ООШ №9 СП Детский сад «Родничок»

г. о. Новокуйбышевск, Самарская область

Проблема подготовки детей к овладению грамотой в настоящее время является особенно актуальной. Уровень детской грамотности в нашей стране снижается год от года - это уже давно ни для кого не секрет. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей, испытывающих стойкие трудности уже в самом начале школьного обучения.

Особенно характерно это для детей с низким уровнем речевого и психического развития. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и, как результат, имеют плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонения в поведении, повышенную утомляемость и неврозы.

Вторая причина актуальности данной проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из главных требований – умение читать. Ребенок, поступающий в школу не умеющим читать, в большинстве случаев обречен испытывать трудности уже с первых дней школьной жизни.

Решение этой задачи является одним из актуальных направлений работы с дошкольниками. Важно отметить, что занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, творческих качеств личности ребенка.

Именно поэтому так важна в дошкольных учреждениях четко и грамотно организованная работа, направленная на подготовку к обучению грамоте, знакомство с алфавитом и обучение чтению.

Авторское дидактическое пособие «АБВГДейка», решает задачу быстрого и увлекательного усвоения дошкольниками букв, развивая при этом память, графо-моторные навыки, фонематические процессы. Уже на первой странице для детей сформулирована последовательность и конечная цель работы: «БУКВЫ УЧИМ-БУКВЫ ЗНАЕМ - ЗНАЧИТ СКОРО ЗАЧИТАЕМ»

Предложенная азбука - не просто книга. Написанная как детское стихотворение, она разделена на отдельные строчки - карточки, которые могут служить одновременно и материалом для знакомства сразу с несколькими буквами и прописью с заданиями. Каждая из десяти карточек представляет собой одно законченное стихотворное предложение, которое знакомит ребенка сразу с тремя - четырьмя буквами алфавита. Текст включает только буквы и слова- опоры для запоминания букв, и при этом оформлен в простое по восприятию и запоминанию стихотворение, в десяти строках которого уместился весь русский алфавит. Это позволяет значительно сократить время на заучивание букв, что особенно актуально для детей, имеющих низкий уровень развития памяти, для которых разучить стишок-опору к каждой из тридцати трех букв алфавита - реальная проблема.

Пособие включает 3 блока:

1 блок. Стихотворная азбука.

Она заучивается наизусть как детское стихотворение. Алгоритм работы с ней описан в предложенном родителям приложении «КАК УЧИТЬ БУКВЫ».

2 блок. Пропись с заданиями:

-подбери к картинкам соответствующие буквы;

-обведи буквы.

Предложена она, как и азбука, в виде отдельных карточек. Может быть распечатана как отдельная тетрадь, а может размещаться на обратной стороне карточки с соответствующими буквами стихотворной азбуки. В этом случае карточка на одной стороне знакомит ребенка с буквами алфавита, а на другой – дает возможность закреплять графический образ букв.

3 блок. Проверь себя.

Блок включает листы с наборами картинок и букв. Картинки уже знакомы ребенку, но размещены уже не в первоначальной последовательности. Карточка с буквами разрезается. Ребенку предлагается назвать картинки, закрывая буквой, соответствующей первому звуку слова. По окончании работы нужно проверить себя, перевернув картинку и сверив подобранную букву с буквой на обороте картинки. Если задание выполнено без ошибок, ребенок вырезает себе поощрительный приз- медаль.

Возможность самопроверки -это важная отличительная особенность данной азбуки от множества предложенных другими авторами вариантов азбук, издаваемых просто как книга. Обучать ребенка- дошкольника проверять свою учебную работу, развивать самоконтроль- это важная составляющая непосредственной работы по подготовке ребенка к школьному обучению. Вариативность пособия - возможность пользоваться и как книгой с прописью, и как набором карточек-тоже отличительная особенность представленной работы. Подача материала, включая задания для детей в блоке «Проверь себя» в предпочтительной для детского восприятия стихотворной форме, делает текст особенно интересным.

На протяжении пяти лет пособие активно используется мной в работе с детьми –дошкольниками на занятиях по подготовке к обучению грамоте на начальном этапе обучения детей чтению. Оно получило много положительных откликов от родителей дошкольников, успешно и быстро усвоивших по данному пособию алфавит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие "Баночки- выручалочки"

Очень часто в доме можно найти множество ненужных мелких вещей: различные баночки, крышечки, колпачки, шнурки, ленточки, тесемки, куски самоклеющейся бумаги и т.п. Не спешите их выбрасывать – с их пом...

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Дидактическое пособие - «АБВГДейка»

Дидактическая игра «АБВГДейка» предназначена  для детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи. Эта игра  многовариативна,  актуальна, современна  и эстетична, вызы...

Дидактическое пособие «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста

Данное пособие может использоваться  педагогами в разных видах деятельности не только  с детьми старшего дошкольного возраста, но и  с детьми старше 4 лет, при подготовке к обучению гра...

Создание авторского дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»

Статья: Создание авторского дидактического пособия «Адаптационно-дидактический и сенсорный фартуки»Воспитатель группы раннего возраста:Керимова Любовь НиколаевнаРанний возраст – чрез...

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)

Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...