Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.
статья по логопедии на тему

Шувалова Ирина Анатольевна

    Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с речевыми нарушениями высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. В данном материале описаны здоровье сберегающие компоненты, которые я использую в своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdor-sber_teh-i_iz_opyta_raboty.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.

Из опыта работы учителя-логопеда  МБДОУ  д/сад № 24                  Шуваловой И.А.


     Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
В последнее время ученые отмечают  увеличение  частоты рождаемости детей с различными пороками развития. Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает обоснованную тревогу. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными.

    В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровье сберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

    Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с речевыми нарушениями высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровье сберегающие компоненты:

Дыхательная гимнастика.  

Очень часто у детей с речевыми нарушениями речевое дыхание нарушено. Как правило, оно поверхностное, аритмичное. Целью дыхательной гимнастики является увеличение жизненной ёмкости лёгких, улучшение подвижности грудной клетки,  выработка правильного  длительного речевого выдоха. На фронтальных занятиях использую комплекс дыхательных упражнений без предметов. На индивидуальных занятиях,  для выработки удлинённого выдоха, используют упражнения типа задувания свечи, надувание резиновых игрушек и мыльных пузырей, дутьё в стакан с водой через трубочку, сдувание ватного шарика, лежащего на кончике носа и т.п.

При выполнении всех дыхательных упражнений необходимо  следить, чтобы при вдохе ребёнок не поднимал плечи, а при выдохе не надувал щёки.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. В первоначальный период артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, затем, когда ребёнок может сам себя контролировать, упражнения выполняются без зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.
Ручной массаж рук (самомассаж)

Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики. По тому как дети выполняют упражнения массажа видно, как развита мышечная мускулатура ребёнка. Дети с повышенным мышечным тонусом выполняют упражнения с сильным нажимом, сильно напрягая мышцы рук и всего плечевого пояса. Дети с пониженным мышечным тонусом, наоборот, выполняют упражнения медленно, вяло. Систематический самомассаж улучшает функции рецепторов, проводящих путей, укрепляет рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее водействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Приёмы массажа и самомассажа рук – это поглаживание, растирание, разминание. В комплекс входят упражнения трёх видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук. Кроме этого ручной массаж проводим при помощи различных приспособлений (гранёные карандаши, грецкие орехи, шарики, массажные мячики, колючие валики).

Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»)

Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждое упражнение можно было выполнять одной рукой, двумя руками одновременно и перекрёстно, т.е. когда в одно время каждая рука выполняет своё действие. При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Система работы по развитию мелкой моторики рук.

  • «Пальчиковые игры» - способствуют развитию речи, творческой деятельности, они эмоциональны и увлекательны. С их помощью вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при  помощи пальцев.  Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность закрепить названия пальцев, понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вперёд», «назад» и др., что позволяет детям лучше ориентироваться в пространстве.
  • Обводка шаблонов, трафаретов, штриховка различных изображений (разными линиями и в разном направлении).
  • Работа с различными мелкими предметами (счётные палочки, спички, различные крупы и семена, пуговицы, пазлы и др.)
  • Графические диктанты (в подготовительной группе)

 Развитие общей моторики

Комплексы физминуток («Координация речи с движением») подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребёнка и без всяких установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

 Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе обучения, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Проводятся упражнения в течение 1 минуты в середине занятия.

Аурикулотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства

тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

Релаксация

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Такая работа проводится подгруппами под руководством психолога. Но на логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство.

Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Учитель-логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Это такие игры как «Найди различия», «Чего не стало?», «Что поменялось местами», «Запомни и повтори», «Это правда или нет», «Пары слов» и др. Данные упражнения  так же развивают связную речь детей.

     Создание здоровье сберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с нарушениями речи.
  Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Использование здоровье-сберегающих технологий в логопедической практике.

Использование здоровье-сберегающих технологий в логопедической практике. (Из опыта работы)...

Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.

презентация по теме: "Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях"....

Использование здоровье сберегающих технологий в логопедической практике

Как можно развивать мелкую моторику у ребенка (приемы развития)...

использование здоровье сберегающих технологий в логопедической группе ДОУ

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциона...

Методическая разработка " Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях"

В данной разработке представлена  система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями....

Использование здоровье - сберегающих технологий ни музыкальных занятиях в ДОУ

Использование здоровье - сберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ...