буклет "Рекомендации по развитию речи детей на лето"
методическая разработка по логопедии на тему

Закамалдина Наталья Николаевна

Рекомендации подойдут  для родителей подготовительной к школе  группе , для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_rekomendatsii_na_leto_1_a_klass.docx815.19 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)

1.Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

2.Составление слов из слогов, данных в разнобой. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: ша - ка, ка-сум).

3.Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

4.Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

5.Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения на развитие связной речи

1.Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2.Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3.Расспрашивайте о важных для него событиях.

4.Внимательно слушайте ребёнка Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

5.Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

1.Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2.Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

3.Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

4.Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Плодотворного летнего отдыха!

Серия «По совету логопеда»

 Учитель-логопед

Закамалдина Н.Н.

«Рекомендации родителям по развитию речи детей на летний период»

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!   

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно.

     Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Упражнения для автоматизации звуков

1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи)

2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

                                                               

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  7. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1.Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

2.Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

4.Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

5.Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

6.У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»       Скригонюк  Галина Ивановна. ГБДОУ компенсируещего...

Игры для развития речи детей летом

Для детей игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. А для развития речи ребёнка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним. Впереди лето. Н...

Буклет "Развитие речи детей летом"

В буклете представлены основные направления речевого развития детей в летний период....

НОД. Развитие речи Тема: «Скоро лето» Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Лето»

НОД.  Развитие речиТема: «Скоро лето»Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Лето»Задачи:       Образовательная:...