РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ
статья по развитию речи (средняя группа)

Иванова Наталия Николаевна

В статье раскрывается актуальность возможности развития образной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными сказками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Усвоение языка и развитие речи, умения создавать разные типы связного высказывания осуществляется наиболее интенсивное в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.

 На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш и др.

Известные психологи и педагоги отмечают, что к среднему дошкольному возрасту у детей наряду с развитием осмысленного восприятия, проявляющегося в понимании содержания и нравственного смысла произведения, формируется и способность выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Исследования показали, что дети в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы[3].  

В качестве эффективных средств развития образной речи дошкольников, исследователи называют использование разных жанров литературы, устного народного творчества, а также игровую деятельность.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей (М. Г. Буняковой, В. М. Водовозовой, Н. В. Гавриш,  М. Г. Кургановой,  Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой и многие другие). Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития образности речи детей.

Экспериментальное исследование с целью определения особенностей развития образной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными сказками проводилось на базе МБДОУ «Чуваштимяшский детский сад «Колосок». Для обследования нами были выбраны две параллельные группы, обозначенные как экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ).

  Для выявления уровня образности речи у детей среднего дошкольного возраста были подобраны две  методики.

1.Методика выявления уровня развития образной речи по Н.В. Гавриш [1]. Методика включает в себя четыре задания выявляющих умения элементарного анализа содержания и формы литературных произведений; умения использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач; особенности понимания фразеологизмов; умения подбирать синонимы и антонимы к словам.

2. Методика выявления уровня развития образной речи [2]. Методика включает в себя пять заданий для выявления уровня образной речи детей в самостоятельных связных высказываниях и особенностей восприятия литературных произведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, фразеологизмов, загадок).

Результаты  диагностического исследования свидетельствуют о том что по первой методике в экспериментальной группе детей с высоким  уровнем в ЭГ нет, а в КГ (5%); средний уровень в ЭГ и в  КГ   (50%);  низкий уровень в ЭГ (50%), в КГ(45%).

Данные полученные  в  ходе обследования  по второй методике показали, что детей с высоким   уровнем в обеих группах нет, средний уровень в ЭГ(55%), а в КГ (60%);  низкий уровень в ЭГ (45%), а  в КГ(40%) в обеих преобладает средний уровень развития образной речи.

При анализе развития образной речи  мы выяснили, что большинство детей среднего дошкольного возраста не понимают значений предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов, затрудняются образовать новые слова по аналогии с авторскими. Дети используют в речи преимущественно простые предложения.

Цель формирующего этапа эксперимента: апробировать на практике предложенную нами систему занятий по развитию образной речи детей среднего дошкольного возраста. Перспективный план составлен на восемь месяцев и состоит из игр и народных сказок,  направленных на развитие речи, которые являются блестящим примером образности языка. Нардные сказки качественно развивают словарь детей, они являются важным подготовительным этапом для развития образной речи.

На подготовительном этапе мы произвели отбор игр и русских народных сказок, с помощью которых предполагалось формировать образность речи детей. Работа со сказкой включала в себя три основных направления нашей работы:

- Знакомство со сказкой.

 - Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности

-  Ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.

Для работы с детьми нами были выбраны русские народные сказки: «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Лисичка со скалкой», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», а также мы использовали для закрепления результатов игру «Калейдоскоп сказок» и игры на развитие речи детей.

На первом занятии детям предлагалось поиграть в игру «Измени слово», после чего читалась одна и та же сказка, при первом прочтении из текста были умышленно убраны все средства художественной выразительности. Вместе с детьми мы пришли к выводу, что эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, метафоры украшают речь, делают ее живой.

На втором занятие дети играли в игру «О чем говорит пословица». С целью закрепления в речи детей образных слов и выражений, почерпнутых ими из сказок.

На следующих занятиях были проведены речевые игры. Воспитатель с детьми на каждом занятии знакомились с новой сказкой, обсуждали ее. После чего дети инсценировали либо всю сказку, либо отрывок из нее. Таким образом, мы апробировали на практике разработанную нами систему занятий по развитию образной речи средних дошкольников.

В ходе контрольного этапа эксперимента было установлено, что система работы  по развитию образной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными сказками является эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников :  Методическое пособие / В.Н Макарова, Е.А. Ставцева,   М.Н. М.Н. Едакова.  М. : Педагогическое общество России, 2007.  80 с.
  2. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Москва : Владос, 2004. – 288с.
  3. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / В.И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой

В развитии речи дошкольников огромное значение имеет художественная литература. Особенно волшебная сказка имеет  значение в формировании образной речи дошкольников....

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

В данном материале информация не только о значимости развития связной речи детей - дошкольников, но в нём предложены систематизированные игры и упражнения по развитию связной речи детей....

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются средства выразительности в русских народных сказках....