Охрана голоса детей
консультация по логопедии на тему

Все мы знаем, что одним из наиболее важных компонентов звучащей речи является голос. Чистый, звучный, спокойный, негромкий голос с богатыми интонациями приятно слушать. Давайте разберемся, что же нужно делать, чтобы предотвратить нарушения голоса у детей? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_golosa_detey.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Охрана голоса детей»

Все мы знаем, что одним из наиболее важных компонентов звучащей речи является голос. Чистый, звучный, спокойный, негромкий голос с богатыми интонациями приятно слушать. Развитие голоса у человека идет постепенно. Ребенок растет, а вместе с тем растут и изменяются внутренние органы, участвующие в голосообразовании (легкие, бронхи, гортань, голосовые связки, мягкое небо), поэтому детский голосовой аппарат ещё слаб. К нему нужно относиться бережно. При неправильном голосоведении могут возникнуть нарушения голоса: осиплость, кашель, боль, «царапанье» в горле, голос «садится» или пропадает вовсе. Своевременная профилактика – охрана и воспитание голоса – поможет избежать этих неприятностей. Давайте разберемся, что же нужно делать, чтобы предотвратить нарушения голоса у детей?

Первое правило: не кричать, долго не петь на неправильном регистре, особенно в шумных помещениях.

Крик – это повышенная нагрузка на голосовые складки ребенка. При этом они «устают», не могут далее качественно выполнять свою работ – голос становится хриплым, сиплым, нестабильным или вовсе пропадает. Очень важно для дошкольника, в каком социальном окружении происходит его развитие. Обладая врожденной большой подражательностью, дети легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.   Громкая, крикливая речь наблюдается у тех дошкольников, которые вынуждены постоянно находиться в среде с повышенным шумом (громкая речь в группе, включенные на повышенную громкость дома телевизоры, радиоприемники, магнитофоны). Поэтому в дошкольных учреждениях и дома необходимо организовать правильный речевой режим: не создавать излишний шумовой фон, не разговаривать на повышенных тонах, подобрать репертуар детских песен соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников.  

Второе правило: соблюдать «температурную» гигиену голоса.

Рекомендуется следить за тем, чтобы ваш ребенок длительное время не пел и не говорил громко, не кричал при минусовых температурах воздуха, не пил холодную воду, проведя длительное время в холоде или жаре; на прогулке, при минусовых температурах дышать рекомендуется носом. При заболеваниях горла не рекомендуется горячее питье, так как слизистая гортани воспалена и произойдет реакция по типу термического ожога, что приведет к увеличению отечности гортани.

Третье правило: обязательно долечивать болезни.

Очень важным в профилактике нарушения голоса является физиологическое здоровье ребенка. Простудные заболевания, заболевания горла (ларингиты, ангины), аллергические заболевания, приводящие к отечным изменениям носоглотки, могут повлечь за собой непоправимые последствия для формирования голоса ребенка. Родителям необходимо своевременно обращаться к врачам при первых симптомах простуды, изменении голоса (потери, осиплости), проходить с ребенком профилактические медицинские осмотры, предусмотренные системой здравоохранения.

Четвертое правило: правильно питаться.

Раздражителями для гортани служит излишне горячая, холодная и острая пища, газированные напитки, семечки сухарики.

Пятое правило: следить за осанкой ребенка.

Снижение функции голосообразования отмечается и при нарушениях физиологического дыхания у детей, имеющих неправильную осанку, неудобно сидящих за столом, согнув спину и опираясь на него грудью. Затрудняет свободное голосообразование верхнереберный тип дыхания, когда вдох осуществляется с большим напряжением, нередко при участии мышц шеи.

Шестое правило: развивать детский голос.

Необходимо регулярно включать в деятельность детей игры и приёмы для развития основных характеристик голоса: высоты, силы и тембра.  

В формировании умения правильно управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения ведущее место занимают дидактические игры.  Для младшего дошкольного возраста рекомендуются следующие игры: “Паровоз и паровозик”, “Позовем Аленку”, “Большие и маленькие” (как лает собака и щенок; как квакает лягушка и лягушонок), “Песня ветра и ветерка”, “Постучим молоточком”, “Тикают часы”, “Комар и комарики”, “Позови голубей” (произнесение звуков и звукосочетаний с различной громкостью). На этом возрастном этапе чаще всего проводится работа с отдельными звуками и звукосочетаниями. Для детей средней группы рекомендуются следующие игры: “Вьюга”, “Ауканье”, “Скажи, как я”, “Эхо”, “Кто позвал?”, “Секрет”, “Угадай, чей голос?” (дети одной подгруппы произносят с различной громкостью звукоподражания, отдельные слова или фразы, а дети другой подгруппы определяют, кому они могут принадлежать). Для упражнения в силе голоса используются шутки – чистоговорки, небольшие фразы.  В старшем дошкольном возрасте даются упражнения, цель которых – научить детей пользоваться своим голосом в зависимости от ситуации общения: говорить тихо, когда беседуешь с товарищами, отвечать достаточно громко на занятиях.  Упражнения на формирование умения менять высоту тона являются наиболее трудными, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому в процессе обучения очень важное значение имеет правильный образец речи взрослого.

Педагог читает рассказ или сказку, в содержании которых есть звукоподражания. Он произносит их то низким, то высоким голосом (за кошку и котенка, за собаку и щенка), а дети повторяют, подражая образцу. В младшем дошкольном возрасте обучение умению модулировать голос по высоте осуществляется при помощи игр с использованием звукоподражаний: “Кошка и котята”, “Собака и щенята”, “Курица и цыплята” (взрослые особи животных “говорят” низким голосом, детеныши – высоким).  В средней группе даются упражнения, направленные на формирование у детей умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: “Мама мыла полы? Мама мыла полы”. Можно предложить одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели полезно использовать и специальный материал: шутки – чистоговорки, чистоговорки, которые даются в качестве упражнений для развития артикуляции или для закрепления правильного произношения отдельных звуков: “Са – са – са – у кого лиса? – Са – са – са – у меня лиса”; “Мама Милу мылом мыла? – Мама Милу мылом мыла” и пр. Для старших дошкольников такие упражнения усложняются, подбираются, например, чистоговорки, насыщенные звуками, требующими четкой дифференциации. Ребенок сначала задает вопрос, а затем сам же отвечает на него: “Заржавел железный замок? – Заржавел железный замок”; “Сушила Саша сушки? – Сушила Саша сушки”. Для развития голоса полезно после заучивания детьми небольшого стихотворения ответить на вопросы по его содержанию.  Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах. Как уже отмечалось, движение голоса по высоте и силе, изменение тембра являются важными компонентами интонации. Полезны упражнения, где требуется произнесение одних и тех же фраз с разными интонациями: “ Я завтра пойду в кино”, “Весна идет”, “Наступила весна”, “Зеленеет травка”, “На деревьях появились листочки”, “Прилетели птицы!” - сначала так, чтобы товарищам по группе было ясно: ребенок рад этому событию, затем с интонацией удивления, огорчения, страха.

Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатывается при помощи специальных упражнений. Например, детям предлагают из фразы “Маше подарили красивую куклу” выделить голосом сначала слово “Маше” (сказать так, чтобы было ясно, что именно Маше подарили, а не другой девочке), затем слово “подарили” (а не купили), далее “красивую” (а не большую, например) и, наконец, слово “куклу” (а не другую игрушку). Формирование спокойного, негромкого голоса способствуют игры “Диктор”, “Комментатор”, выработке уверенного, громкого голоса – “Командир”, вежливого обращения с использованием соответствующей интонации – “Покупатель”, “Продавец” и др.  Дети лишь тогда будут правильно пользоваться голосом, употреблять соответствующие интонации, когда поймут и осознают то, о чем говорят. Правильное восприятие художественных текстов с проведением соответствующей предварительной работы дают возможность детям при пересказе сказок, чтении стихотворений использовать нужные интонационные средства. Если в младшем и даже в среднем дошкольном возрасте образец чтения и рассказывания взрослого является ведущим методическим приемом, то в старшем дошкольном возрасте необходимо учить детей разбираться во взаимоотношениях героев, самостоятельно передавать свои чувства. Значительную помощь в развитии голосового аппарата оказывают игры – инсценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки – диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым, расширяя возможности своего голоса.

Терпения Вам и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

охрана голоса детей

Несколько советов взрослым по охране  певческого голоса детей дошкольного возраста....

Охрана певческого голоса детей

Советы родителям по охране пмевческого голоса детей...

Смолеха Елена Викторовна. Охрана и развитие певческого голоса детей.

Статья посвящена охране певческого голоса дошкольников....

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.

В данной статье освещаются возрастные физиологические особенности строения голосового аппарата детей. Задачи педагога по вокалу. Правила по охране детского певческого голоса...

Консультация- БУКЛЕТ для родителей "ОХРАНА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ"

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Голосовые связки тонкие, ...

Статья :"Охрана певческого голоса детей "

Статья -рекомендация об охране и заботе детского певческого голоса....

Гигиена и охрана голоса детей

Гигиена и охрана голоса детей...