Памятки для родителей по речевому развитию детей преддошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Текст каждой памятки краток, понятен и содержит несколько игр, формирующих отдельный компонент речи ребенка от 1 года до 3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

              МБДОУ № 23 «Золотой петушок»

компенсирующей и оздоровительной направленности

П А М Я Т К И

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

         по формированию речевых

         навыков у  детей

преддошкольного возраста

 

Памятка для родителей

Речь Вашего ребенка (с 1 г. до 1г. 3 м.)

Что говорит Ваш ребенок:

  • Говорит  несколько слов, часто пользуется  жестами  и возгласами.
  • Употребляет слово в значении  целого  предложения  с подобием интонации.
  • Произношение  нечеткое,  слова  понятны  только  маме.
  • важные слова «еще», «нет», «все»  быстро усваивает слова, связанные с едой  и  игрой
  • Может  точно  подражать  некоторым  простым   словам (типа «дядя»).
  • Отвечает  на  вопрос  действием  или  одним  словом.
  • Требует предметы, используя   указательный  жест  и слово.

Как Ваш ребенок понимает Вас:

  • Знает свое имя и имена 1-2 близких людей.
  • Связывает  предмет с его названием.
  • Указывает знакомые предметы.
  • Может показать 1-2 части тела.
  • Различает эмоции  говорящего,  интонацию,

                                                           следует простой  инструкции  типа: «принеси куклу»                                                                            

  • Понимает слова «горячо», «вкусно».
  • Может узнать знакомый  предмет  на  картинке,

                         если  демонстрировать  изображение  и  предмет.

  • В месте  прекращает  действие,  когда  говорят  «нельзя».

 

Памятка для родителей

                                                Развиваем речь ребенка (от 1г.  до 1г. 3 м.)

                                                    Игры и упражнения:

  1. «Путешествия по квартире»: показывайте ребенку предметы из окружающей обстановки, обязательно называя их («это мячик», «это зайка»). Дайте ребенку подержать новый предмет в руках.   Не перегружайте  ребенка избыточной информацией.  Ваш рассказ должен быть максимально кратким и понятным малышу: Вот мяч. Мяч круглый (проведите рукой ребенка по поверхности мяча). Мяч катится (покажите, как он покатился на небольшое расстояние). Держи мяч. Кати мяч. Где мяч? Вот мяч. Мяч здесь! 
  2. Важно, чтобы малыш со временем научился находить предмет или игрушку в квартире, ориентируясь только на Вашу речевую инструкцию. Для этого надо сначала проверить, какие названия помещений в квартире и мебели ребенок уже знает. Затем кратко сформулировать Ваше задание (Мяч на диване. Дай мне мяч). Важно, чтобы ребенку не пришлось долго искать игрушку и много   ходить   при  этом  по  квартире  -  в  этом  возрасте  и зрительное внимание ребенка, и его двигательные возможности

 еще очень несовершенны. Малыш может упасть, споткнувшись о незамеченный   край   ковра   по   дороге   к   нужной   игрушке, заплакать и напрочь забыть, о чем Вы его просили.

  1.  В этом возрасте малыш может заупрямиться и не захотеть отдать Вам свою игрушку, хотя будет охотно протягивать ее вам, чтобы показать. Лучше попросите его принести игрушку и, усадив к себе на колени, расскажите ему об этой игрушке. Пусть игрушка остается в руках у ребенка, а вы будете показывать, и называть ее части   (например,   у куклы: носик, глазки, ротик, волосы; у машины - колеса, кабину). Попросите его показать мамин носик, свой ротик, колеса на другой машине и т.п.
  2. Постепенно можно учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, которую малыш будет держать в руках, а вы будете показывать, и называть ему в этой книжке отдельные     картинки.     Просите    его     показать     пальчиком  изображения игрушек или животных. Хвалите его, вместе с ним имитируйте, как «говорят» собачка, кошка, изображенные на картинке.  
  3. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов. Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за Вами новое слово. Малыш еще не готов к этому. Обычно, слова лучше запоминаются ребенком, когда они просты в произношении, понятны и предъявляются ему в эмоционально – окрашенной обстановке. Поэтому чаще играйте с мячом (Ой! Мяч! Смотри! Вот мяч!), катайте машину (Машина едет: би-би! Где би-би?), укачивайте куклу (Ляля, баю-бай!).  
  4.  Развивайте     умение повторять   за   вами   слоги   и   понимать   обиходные   слова. Используйте для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например,    во время купания, намыливая малыша,  ласково произносите: «Вот ножка», «Где животик, вот животик». При вытирании и одевании просите его вам помогать:  «Дай ручку», «Дай ножку», «А где наш животик?», «Вот животик». Ваш  ласковый  голос  и  приятные  поглаживающие  движения будут   стимулировать    самостоятельные   голосовые   реакции малыша.   Поощряйте каждое звукосочетание и слово, которое произносит  ребенок.  

 7. Употребляйте слова - действия, прося ребенка выполнить действия   со   знакомыми   предметами.   Если   ребенок   умеет выполнять это действие по образцу, но не реагирует на просьбу, то, может быть, он просто не знает значения этого слова. Тогда попросите ребенка выполнить это действие, сопровождая вашу просьбу («Покатай», «Надень»).

Памятка для родителей

Речь Вашего ребенка  (от 1г. 3 м. до 1 г. 6 м.)

 

Что говорит Ваш ребенок:

  • Говорит 20 - 50 упрощенных слов.
  • Новые слова усваиваются медленно, легче учит слова, связанные с конкретными  предметами  и  действиями.
  • Жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания  всего высказывания.
  • Различается  интонация  вопроса,  ясно  звучат  только  очень простые  слова (из 1-2 слогов),  любит подражать голосам  животных, играет в   игры «Кто  так  поет?»,  «Гуси-гуси».
  • Соблюдает очередность реплик умеет привлечь к себе внимание и выразить  недовольство  словами.
  • В  игре  разговаривает  сам  с  собой,  иногда  различимы  отдельные слова.

 

Как Ваш ребенок понимает Вас:

  • Знает по именам близких людей;
  • Различает   названия  действий   возможных  с  одним   предметом (пить  воду,  лить  воду);
  • Указывает  на  себя, отвечая  на  вопрос (кто это сделал?);
  • Показывает  части  тела  и  некоторые  детали лица   (рот, глаза, нос);
  • Учится  выполнять  словесную  инструкцию  в  два  действия  («накорми  куклу  и  уложи  спать»);
  • Может  по  просьбе  найти  предмет  вне  комнаты;
  • Находит  игрушку  такого  же  цвета «Дай такой же…»
  • Внимательно  слушает  чтение  сказок,   стихов , узнает  изображение  одного  знакомого  предмета на картинке.

                                     Надо обратить внимание, если ребенок:

  • Не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые Вы слышали еще в лепете.
  • Не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ.
  • Отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить.
  • Общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает.
  • Не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает картинки в детских книжках.

         Памятка для родителей

                                                Развиваем речь (от 1г. 3 м. до 1 г. 6 м.)

Игры и упражнения:

  1. Придумывайте   такой «сценарий» игры с ребенком, чтобы он оказывался в необычной, новой для него ситуации: попросите принести игрушку, которая находится  вне  игровой комнаты  (можете предварительно, до начала игры, усадить мишку на кухонную табуретку так, чтобы малыш этого не видел). Малыш уже подрос и может без труда перемещаться по всей квартире, поэтому Ваша просьба не будет для него очень сложной.
  2. Звуковой состав первых слов малыша еще очень простой, он употребляет только те вуки, которые наиболее просты в произношении (например, губные «Б», «П», «М»: баба, мама, папа)  или связаны с  физиологическими потребностями (например, подъемом средней части спинки языка при сосании и глотании, подъем корня языка при кашле - К, Г). Разучивая новое слово с малышом, помните, что оно должно быть простым, коротким и соотносится у ребенка с конкретным предметом или действием («бах» - упасть, «ляля» - кукла).
  3. Выучите  вместе  с ребенком  слова  «нет»,  «да», «еще». Для этого используйте наиболее знакомую и понятную для ребенка ситуацию кормления: «Хочешь еще?», «Больше не надо?».   Попросите  другого  члена  семьи  предложить  Вам  и ребенку пищу, которую он точно не захочет есть. Покажите ребенку, как надо словами выражать свое нежелание: говорите «Нет!» и  отрицательно качайте головой. Используя аналогичный прием, научите ребенка произносить слова «да». Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не ограничивался в общении с Вами  только  утвердительными  или  отрицательными  кивками головой,   стимулируйте   его   к   речи,   наклоняясь   к   нему   и произнося: «Я тебя не понимаю (не слышу). Что ты говоришь?».
  4. Когда   Ваш   малыш   уже   начал   говорить   несколько   слов, попробуйте составить их список и подумайте, в какой ситуации Вам   будет  легче  стимулировать  их  произнесение  ребенком. Постепенно     попробуйте     сделать     фразу     ребенка     более распространенной:   «Ты   хочешь  еще   кекса?»,   «Еще  кекса?». Интонация вопроса и сама ситуация как бы приглашают ребенка к  разговору»,  и  ребенок,  эмоционально  заинтересованный в получении    лакомства,    может    легко    повторить    за    Вами последнюю фразу. Похвалите его и наградите лакомством. Так Вы      постепенно      приучите     малыша     использовать     для удовлетворения  своих  потребностей  определенное  выражение  («еще кекса», «еще молока»)
  5. Не    обращайте    внимание    на    то,    что    ребенок    искажает произносимые  слова.  Самое  важное  сейчас:  наладить  с  ним словесный  диалог.  Любознательный  малыш  с  удовольствием начнет использовать новое слово во всех подходящих ситуациях. Говорите с ребенком, используя знакомые слова. Новые слова выделяйте голосом, интонацией, сопровождайте демонстрацией предметов или действий. Повторяйте специально для ребенка слова, которые Вы хотите, чтобы он произнес. Хвалите его за каждую попытку сказать слово.
  6. Постепенно Ваши высказывания, обращенные к малышу, должны становится    более   распространенными.    Попробуйте    в   игре научить    ребенка    показывать,    чьи    это    вещи.    Например, попытайтесь надеть шапочку вашего малыша, вместе посмейтесь, когда у вас ничего не получится. Отдайте малышу его шапочку, а себе возьмите вашу шапку. Спросите у малыша: «Это мамина шапка?» Дождитесь его положительного ответа (утвердительным жестом, кивком головы, улыбкой). В следующий раз попросите малыша из двух шапочек выбрать и дать Вам Вашу шапку.

7.  Можете попробовать давать ему простые задания с личными вещами членов Вашей семьи: «Дай папину майку», «Принеси мамину шапку». Помните, если Ваш ребенок ориентируется в общении с вами только на речь, ему не будет сложно принести нужный предмет из другого помещения.

Необходимым условием развития речи ребенка является ее включение во все сферы его жизненной активности, и, прежде всего, в игру. Поэтому любые задания, которые Вы даете ребенку, должны быть предложены ему не в директивной форме, а как интересная и занимательная игра. Только на эмоциональном подъеме ребенок сам захочет произнести новое слово или звукосочетание!

Памятка для родителей

                                                Речь Вашего ребенка  (от 1г. 6 м. до 1 г. 9 м.)

Что говорит Ваш ребенок:

  • Постепенный  рост  словаря  до  нескольких десятков слов.
  •  Начинает  соединять  2  слова  в  одной фразе (без согласования).
  •  Проговаривает  короткие  слова,  общее  звучание  речи  смягченное.
  •  Говорит  о  себе  по  имени (в 3 лице).
  •  Задает  вопрос,  используя  подъем  интонации в конце слова,  фразы
  •  Продолжает  лепетать  на  своем  языке во время игры.
  •  Может  договаривать  слово  в  знакомой фразе.

Как Ваш ребенок понимает Вас:

  • Знает  название  окружающих   предметов  и  действий с ними.                                        
  •   Отвечает  на  вопросы  словами  ( да/нет).
  • Выполняет  инструкцию  в  2  действия.
  • Понимает  выражения  со  словами  (там,  тут,  вон,  вот,  туда,  сюда).
  • Улавливает  разницу  в  значениях  (дом - домик)
  • Любит  сказки,  детские   песенки.
  • Понимает  рассказ  по  картинке  с  простым  сюжетом.

Памятка для родителей

                                                Развиваем речь (от 1г. 6 м. до 1 г. 9 м.)

1.Малыш уже может  повторить  простое двухсложное слово. Хорошо поиграть с ребенком в «Телефон». Произносите знакомые слова, которые Вы уже слышали в собственной   речи   Вашего   малыша,   в   трубку   игрушечного телефона или в «рупор».  Старайтесь произносить слова четко,  с выделением ударного слога. В этом возрасте дети еще очень часто опускают начальный звук в слове или конечный согласный, могут заменить слово более легким по произнесению («иди» - «ди», «кот» - «кота»). Для облегчения задания его можно начинать с повтора цепочек слов    -    «звукоподражаний»    (типа    «мяу-мяу»),    постепенно переходя   к собственно словам. Когда игра уже будет знакома ребенку,   нужно   включать   в   нее новые слова (которые малыш хорошо знает, но сам  еще не произносит), используя прием звуковой имитации.

  1. Самым сложным вариантом заданий, доступных ребенку этого возраста, является произнесение трехсложных  слов.  Малыш часто  «теряет» при самостоятельном произнесении   первый безударный слог ( «кусу» - «укушу»). Попробуйте поиграть с Вашим ребенком в    «Ладушки»,    прохлопывая «трудные»    слова.    Другим вариантом такой  «тренировки» является совместное слитное пение слова по слогам. Выберите ту игровую  форму,  которая  в данный момент больше  нравится Вашему малышу, и немного потренируйтесь вместе с ним.
  2. Важным шагом в развитии речи ребенка является формирование у него умения по просьбе взрослого самостоятельно называть окружающие   предметы.  Если  Ваш  малыш   привык  только повторять нужное слово за Вами, а в произвольном общении предпочитает жесты, взгляды, эмоциональные восклицания, Вам следует предпринять все меры для создания необходимых предпосылок, формирующих собственно речевое общение. Прежде всего постарайтесь организовать предметное взаимодействие с ребенком: не оставляйте малыша в одиночестве, в окружении множества игрушек. Наоборот, сами предлагайте ему поиграть «в куклы», «в машинки». Совместную игру следует организовывать по принципу «Давай вместе ...», причем стремится сопровождать свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируя возможные действия с нею.
  1. Предлагайте Вашему малышу  те игры, в которые нельзя играть самому и которые потребуют от ребенка обязательного словесного обращения к Вам в ходе игры. С мальчиком можно загружать самосвал, побуждая малыша «командовать» машине: «Вверх! Вниз! Стоп!». Девочке  понравится  укачивать  куклу, называя ее по имени, успокаивая перед сном ласковыми словами. Так  можно   самым   простым  предметным  действиям  ребенка придать «человеческий» характер, уча ребенка разговаривать с игрушками, как с Вами, и влиять на их «поведение» словами.
  2. Если    Вам    кажется,    что    Ваш   ребенок   просто    «ленится» произносить слова, хотя уже может назвать достаточно много предметов,   попробуйте   поиграть   с   ним   в   Незнайку.   Пусть Незнайка, роль которого можете сыграть Вы сами или большая кукла, ходит по дому и приговаривает: «Вот мишка. Вот сани...», называя некоторые предметы не своими именами. Если малыш не заметит ошибку, то названный  «не так»  предмет исчезнет в огромной дорожной сумке.  «Спасти» игрушку или вызволить необходимую вещь, можно только назвав ее правильно. Чтобы малыш лучше усвоил эти несложные правила игры, сначала в нее играют двое взрослых.

6.        Если Ваш малыш легко называет знакомые предметы, можно постепенно переходить к работе с предметными картинками, учить   малыша   узнавать   изображения   и   называть   знакомые предметы по картинкам. При сопоставлении картинки и игрушки их   надо   обязательно   показывать   малышу   одновременно   и произносить названия четко, с выделением ударения. «Вот лиса. Покажи ее лапки, глазки, хвостик. Подними у лисы хвостик        И вот лиса. Где у нее хвостик? Покажи! Кто это?». Помните, что при  разучивании   новых   слов   следует  использовать   сначала игрушку, а затем - картинку. Первоначально поощряйте любой вариант произношения, доступный ребенку. В дальнейшем, когда новое   слово   усвоится  ребенком,   хорошо   соотнесется   в   его представлении с реальным предметом, Вы сможете закрепить его точное произношение в игре «Телефон».

7.        Постепенно процесс разучивания новых слов и формирование отчетливого произношения значительно ускорится, потому что ребенок, как правило, легко усваивает требования к своей речи со стороны    взрослых,    если    они    адекватны    его    возрасту   и  артикуляционным возможностям.

Памятка для родителей

Речь Вашего ребенка  (от 1г. 9 м. до 2 лет )

Что говорит Ваш ребенок:

  • Стремительный рост  словаря.
  • Повторяет  за  взрослым  много  новых  слов,  из  речи  постепенно
    вытесняются  облегченные  слова.
  • Использует  короткие  фразы  с  очень выразительной интонацией
  • Во  всех  словах  заменяет  стечения  согласных одним звуком

      («тк = ть»).

  •  Называет  предмет  по  просьбе,  часто  использует уменьшительные
    суффиксы (носик).
  • Появляются  первые  падежи  существительных  (молока-молоко)
    и формы  мн. Числа  (рука - ручки).
  • Любит  сразу  сообщать  о  своих  действиях,  наблюдениях  употребляет по смыслу некоторые формы глаголов (иду - иди).

Как Ваш ребенок понимает Вас:

  • Может знать  название  одного  цвета.
  • Подбирает  по  названиям  несколько  картинок  из детского  лото.
  • Понимает  несложный  рассказ  взрослого  о  событиях из своего  прошлого  опыта.
  • Внимательно  слушает  знакомые  песенки,  стишки.
  • Проявляет «эмоциональное  предвосхищение» знакомого  сюжета.
  • Различает  понятие  «один - много»
  • Понимает  выражение  типа (папины  туфли).
  • Понимает  пространственные  предлоги (в, на)
  • Знает  слова  (большой,  маленький,  хороший,  плохой)

                                   Надо обратить внимание, если ребенок:

  • Не  начал,  на  Ваш  взгляд,  хорошо  понимать  обращенную к  нему  речь и ориентируется  в своих действиях  на  принятый  порядок  действий  взрослого или  наглядный  показ
  • Плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из 2 слов
  • Продолжает  добиваться  своего  с  помощью  жестов,  возгласов,  плача
  • Не  научился  играть  с  игрушками,  а  продолжает  только  манипулировать  ими перестал  говорить  даже  те слова,  которые  Вы  раньше  от него  слышали
  • Не  обращает  внимания  на  игры других  детей, играет  в  одиночестве,  молча не может  выслушать  до конца  даже  самую  короткую сказку,  механически   пролистывает  книжки,  не обращая  внимания  на  картинки,  не  учит короткие стихи.

 

            Памятка для родителей        

Развиваем речь (от 1г. 9 м. до 2 лет.)

  1.   Если усвоение новых слов идет достаточно успешно, то этот процесс не только стимулирует познавательную деятельность Вашего малыша, но и положительно влияет на расширение его коммуникативных возможностей: ребенок может словами сообщить о своих ощущениях («бойно»-больно, «ласо»-хорошо), указать на объект действия («апка»-просит шапку, одеваясь на прогулку), его направление («деда»-идет в гости к дедушке). В подобных «высказываниях» Вашего малыша выражается субъективно наиболее значимая для него информация, а общий смысл извлекается из ситуации. Необходимым этапом для перехода к фразовой речи является объединение в одно смысловое целое двух разных слов.
  2. Большинство   детей   овладевает   фразовой   речью   достаточно успешно.   Как  правило,  переходным  этапом  от  однословного слова-предложения к развернутой фразе являются высказывания типа: «патя» (платье) - указательный жест в направлении шкафа, которые наблюдаются у всех детей на более ранних этапах. Постепенно  в речи ребенка появляются новые выражения, в которых   вытесняется   невербальный   (жестовый)   компонент: «Сина  тям».   (Машина  там).   «Исе  секя»   (Еще   сока).   Такие высказывания иногда называют «телеграфным стилем».
  3. Для  успешного   формирования     полноценной   фразовой  речи необходимо     появление     следующего     структурного     типа высказываний, которые строятся на основе фиксации действия и объекта,   на  который  оно  направлено  («катить   сину»-катить машину,   «пить  секя»-пить  сок).   Малыш  обычно  начинает  с обозначения     действий,     выражающих     его     желания,     или  указывающих   на   перемещения   предметов   в   пространстве, которое он может видеть или самостоятельно производить.  Если Вы   не   наблюдаете  таких  двухкомпонентных   выражений,  то постарайтесь выделить в потоке его однословных «предложений» те, которые обозначают не констатацию существования данного предмета, а выражают определенное эмоциональное отношение к нему и желание произвести с ним определенное действие. Например, слово «сина» (машина) в определенном контексте может обозначать «кати машину». Попробуйте угадать желание малыша и произвести необходимое действие с игрушкой, предварительно «назвав» это действие и его объект. Произнесите два слова медленно, несколько раз, обязательно попробуйте повторить их вместе с малышом. Обратите внимание ребенка на то, что повторяя слово-действие он может добиться аналогичных результатов с другими объектами (мячом, коляской). Так у ребенка постепенно сформируется умение оперировать стандартной структурой двухсловной фразы в сходных ситуациях. Стимулируя Вашего малыша к произнесению именно фразы, а не одного слова, Вы можете прекращать его «понимать» в игре, если он попробует вернуться к однословному слову-предложению.
  1. В   дальнейшем   будет  полезно,   если   Вы   обратите   внимание малыша и на другие варианты построения фразы, например, при согласовании именительного падежа с глаголом. В игре «Кормим куклу», изобразите, что Вы кормите куклу Катю, Лялю, затем - игрушечного мишку, зайца, в конце игры «покормите» малыша. Рассказывайте во время кормления, кто сейчас ест: «Катя ам-ам»,«Ляля ам-ам».  Пусть малыш повторит Ваши действия,  а Вы задавайте ему вопросы типа: «Катя что делает?», «Кто ест?». Играя в эту игру, Вы через   некоторое время добьетесь, что от однословных ответов Ваш малыш перейдет к фразе из двух слов. Закрепите у Вашего ребенка умение заканчивать фразу, читая с ним   короткие   хорошо   знакомые   стишки   и   недоговаривая последнее слово в конце строчки. Если Вашему ребенку очень нравится какое-нибудь стихотворение, и он постоянно просит его почитать, попробуйте предложить ему начать 1-2 строчки. Если он произнесет только одно слово вместо всей строки, ничего страшного, подбодрите и похвалите его, в следующий раз у малыша получится лучше, а пока Вам надо прийти ему на помощь и еще раз начать читать стихотворение.
  2.  Продолжайте рассказывать малышу истории по картинкам из детской книжки. Эффективным приемом развития речи является именно выразительный пересказ содержания простой сюжетной картинки, на которой любимый герой совершает понятные и хорошо знакомые малышу действия. Обязательно поговорите с Вашим малышом о том, что происходит с героем. Пусть ребенок
    попробует рассказать Вам свою историю (он еще не способен самостоятельно   пересказывать,   но   уже   может   отвечать   на несложные вопросы по содержанию картинки). Обращайте его внимание на изображение тех действий или предметов, которые наиболее важны для понимания сюжета.

                                                            Памятка для родителей

                                  Речь Вашего ребенка  (от 2 лет до 2л. 6 м )

Что говорит Ваш ребенок:

  • Инициирует  короткие  диалоги.
  • Использует  личные  местоимения.
  • Простые  предложения,   затем  появляются  бессоюзные  сложные  и,  наконец,  с  союзами  (и,  да,  а).
  • Наречия  (больше,  меньше), прилагательные,  многие формы глаголов.
  • Появляются  предлоги  (в,  на,  с,  у).
  • Появляются  некоторые  падежи  у  существительных (столе) и  основные   окончания  ед.  числа.
  •  в произношении  усвоены  твердые   согласные (т, д, н, с, з, в, л),   сохраняется смешение звуков.
  • Отдельные  стечения  согласных   («пт, фт»)  произносятся  правильно.
  • Многосложные  слова  еще  «теряют»   начальные предударные слоги.

                                              Как Ваш ребенок понимает Вас:

  • Различает  значения  предлогов   «впереди, около, под, за».
  • отвечает  на  вопросы  «где?»,  «что   сейчас делаешь?», « что  ты   видишь?», «что  ты  слышишь?».
  • Осознает,  что  можно задавать   вопросы с помощью различных   вопросительных слов.
  • Понимает  значения  сокращенных   форм и жаргонных   выражений,  которые часто используются   людьми   в        его окружении:  «держи   пять» .
  • Начинает  формироваться  понятие  о   числе «два», «пара».
  •  Знает   названия   основных   форм.
  • Знает   названия   1-2 основных   цветов.
  • Опознает действие  на  картинке.
  • Узнает   предмет  по  описанию.

Именно на третьем году жизни речь постепенно становится для Вашего ребенка полноценным средством общения. Ему уже не надо будет употреблять эмоциональные возгласы и жесты, чтобы привлечь внимание других людей к себе или получить необходимый предмет. Однако это не значит, что Ваш малыш уже говорит «как взрослый». Его речь все еще очень ситуативна, привязана к определенному контексту общения. Вместе с тем она должна быть понятна не только Вам, его артикуляция уже позволяет самостоятельное произнесение коротких фраз и воспроизведение знакомых текстов сказок и стихов (повторение за взрослым или завершение речи взрослого).

Памятка для родителей

Развиваем речь  (от 2 лет до 2л. 6 м )

  1. Инициируйте короткие диалоги. Сначала они могут происходить в специально подготовленной взрослым ситуации. Например, мама «забывает» поставить малышу его тарелку на столе и зовет ребенка кушать вместе со всеми.   Ребенок будет вынужден обратиться с просьбой или вопросом   ко взрослому. Если малыш не может найти «нужных» слов, незаметно помогите ему, задав общий вопрос:  «У всех есть тарелки? У кого нет ложки? У тебя есть тарелка? Не поняла, повтори, пожалуйста, еще раз! У тебя нет тарелки или ложки?»  
  2. Стимулируйте ребенка употреблять личные местоимения, притом не только   ( я, мне, мое). Важно, чтобы малыш учился различать, кто «он», а кто «она», где «твое», а где «его». Для этого можно задавать ребенку вопросы типа: «Мальчик - это «он» или «она»? А мама - это «он» или «она»? А лисичка - это «он» или «она»».   Дети после 2 лет уже неплохо «помнят» действия, которые произошли недавно, например, с героями детской сказки. Поэтому можно обращаться к ним и с «замаскированным» вопросом: «Лисичка у бежала или медведь убежал? Он убежал или она убежала?»
  1.     Рассматривая с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте её, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве - улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы…(летят).» Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов (очень...любит, совсем не...боится) Осваивайте качественные   прилагательные,   как   «большой   -   маленький», «горячий - холодный», «хороший - плохой» и т.п.      Собственно обозначение  цвета словами  закрепляется в речи  значительно позже, чем умение соотносить предметы одного цвета между собой. Очень часто, даже хорошо говорящие дети предпочитают называть все цвета одним, особо «полюбившимся» им названием, например  «желтый»  или  «синий».  Подождите  немного:   малыш начнет лучше рисовать, станет просить у Вас карандаши, вот  тогда  Вы   сможете выучить  с  ним названия  не  только основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), но и их оттенков.
  2.   Ребенку доступны в произношении некоторые многосложные слова, например «халатики, вафельки, бусинки». Понаблюдайте,  как Ваш ребенок произносит губно-губные и губно-зубные (п, б, м, в, ф   ) согласные, достаточно ли активно смыкаются его губы.   Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая, но это становится заметно именно после 2 лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова ребенок начинает как бы «мямлить», четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова. Потренируйте вашего малыша в игре произносить слоговые серии типа (ва-ва-ва), и он успешно справится и с произнесением звука («в») в многосложных словах. Если, наоборот, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимого по способу артикуляции (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно ( игра «пулемет» - д-д-д), и если это у Вас получится, попробуйте учить слово по слогам.
  3. Дети после двух лет уже начинают употреблять некоторые существительные в нужном падеже. («Где твоя книжка? - «На столе!»). Если Ваш малыш пользуется при этом не предлогом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» -не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны Вашему малышу, может ли он «спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек», умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги («Достань машинку из ящика! А мячик спрятан в сумочке). Постарайтесь убирать предметы в незнакомые места, чтобы ребенку надо было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).

7. Помните, что артикуляционные возможности Вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребенок может «рассказать» внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искаженной форме. Старайтесь не обидеть Вашего ребенка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте прием «совместного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвальбой маленького «собеседника»

        Памятка для родителей

                                                 Речь Вашего ребенка  (от  2л. 6 м до 3 лет )

Что говорит Ваш ребенок:

  • Пробует  себя  в  монологе.
  •  Появляются  сложные  предложения   с подчинительными союзами.
  • Согласовывает  в  устойчивых    словосочетаниях  (красивая мама)  прилагательные/существительные.
  • Усваиваются  основные  окончания   мн. ч. существительных,  суффиксы   увеличительности  (носище),   принадлежности (папин).
  • Употребляет  глаголы  в  наст, и пр.   времени, возвратные  глаголы.
  • Появляется  «сверхгенерализация»:   одним  окончанием заменяет все    другие

   (вижу пап-у,  стул-у).

  • Осваивается  произношение   стечений согласных.
  • Слоговая  структура  нарушается   только в новых словах.

Как Ваш ребенок понимает Вас:

  • Различает  предлоги « через,   между,  из-за,  из-под».
  • Отвечает  на  вопросы  «почему?»,   «сколько?», на  несколько  разных   вопросов, заданных  к одному  слову.
  • Отвечая  на  вопросы  типа:  «что  ты  делаешь,  когда  холодно;  хочется   спать; кушать?»,  перечисляет   действия  в определенной   последовательности.
  • Представление о числе « 1,  2, 3 ».
  • Знает  свой  пол, начинает  говорить   о себе «Я».
  • возрастает  роль  воображения   и   фантазии  в  игре, рассказе.                                                              
  • Формируется  представление  о  ближайшем будущем.

Чувствует  ритм,  повторяет  его  по  образцу.

            Надо обратить внимание, если Ваш ребенок:

  • Продолжает употреблять аграмматичные формы  всех основных частей  речи.
  • Не использует распространенное предложение.
  • Опускает простые предлоги «в», «на».
  • Продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова.
  • Не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие

        

             Памятка для родителей

Развиваем речь  (от 2л. 6 м до 3 лет.)

1.Для того, чтобы Ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа сущ. (кот -коты; дом - дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос - носище - носик), принадлежности (мамин,  папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш  произносит  окончания.  Раньше,  в  более  младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в «усеченной» форме («маленькая - маленька»), однако сейчас необходимо сосредоточить все ваше внимание именно на воспитании   у  ребенка умения говорить  все гласные в окончаниях слов. В этом возрасте малышу еще может быть недоступно произнесение некоторых согласных (ж, ш, р), но все гласные он уже давно умеет говорить правильно. Поэтому все возможные неточности в произношении окончаний, их искажения или пропуски в самостоятельной детской речи должны привлечь Ваше пристальное внимание. Помогите Вашему малышу «услышать» нужное окончание в слове с помощью    вопроса: «Машина    какая?»  и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив в своем произношении нужную часть только что произнесенного ребенком слова: «Молодец! Машина красная!»

2. Обратите особое внимание на то, как Ваш ребенок понимает и использует в своей речи возвратные глаголы (моет - моется, купает - купается). Если малыш  говорит  сравнительно неплохо для своего возраста, но в то же время он плохо освоил навыки самообслуживания, то трудно ожидать от него хорошо овладения возвратными формами глагола в собственной речи. Зато   активному,   инициативному   ребенку,   который   часто употребляет слово  «сам!»,  будет легко объяснить разницу между практическим значением слов «одевать» и «одеваться» и   быстро   научить   использовать   эти   слова   в   различных ситуациях.

3.Раньше  ребенок  говорил  о  событиях только  в  настоящем времени, теперь ему доступно употребление и форм наиболее распространенных глаголов в прошедшем времени, а также и «предвосхищение» некоторых событий.  Однако не следует перегружать   ребенка   избыточными   требованиями.   Часто взрослые,   чтобы   продемонстрировать   другим   людям,   как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа: «Расскажи, что ты будешь делать летом, на даче у дедушки». Предполагается, что малыш «вспомнит» прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень   ограниченны,   не   переоценивайте   его   возможности! Малыш   может  замкнуться  и   отказаться   отвечать   на  ваш вопрос, или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у Вашего малыша!

4.Постарайтесь при чтении детских текстов (сказок, рассказов, стихов) привлекать внимание    ребенка  к  стандартным оборотам и  выражениям типа: «ласковые  руки», «густые волосы», «умные глаза». Объясняйте детям значения этих слов и стимулируйте употребление таких выражений при ответах на вопросы по прочитанному тексту. В  дальнейшем, освоенные таким образом фразеологические обороты прочно войдут в  самостоятельную речь вашего ребенка, сделают ее более распространенной и эмоционально - окрашенной.

5. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.

6.Слоговая структура сложных   слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение   может  нарушаться   только   в   новых  или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий!     Вспомните  прием прохлопывания «трудных» слов и выучите некоторые их них с Вашим  ребенком.   Помните,  что  правильно  произносимые звуки должны обязательно звучать и в «трудных» словах. Например, если Ваш малыш говорит слово «сани», то значит надо учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так, чтобы    звук    «с»    различался    при    его    произношении. Учитывайте,     что     ребенку     наиболее     сложно     освоить  произношение звука в стечениях (СТ, КС, СК), если они расположены в середине слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей о речевом развитии детей "ЛОГОПЕДиЯ"

Разработка памяток о речевом развитии ребенка, формировании звукопроизношения, артикуляционная гимнастика.......

Памятка для родителей по речевому развитию детей 6-7 лет

Буклет с рекомендациями для родителей по развитию речи у детей 6-7 лет....

Памятки для родителей по речевому развитию детей

Важно, чтобы родители знали и правильно понимали задачи речевого развития ребенка на каждом возрастном этапе, знали особенности речи своего ребенка.Родители должны стать самыми заинтересованными участ...

Памятка для родителей "Особенности речевого развития детей 2-3 лет"

В памятке преставлены нормы речевого развития детей 2-3 лет, рекомендации учителя-логопеда для родителей и практикум "Артикуляционная сказка "О веселом язычке""....

памятка для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего м...

Памятка для родителей "Особенности речевого развития детей 6-7 лет"

Это самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, активно подражают речи окружающих. Это памятка разработанна и представленна для родителей....