Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кукушкина Марина Васильевна

Образовательные задачи:

1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».

2.Уточнение семантики слов.

3.Практическое усвоение навыков словоизменения и словообразования (родит. и творит. падежи ед. и мн. числа сущ.)

4.Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, логического мышления.

5.Развитие регулирующей функции речи (поэтапное усложнение инструкций).

Коррекционные задачи:

1.Работатьнад закреплением правильного звукопроизношения.

2.Развивать дыхание, голос, интонацию.

3.Повышать речевую и мыслительную активность.

   Стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук (самомассаж).

    Развитие координации речи с движением, творческого воображения, подражательности.

4.Воспитывать в детях такие морально-нравственные качества как сочувствие, забота, бережное отношение к птицам.

5.Развитие графических навыков.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_fr._zan._mar.vas_._zim._ptitsy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Фронтальное логопедическое занятие                                    

по формированию лексико-грамматических средств языка

      в подготовительной к школе группе детей с ОНР

                        Тема: «Зимующие птицы»

                                          Учитель-логопед: Кукушкина М.В.

                                      МДОУ «Детский сад №6, г.Ярославль

Образовательные задачи:

1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».

2.Уточнение семантики слов.

3.Практическое усвоение навыков словоизменения и словообразования (родит. и творит. падежи ед. и мн. числа сущ.)

4.Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, логического мышления.

5.Развитие регулирующей функции речи (поэтапное усложнение инструкций).

Коррекционные задачи:

1.Работатьнад закреплением правильного звукопроизношения.

2.Развивать дыхание, голос, интонацию.

3.Повышать речевую и мыслительную активность.

   Стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук (самомассаж).

    Развитие координации речи с движением, творческого воображения, подражательности.

4.Воспитывать в детях такие морально-нравственные качества как сочувствие, забота, бережное отношение к птицам.

5.Развитие графических навыков.

Оборудование:

Предметные картинки: зимующие птицы (ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, клёст, сойка), перелётные птицы (лебедь, утка), изображения различных насекомых, картинка мышки.

Мольберт, магнитофон, аудиокассета, белая ткань(снежная полянка), птичья кормушка, корм для птиц (хлебные крошки, семечки, пшено, зёрна злаков, семена шишек, семена с деревьев и различных растений, ягоды рябины), кубики-пенёчки, макет ели из фанеры в рост ребёнка(на ней картинки совы, дятла, сороки, снегиря, клеста, сойки), макет костра из фанеры.

Лексический материал:

Части речи                        

Слова сложные по

                                             слоговой структуре

Слова, сложные по семантике

существительные

экскурсия

Персона, добыча, повадка, насекомое, желудь, экскурсия

глаголы

Примостилась, обитают, добывают, увязнуть

прилагательные

Сероватая, вороватая, хрипловатая, красногрудый, чернокрылый

Сероватая, вороватая, говорливая

 

 

Организационный момент

Логопед приглашает детей встать в круг.

Логопед:- сейчас мы с вами, ребята, поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те движения, которые я назову:

В стороны руки: ими помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки вперед и назад.

Полетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Полетела, полетела на … села

(…на голову, на плечи, на колени, на живот, на затылок)

Игровой момент: логопед периодически выполняет не те движения, которые называет.

Ход занятия:

1.Логопед приглашает детей на экскурсию в зимний парк. Уточняет, переспрашивает: «Куда мы с вами отправляемся?»

Дети: - На экскурсию в зимний парк.

Логопед: - В парке много снега, надо высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть.

Сопровождаемые логопедом дети приходят на лесную полянку.

Логопед: - В нашем парке гуляет вьюга. Прислушайтесь, как она поет… (прослушивание аудио-записи).

Игра на развитие силы голоса «Вьюга»

Дети стоят к логопеду лицом, спины прямые, по команде делают вдох, на выдохе начинают тянуть – У-у-у…

По команде логопеда дети увеличивают силу голоса -  вьюга сильнее, уменьшают силу голоса -  вьюга затихает. Как только логопед говорит – вьюга закончилась -  дети замолкают.

2.Логопед: - Ребята, посмотрите, в парке кубики – пенечки, присядем отдохнуть, а я вам загадки загадаю:

 Чик- чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

Окраской -  сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая.

Известная персона.

Кто она? (ворона)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

 Логопед: - Дети, вы догадались о ком, мы будем говорить сегодня?

Дети: - Мы будем говорить о птицах, о зимующих птицах.

Логопед: - А теперь я объясню вам значение некоторых слов.

Повадка – особенность поведения данной птицы, чем ее  поведение отличается, от поведения других птиц.

Вороватая – любит красть все подряд.

Персона – важная, большая птица.

Примостилась – присела рядом, с краю.

3. Логопед: - Ребята, взгляните, на полянку в  парк слетелись разные птицы. Посмотрите внимательно, мне кажется, что некоторых птиц не должно быть в наших местах в зимнее время.

Дети: - Не должно быть утки (лебедя).

Логопед: - Почему этих птиц не должно быть у нас зимой?

Дети: - Эти птицы - перелетные.

Логопед: - Правильно, перелетные. А куда они улетают?

Дети: - Они улетают на юг (в теплые края).

Логопед: - Почему?

Дети: - Потому что им нечего есть.

Логопед: - Я уберу картинки с перелетными птицами, а вам предлагаю, по очереди выполнить следующее задание:

Взять себе картинку с птицей, и сказать всем кого ты выбрал.

Выполню задание первой:

Я выбрала сороку.

Называю ребенка, он выполняет задание и вызывает следующего. Каждому логопед задает вопрос: кого ты выбрал?

Ответы детей: - Я выбрал воробья (ворону, голубя, сову, синицу, снегиря, дятла.)

4.Логопед: - Положите картинки обратно на полянку. Предлагаю вам немного размяться, встаньте с пеньков. Для вас знакомая игра – «Снегири».

Подвижная игра «Снегири»

 « Вот на ветках, посмотри,

(По 4 хлопка по бокам и по 4  наклона головы в сторону)

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

(На первое слово каждой строки - частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам)

Греются на солнышке.

Головой вертят,

(По два поворота головы в  каждою сторону)

Улететь хотят,

Кыш! Кыш! Улетели!

(Дети бегут на месте, кружатся вокруг себя, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

5. Логопед: - Дети, к нам в парк прилетели, и на ель сели лесные зимующие птицы. Назовите их.

Дети: - К нам прилетела сова (дятел, сорока, снегирь, клест).

Логопед: - Стойте тихо, не спугните птиц. (Добавляет картинку.) Посмотрите, вот на ель прилетела незнакомая птица – это сойка. Я расскажу вам о ней: Сойка к зиме запасает желуди и зарывает их в землю. Выбирает самые спелые, но часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки. Желуди - семена дуба.

6.Логопед: - Ребята, долго мы гуляли в парке, замерзли, вот бы нам погреться у теплого огня. А для костра нужны что, дети?

Дети: - Для костра нужны дрова.

Логопед: - Присядем на пенечки, напилим дров так, как умеем.

Упражнение - самомассаж «Пила».

Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны руки (прямолинейное движение).

Пили пила, пили пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

Логопед: - А теперь послушайте, что это за звук? (Аудио – запись, потрескивание поленьев в костре.)

Дети отвечают на вопрос.

Логопед: - Напилили мы дров, согрелись, а теперь давайте вспомним, каких  птиц мы увидели в зимнем парке? (Собирает картинки птиц с полянки.) Отвечу первой: я увидела дятла.

Дети: - Я увидел сову (клеста, голубя, синицу, ворону, снегиря, сойку, сороку, воробья).

Дети получают картинки с птицами, которых назвали.

7. Логопед: - Пора обратно в детский сад, постройтесь так же, как вы шли сюда и пойдем.

Дети занимают свои рабочие места за столом.

Логопед: - Дети, предлагаю вам поменяться между собой картинками с птицами (дети обмениваются).

У вас на картинках  птицы, а на столе, корм которым они питаются в разное время года, вам надо выбрать пищу, подходящую для этих птиц, рассказывать полными предложениями. Начну я: Совы питаются мелкими грызунами, мышами например.  

Ответы детей: - Воробьи питаются зернами и хлебными крошками, снегири  питаются ягодами рябины, семенами шишек, и семенами растений и т.д.

Логопед: - Ребята вы знаете, как важно подкармливать птиц в зимнее время года. Предлагаю организовать мастерскую по изготовлению птичьих кормушек. Одну кормушку сделала я сама, она очень простая, из коробки из-под молока. Вот ещё несколько пустых коробок. Их мы превратим в кормушки завтра вечером. А сегодня, повесьте готовую кормушку на ветку берёзы, когда пойдёте на прогулку. Давайте снова поменяемся картинками с птицами.

8.Дидактическая игра «Птичья столовая».

Логопед: - Выходите из-за стола и подойдите к мольберту. По очереди будем ставить картинки на мольберт. Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе.

Мы кормушку смастерили и столовую открыли.

(Логопед даёт образец ответа).

- Ко мне на кормушку прилетела сова, а к вам (показывает в сторону детей) стайка сов.

Дети: - Ко мне прилетел снегирь, а к вам стайка снегирей (и т.д.).

9.Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Логопед: - Дети, выполним уже знакомую вам игру.

Сколько птиц к кормушке нашей    (Ритмично сжимают и  

 Прилетело? Мы расскажем.             разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей,             (На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,      загибают по одному пальчику.)    

Дятел в пёстрых пёрышках.  

Всем хватило зёрнышек.        (Опять сжимают и разжимают

                                                     кулачки.)

10.Логопед: - Ребята, один художник прислал нам свои рисунки птиц, но он предупредил, что очень торопился, поэтому забыл нарисовать некоторые детали. Вернёмся за столы и рассмотрим рисунки. (Дети садятся за столы).

Логопед: - Чего нет у твоей сороки? (воробья)

Дети: - У сороки (у воробья) нет клюва (лап, хвоста)

Логопед: - Предлагаю вам дорисовать недостающие детали простым карандашом.

Дети дорисовывают птицам хвосты, лапы, клювы.

Логопед: - Чей это клюв?  

Дети: - Сорочий (воробьиный).

Логопед: - Чьи это лапы?

Дети: - Сорочьи (воробьиные).

Итог занятия.

Логопед: - О ком мы сегодня говорили? Где мы побывали? Какие птицы прилетали к нам на кормушку? С какой новой  лесной птицей вы познакомились?

Ответы детей.

Логопед: - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. (Отметить поимённо нескольких, особо отличившихся). Скажите, вам понравилось такая необычная экскурсия? Дети, возьмите рисунки птиц себе на память, потом раскрасите. Всем спасибо, можете идти отдыхать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект НОД в логопедической подготовительной к школе группе на лексическую тему: «Зимующие птицы»

Закрепление представлений о зимующих птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа, употреблен...

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов»

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группена тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов» Цель:уточнить и расширить знания детей по теме ...

Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД:  Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.В ходе образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь по темам: «...