Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в старшей группе по теме "Ракета для лунтика"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Активизация речевой деятельность и развитие лексико-грамматических средств языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_kuzminovoy_a.b.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие воспитателя и учителя – логопеда

на тему «Ракета для Лунтика»

Содержание

  1. Введение.

  1. Основная часть.

  1. Заключение.

  1. Список литературы.

  1. Приложение.

Введение

Характеристика группы:  Старшая логопедическая группа (5-6 лет). Группу посещает 15 детей (13 мальчиков и 2 девочки) с заключением ЦПМПК – рекомендовано обучение по АООП для детей с ТНР.

У детей группы отмечаются трудности распределения и удержания произвольного внимания, повышенная утомляемость, отвлекаемость. Удержание в памяти инструкций затруднено.

Поведение детей характеризуется нестабильностью, перепадами настроения, быстрой утомляемостью, недостаточной целенаправленностью.

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда

Для  старшей группы детей с ОНР.

Тема: Ракета для Лунтика.

Направления: интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить употреблять в самостоятельной речи относительные прилагательные с существительными;
  • Учить согласовывать существительные с числительными;
  • Формировать слоговую структуру слова;
  • Учить детей составлять план рассказа с опорой на опыт;
  • Продолжать учить строить по воображению из конструктора «лего».

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое внимание;
  • Корригировать переключение внимания путем выполнения разичных заданий;
  • Формировать правильное речевое дыхание;
  • Развивать координацию речи с движением;
  • Корригировать и развивать тактильное восприятие;
  • Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Корригировать и развивать планирующую функцию речи, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас;
  • Развивать конструктивный праксис.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям;
  • Воспитывать коммуникативные навыки детей в процессе совместной деятельности;
  • Воспитывать нравственные качества: любовь, бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать.

Здоровьесберегающие:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • Следить за правильной осанкой детей;
  • Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: Вертушки по количеству детей, корзинки, наборы шишек, листиков, веточек, цветочков, камушков; наборы геометрических фигур в конвертах; крупные бусины, запись музыки из мультфильма про Лунтика, магнитофон, мягкая игрушка Лунтик, картинки героев мультика, диск с записью разговоров героев мультфильма, воздушные шарики, волшебный мешочек с предметами из разных материалов, модули напольного конструктора «Лего», магнитная доска.

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

(ребенка)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. Оргмомент

Телефонный звонок.

Логопед сообщает, что к детям летит необычный герой, но на улице нет ветра.

Дети слушают логопеда.

1.Организовать детей.

2.Настроить детей на занятие.

3.Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.

Основной этап.

II.1.

 

Дыхательное упражнение с вертушкой.

 Логопед предлагает помочь герою и послать ему ветер; и раздает игрушки – вертушки.

На счет 1-3 дети делают глубокий вдох носом, задерживают дыхание. Затем плавно выдыхают на вертушку.

1.Формировать правильное речевое дыхание.

II.2.

Повторение материала.

Опрос.

Появление Лунтика в корзине на воздушных шариках под музыку из мультфильма «Лунтик».

Вопросы к детям воспитателя:

-Кто это к нам прилетел?

-А откуда он появился на земле?

-Как вы думаете, разве сможет он долететь до луны на воздушных шариках?

-На чем наш герой может добраться до луны?

-А где нам взять ракету?

-Из чего мы ее сделаем и где возьмем детали?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

1.Определить уровень знаний о герое мультфильма.

2.Расширять активный и пассивный словарь.

3.привлечь внимание и вызвать интерес к занятию.

II.3.

Д/и «Кто я?»

Воспитатель достает  диск из корзины и предлагает прослушать голоса героев мультфильма, а затем их отгадать и помочь Лунтику вернуться на луну.

Дети сушают и отгадывают.

1.Развивать слуховую память, восприятие.

2.Вызвать радостное настроение.

II.4.

Усвоение изученного материала.

Дидактическая игра «Собери бусинки по количеству слогов в слове»

Логопед предлагает вспомнить голос первого героя, показывает картинку черепахи «тети Моти» и предлагает собрать и выложить столько бусинок, сколько частей в слове «Ракета, самолет, машина, теплоход и тд.»

Дети отгадывают героя, выкладывают бусинки по количеству частей в словах; и получают от черепахи конверт с геометрическими фигурами.

1.Развивать слуховое внимание. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Развивать умение делить слова на слоги.

4.Развивать слоговую структуру слова.

     Динамическая пауза.

Д/и «Лягушки».

Воспитатель предлагает вспомнить, чей голос дети слышали после голоса черепахи «тети Моти». Воспитатель  показывает картинку «жабы Клавы», задает вопрос и предлагает вместе с ней и лягушатами поиграть в игру.

Текст в приложении.

Дети отгадывают героя, отвечают на вопрос и играют в игру. Затем получают от героя конверт  с геометрическими фигурами.

1.Закрепить представление детей о лягушках;

2.Способствовать снятию общего утомления;

3.Развивать общую моторику;

4.Чередовать статические и динамические задания.

II.5.

Закрепление изученного материала.

Д/и «Волшебный мешочек»

Логопед предлагает вспомнить чей голос дети слышали после голоса «жабы Клавы», показывает картину с изображением «дяди Шнюка» (паука). Говорит, что у него есть большой мешок, в нем много предметов, их надо узнать на ощупь и сказать из какого материала сделаны предметы?

Дети вспоминают голос «дяди Шнюка», отгадывают и называют его.

Дети называют предметы, которые достают из волшебного мешочка.

Получают от героя конверт с геометрическими фигурами.

1.Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

2.Учить употреблять в самостоятельной речи относительные прилагательные с существительными

Д/и «Веселая полянка»

Логопед предлагает вспомнить чей голос дети слышали после паука «дяди Шнюка», затем показывает картинку кузнечика «Кузи» и говорит, что кузнечик «Кузя» приглашает вас на полянку с ним поиграть: взять корзинки, собрать в них предметы (листики, ягодки, шишки, камушки, веточки, цветочки)и сосчитать их. Например: у меня в корзине 8 листочков и тд.

Дети отгадывают героя, называют его.

Дети собирают предметы, кладут их в корзины и считают их.

Получают от героя конверт с геометрическими фигурами.

1.Учить согласовывать числительные с существительными

2.Развиваь мелкую моторику рук.

3.Обучать умению  отвечать на вопросы полным предложением.

4.Расширять активный и пассивный словарь.

II.6.

Актуализация знаний.

Д/и «Собери ракету» (из геометрических фигур)

Воспитатель предлагает сесть за столы, взять конверты с геометрическими фигурами (которые они собрали у друзей Лунтика) и сложить из них ракеты.

Дети собирают ракеты из геометрических фигур и отвечают на вопросы воспитателя.

1.Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, пространственные представления

2.Обучать умению  отвечать на вопросы полным предложением.

3.Развивать словарный запас детей.

II.7.

Пальчиковая гимнастика.

«Прогулка»

Логопед включает аудиозапись и предлагает узнать голос еще одного героя. Затем показывает картинку божьей коровки «Милы» и приглашает с ней поиграть.

Текст в приложении.

Дети называют героя и выполняют пальчиковую гимнастику.

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Корригировать внимание.

II.8.

Усвоение изученного материала.

Конструирование из напольных модулей «Ракета».

Воспитатель говорит, что дети научились делать маленькие ракеты, но для Лунтика нужна большая, чтобы он мог улететь на луну. Предлагает построить большую объемную ракету для него из модулей на полу, посадить туда героя и отправить его на луну.

Дети строя из модулей ракету, сажают Лунтика и машут ему рукой.

1.Продолжать учить строить из модулей.

2.Развивать мелкую моторику

3.Развивать пространственное воображение и творческую активность.

4.Воспитывать коммуникативную совместную деятельность.

II.9.

Контроль знаний и умений.

Самостоятельная работа.

Воспитатель задает детям вопросы:

1.Какую ракету надо построить для Лунтика?

2.Куда летит Лунтик?

3.Кто помогал Лунтику?

4.Какие детали лучше всего взять?


Дети отвечают на вопросы воспитателя.

1.Закрепить умение детей отвечать на вопросы полным предложением.

2.Развивать конструктивный праксис.

3.Проконтролировать уровень усвоения материала.

III.Итог занятия.

III.1.

Подведение итогов и оценка деятельности детей.

Составление плана рассказа по схемам с опорой на опыт.

Логопед предлагает посмотреть на схемы и расставить их последовательно. «Давайте вспомним как мы помогли Лунтику, у кого были в гостях и что делали?»

Дети раскладывают схемы по порядку и вспоминают всех героев, которые помогали Лунтику.

1.Подвести итог работы на занятии.

2.Развивать долговременную память.

3.Оценить деятельность детей.

4.Учить детей составлять план рассказа с опорой на опыт.

III.2. Домашнее задание.

Воспитатель предлагает дома детям нарисовать Лунтика с понравившимся героем из этого мультфильма и затем организовать выставку рисунков для малышей.

Закрепить знания и умения, полученные на занятии.

Заключение

Самоанализ занятия

Характеристика группы: Старшая логопедическая группа (5-6 лет). Группу посещает 15 детей (13 мальчиков и 2 девочки) с заключением ЦПМПК – рекомендовано обучение по АООП для детей с ТНР.

У детей группы отмечаются трудности распределения и удержания произвольного внимания, повышенная утомляемость, отвлекаемость. Удержание в памяти инструкций затруднено.

Поведение детей характеризуется нестабильностью, перепадами настроения, быстрой утомляемостью, недостаточной целенаправленностью.

Речь аграмматична, словарный запас ниже нормы. В речи детей отмечается нарушение звукопроизношения, недостаточная подвижность артикуляционных органов, нечеткая дикция, нарушения выразительности речи.

На занятии решались следующие цели и задачи:

Цель: Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи: Образовательные: учить употреблять в самостоятельной речи относительные прилагательные с существительными; учить согласовывать существительные с числительными; формировать слоговую структуру слова; учить детей составлять план рассказа с опорой на опыт; продолжать учить строить по воображению из конструктора «лего».

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание; корригировать переключение внимания путем выполнения различных заданий; формировать правильное речевое дыхание; развивать координацию речи с движением; корригировать и развивать тактильное восприятие; корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук; корригировать и развивать планирующую функцию речи, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас; развивать конструктивный праксис.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям; воспитывать коммуникативные навыки детей в процессе совместной деятельности; воспитывать нравственные качества: любовь, бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать.

Здоровьесберегающие: планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата; следить за правильной осанкой детей; чередовать статические и динамические задания.

Занятие прошло в хорошем темпе, с интересом. На занятии использовались разнообразные методы и приёмы, учитывались познавательные и речевые возможности детей. Предъявляемые задания носили как вербальный так и практический характер, способствующий развитию пониманию речи и развитию мышления.

Периодическое чередование статических и динамических заданий, использование игровых приёмов давали возможность поддерживать интерес детей, препятствовать утомляемости, развивали переключаемость внимания на протяжении всего занятия.

У некоторых детей вызывали трудности в образовании относительных прилагательных (кожаный ремешок, пластмассовая чашка, фарфоровое блюдце, металлическая машина).

Встречались на занятии трудности в согласовании существительных с числительными.

В целом считаю поставленные цели и задачи были решены.

Список литературы:

  1. ФГОС. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М:Мозаика-Синтез, 2014, 352с.
  2. Интегрированные занятия «Ознакомление с природой и развитие речи». Л.Г. Селихова для детей 5-7 лет. Издательство «Мозайка – Синтез».
  3. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Москва, 1990, авторы: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.
  4. «Детское творческое конструирование» -Москва, 2003, издательство «Карапуз», автор: Парамонова Л.А.
  5. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию («Дошкольное воспитание» 2005 №3).
  6. «Ознакомление с окружающим миром» Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ОНР. Москва, издательство «Мозаика – Синтез», 2011. 160с. Авторы: Морозова И.А., Пушкарева Н.А.
  7. http://www.logoped.ru

Приложение

  1. Текст для д/и «Лягушки»

   Мы – лягушки-попрыгушки,  

   Четыре хлопка ладонями по коленкам

   Неразлучные подружки,  

   Руки перед грудью, пальцы в «замок»

   Животы зеленые,  

   Руки поднять вперед, ладонями кверху.

   С детства закаленные,

    Руки в стороны, предплечья поднять вверх, пальцы сжать в кулак.

   Не грустим мы и не плачем,

    Кисти рук вправо-влево, пальцы раскрыты, ладони вперед перед собой.

   Дружим, не ругаемся,  

   Дружеские рукопожатия то правой рукой сверху, то левой рукой сверху.

   Целый день по лужам скачем,  

   Подпрыгивание на месте.

   Спортом занимаемся.

   Хлопок перед собой, руки подняты вверх.

  1. Речевой материал для д/и «Волшебный мешочек»

      - ложка из дерева – деревянная ложка;

      - мяч из резины – резиновый мяч;

      - салфетка из бумаги – бумажная салфетка;

      - коробка из картона – картонная коробка;

      - блюдце из фарфора – фарфоровое блюдце;

      - машина из металла – металлическая машина;

      - стакан из стекла – стеклянный стакан;

      - ремешок из кожи – кожаный ремешок;

      - чашка из пластмассы – пластмассовая чашка.

  1. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

При выполнении этого упражнения дети на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

      Пошли пальчики гулять

      Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками      двигаются по столу.

     А вторые – догонять.

     Ритмичные движения по столу указательных пальцев.

    Третьи пальчики – бегом,

     Движение средних пальцев в быстром темпе

    А четвертые – пешком.

    Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола

    Пятый пальчик поскакал

    Ритмичное касание поверхности стола мизинцем

   И в конце пути упал.

    Хлопок кулаком по поверхности стола.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в средней группе по теме "Колобок"

Интегрированное занятие, объединяющее развитие речи, ознакомление с окружающим и лепку....

Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда

Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда в группе ЗПР (5-7 лет) Тема: Во саду ли, в огороде....

Совместное занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно и говорить друг другу комплименты»

Задачи занятия:• Формировать у детей понятия «друг», «дружба»;• Продолжать учить детей понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои су...

Конспект интегрированного открытого занятия воспитателя и учителя-логопеда.Тема: «Радужное настроение».

Конспект интегрированного открытого занятия воспитателя и учителя-логопеда.Тема: «Радужное настроение»....

Интегрированное занятие инструктора по ФК и учителя-логопеда для детей старшей группы с ТНР. Тема "Домашние животные"

Конспект занятия включает в себя интеграцию таких образовательных областей как: речевое, физическое и познавательное развитие....

Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в космос»

Данное занятие посвящено Дню Космонавтики и проводилось в качестве открытого мероприятия для родителей в рамках "Дня открытых дверей" в ДОУ....