Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой летом.
проект по развитию речи (средняя группа) по теме

Короткова Ольга Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aaa.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности  - познавательно - речевой;  

                         

  • по содержанию – педагогический;  

                                                                     

  • по контингенту участников – родители, дети средней группы, учитель - логопед, воспитатель;  

                                                                           

  • по времени – краткосрочный

(с 01.06.12г. по 30.06.12г.)

                     

                              Актуальность проблемы.  

    Природа - это неоценимое богатство для  интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.   Впечатления  от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

    В возрасте 4 - 5 лет ребёнок начинает активно общаться с людьми, познавать мир природы, явлений, вещей, отношений, проявляет особенно активный интерес к природе живой и неживой: животным, растениям, сезонным и суточным изменениям.

        Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет  на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

        Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому педагоги детского сада и родители должны серьёзно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, взрослым следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения. 

   Работа с родителями в летний период обладает определённой спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в отпуск: кто – то проведёт солнечное лето за городом, на даче. А кто – то останется в городе. Информация о том, как развивать ребёнка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию.

   Вслушиваясь в речь 4-5 - летних детей, посещающих наш детский сад, видно насколько недостаточны их познания о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для  передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

   Наш  детский сад новый и  работает всего полгода.  Дети, поступившие к нам, ранее не были организованы. В процессе анкетирования выяснилось, что в большинстве случаев не все родители знают возрастные особенности развития речи своих детей и мало уделяют внимания их речевому развитию. Многие родители часто не задумываются над этим вопросом. Непонимание важности развития речи детей, недостаточная компетентность – основные причины создавшейся ситуации.

   В связи с этим возникла необходимость создания и реализации данного проекта.

       Концептуальная часть. 

   Цель: Обогащение речи ребёнка в процессе познания природы, формирование интереса к явлениям природы.

   Задачи проекта: 

-    формировать интерес дошкольников к природе;

-     расширить и углубить знания детей о природе;

-  расширить и активизировать словарь детей с опорой на активное познание детьми  природы;

-    способствовать мотивации к исследовательской деятельности;

- формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте;

-  наметить основные направления по развитию связной речи детей в процессе совместной работы воспитателя, учителя – логопеда и родителей;

        Исходя из цели и поставленных задач, была сформулирована гипотеза: развитие  речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой в летний период будет значительно успешнее и эффективнее в результате системного, целенаправленного педагогического воздействия и совместной работы логопеда, воспитателей и родителей.

Предполагаемый результат.

Проект будет способствовать:

  • обогащению и расширению представлений у детей о природе летом;
  • значительному  улучшению показателей развития речи по основным критериям  (активизация словарного запаса  детей, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение).
  • заинтересованности  родителей в общении с ребенком  для его успешного речевого развития;
  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в развитии речи детей.

Предмет проектирования:

           Развивающее речевое взаимодействие детей, педагогов и родителей  при ознакомлении с окружающей природой, способствующее  речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Формы и методы работы с детьми:

  • сотрудничество ребёнка со взрослыми в развивающих занятиях;
  • развивающие прогулки и экскурсии;
  • проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней;
  • познавательно – исследовательская деятельность;
  • наблюдение за объектами живой и неживой природы;
  • песочная терапия;
  • игровая деятельность;
  • логопедическая ритмика;
  • сюжетно - ролевая игра;
  • чтение книг и просмотр видеофильма о природе летом;
  • самостоятельная детская деятельность.

Формы и методы работы с педагогами:

  • консультация «Методы работы по обучению детей сочинению сказок с использованием природного материала»;
  • рекомендации педагогам  по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с природой;
  • семинар – практикум «Оборудование для  игр с ветром, песком, водой»;
  • картотека дидактических игр и упражнений с природным материалом – песком.
  • организация целевых прогулок и экскурсий совместно с родителями;
  • организация исследовательско – экспериментальной работы с детьми.

  Формы и методы работы с родителями:

  1. Диагностика (анкетирование входящее и заключительное)
  2. Беседы с родителями об актуальности данной проблемы.
  3. Экскурсия к реке (с группой детей).
  4. Домашнее задание: экскурсия в лес (парк) со своим ребёнком в свободное время.
  5. Просветительская работа:
  • консультация «Досуг с ребёнком на природе»,
  • оформление  буклетов «Игры с детьми на отдыхе в летний период»;
  • оформление папки – передвижки «Секреты безопасного отпуска»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»...

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»

laquo;Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»...

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию»

Мы предполагаем, что, проведя ряд занятий по обучению рассказыванию, расширится словарный запас, дети смогут составлять простые рассказы,описывать игрушки и картины,связно высказывать свои мысли, стро...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

В статье раскрывается актуальность возможности развития образной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными сказками....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».

                Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...