Конспект занятия в группе комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Лесная школа».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

 

1.Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового внимания; быстроты реакции; логического мышления; речевого слуха; общей, артикуляционной и мелкой моторики, грамматически правильной речи.

2.Корекционно-образовательные цели: закрепление знаний о диких животных; активизация словаря по теме, автоматизация звука [c] – [сь ], совершенствование грамматического строя речи – согласование имен существительных с уменьшительными суффиксами; родственных слов, закрепление слоговой структуры слова, употребление имен существительных в родительном падеже.

3.Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с разным количеством диких животных; изображения цветов с пронумерованными лепестками; картинки – снежинки с изображением животных и предметов (неодушевленных), игрушки : лиса, медведь, волк, лось, заяц, ежик массажный мяч, доска с изображением диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в комбинированной группе (от 5 до 6 лет)

по формированию лексико-грамматических категорий на тему:      «Лесная школа».

Составила:

учитель – логопед

МБДОУ  детского сада № 33 «Клубничка»

Бредихина Л.А.

Тамбов 2017

1.Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового внимания; быстроты реакции; логического мышления; речевого слуха; общей, артикуляционной и мелкой моторики, грамматически правильной речи.

2.Корекционно-образовательные цели: закрепление знаний о диких животных; активизация словаря по теме, автоматизация звука [c] – [сь ], совершенствование грамматического строя речи – согласование имен существительных с уменьшительными суффиксами; родственных слов, закрепление слоговой структуры слова, употребление имен существительных в родительном падеже.

3.Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с разным количеством диких животных; изображения цветов с пронумерованными лепестками; картинки – снежинки с изображением животных и предметов (неодушевленных), игрушки : лиса, медведь, волк, лось, заяц, ежик массажный мяч, доска с изображением диких животных.

Предварительная работа: до занятия детям прикрепляются « фонарики» (разного цвета) в зависимости  от уровня развития ребенка (цветовая гамма : зеленый, синий, желтый, красный, фиолетовый).

Ход занятия:

I.Оргмомент.

- Ребята, я слышала, что у вас  сегодня было необычное путешествие. Куда же вы ходили? ( В лес). Что интересного узнали?(Там живут дикие животные).Назовите диких животных.(Перечисление)

-Сейчас мы посмотрим, что же вы узнали о повадках животных.

-Покажите, как лиса высматривает мышку (дети вытягивают шею, прищуривают по очереди глаза).

-Медведь отмахивается от пчел (круговые повороты головы).

-Лось величаво идет по лесу (изображают важную походку).

-Зайчик прислушивается к шороху за деревом (вытягивают спину, шею, прислушиваются). Молодцы, ребята.

II.Артикуляционная гимнастика  (для каждого индивидуально).

- Сегодня в «Лесной газете» напечатано объявление: «Открывается лесная школа. Приглашаем всех желающих». А вы хотели бы стать ее учениками?

    Тогда пройдите за столы и сядьте там, где увидите задания с таким же цветом, что и у вас на фонарике. (На столе картинки-символы в перевернутом виде для артикуляционных упражнений).

-Переверните первую картинку, посмотрите на нее и под мой счет выполняйте каждый свое упражнение.

-  Теперь вторую.

-  А сейчас выполняем упражнения все вместе («Приклей язычок за нижними зубами», «Горка», «Насос»).

(Дети выполняют «Насос» большой, «Насос» маленький).

- Какие звуки мы произнесли ? (Звуки [с]- [сь] ).

-Как одним словом они называются ? (Согласные).

-Почему? Чем они различаются? (Звук [c]- твердый, [сь]- мягкий).

-Молодцы, ребята ,вы очень хорошо позанимались на первом уроке в нашей лесной школе.

III.Автоматизация [с-сь]

а) Но звери в лесу, как и вы большие шалуны. Идите сюда, посмотрите, что случилось после их веселья?(Дети выходят на ковер, на нем разбросаны игрушки зверей).Как вы думаете, что же здесь делали животные? (Играли, бегали, прыгали, скакали, резвились, дрались, пищали и т.д.)

-Как же нам им помочь?(Успокоить надо животных).Давайте мы их поднимем и успокоим : больших – с помощью звука [c], маленьких – [ cь].

(Сначала вся подгруппа,  затем по очереди по очереди, в зависимости от состояния звукопроизношения [c-cь].)

б)

-Звери успокоились и с ними можно немного поиграть. Давайте поучим их ходить по звуковой лесенке (присели на ковре).

- Сначала по лесенке пойду я,  а потом вы вместе со мной (са-со-су-сы-си-ся-сё-сю ).

- Ой, мне на руку упала снежинка.  Скажите, ребята, а какие еще есть слова, похожие на слово «Снежинка»? (Снег, снеговик, Снегурочка, снежок, снегирь, снежная баба).Где слышится звук [с] в этих словах?

в).

- Посмотрите, мы с вами потеряли одного животного. Кто это? (Лиса). Чтобы лиса на нас не обиделась, давайте мы ее по очереди погладим и назовем родственными словами  - словами похожими друг на друга (лис, лиса, лисичка, лисонька, лисенок, лисица. Умнички! Устали? Да, нелегкая это работа – учиться в лесной школе. Я предлагаю объявить переменку.

IV. Слоговая структура слова в игре с мячом.

-Вы будете передавать мяч, а я показывать картинки. У кого в руках мяч, тот должен столько раз нажать на него, сколько слогов в увиденном слове. Вопросы в ходе игры к детям с уровнем развития выше среднего. Можно ли при слове «лиса» один раз нажать на мяч? (Можно, если сказать «лис»).

Можно ли при этом слове три раза нажать на мяч?  (Можно,если сказать «лисица»).Молодцы! Отдохнули?

V. Употребление имен существительных в форме родительного падежа. Упражнение на выработку воздушной струи.

-Посмотрите, в нашей лесной школе нас ждет еще один урок. На столах лежат волшебные снежинки. Найдите снежинки с оттенками цвета фонарика и присядьте. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы снежинка открыла свой секрет (Подуть на нее).

- Каким должен быть воздух для снежинки? (Холодный).Почему? ( От теплого она растает).

- Сейчас вы сильно подуете на снежинку и узнаете, что за секрет она спрятала (Дети дуют).

- Внимательно  посмотрите на картинки и запомните их. Закройте картинки обратно снежинкой.

-Мы справились, кого не стало? Что не стало?

VI.Пальчиковая гимнастика

- Мальчик с пальчик где ты был?

Четыре раза сгибать большой палец левой руки

-Долго по лесу бродил!

Четыре раза сгравой рукиибать большой палец п

-Встретил я медведя, зайку, волка, ежика в иголках.

Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами

-Встретил белочку, синичку, встретил лося и лисичку

То же другой рукой

Волк подарки подарил

Пальцы кланяются

Волк благодарил

VII.Согласование числительных с существительными.

-Ребята ,сегодня в лесной школе волшебства продолжаются и волшебник оставил нам еще и лужайку с волшебными цветами. Посмотрим?

-Здесь лежат цветы не простые, а с заданиями. Найдите цветок с цветом своего фонарика и разложите на нем картинки так, чтобы количество животных совпадало с цифрой на лепестке.( Дети раскладывают, затем отвечают на вопросы воспитателя).

На доске 5-6 карточек с разным количеством животных. Вопросы к детям : Выберите картинку про которую нельзя сказать, сколько на ней медведей? и т.д.(картинка,где 2 медведя)

VIII. Итог занятия.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Конспект занятия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет по программе «Социокультурные истоки»

Конспект  занятия группы компенсирующей направленности для детей  с  нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет  по программе«Социокультурные истоки»...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; упражнять в составле­нии предложений; активизировать словарь по данной ...