использование здоровье сберегающих технологий в логопедической группе ДОУ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Новикова Светлана Алексеевна

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. в материале представлен опыт работы по применению здоровьесберегающихтехнологий влогопедической группе ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Бокситогорск»

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической группе детей с ОНР

Воспитатель высшей категории: Новикова С.А.

2013г.

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.

Устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов нормализации психомоторных и речемоторных функций у данного контингента детей. В нашей группе  проводятся мероприятия по оздоровлению детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель здоровьесберегающих технологий:

1.обеспечивать дошкольнику возможность сохранения здоровья,

2.сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

3.научить использовать полученные знания  в повседневной жизни

Оздоровление детей идет через:

- формирование предметно-развивающей, физкультурно-оздоровительной среды:

- создание и оснащение физкультурного уголка в группе,

- использование физкультурного и музыкального зала,

- использование физкультурной площадки на улице,  

-кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда,

-бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения.

- использование системы методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

- Утренняя гимнастика

- Гимнастика после сна

- Дыхательная гимнастика

- Физкультминутки

- Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке

- Индивидуальная работа по развитию движений

- Логоритмическая гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

- гимнастика для глаз

- Физическая культура

- Совместная физкультурно-оздоровительная работа группы и семьи

-  Релаксационные упражнения

- Закаливающие процедуры

В группе ведется активная работа с семьями воспитанников:

- оформляются стенды,

- изготавливаются папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей;

- проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии;

- активное участие родителей в физкультурных праздниках и досугах, проводимых на клубе группы

Принципы, по которым строится оздоровительная работа в группе:

-  Принцип индивидуальности  - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

- Принцип систематичности  - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;

- Принцип длительности  - применение упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

- Принцип разнообразия и новизны  - подбор и применение упражнений , которые обновляются через 2-3 недели;

- Принцип умеренности  - продолжительность занятий 10-15 мин.;

- Принцип цикличности  - чередование нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

Формы и методы реализации оздоровительной деятельности.        

1 Обеспечение здорового образа жизни:        

-щадящий адаптационный режим

 -гибкий режим

 -индивидуальная оценка функциональных резервов организма

 -пропаганда здорового образа жизни

-занятия по ОБЖ

2 Двигательная активность:

-утренняя гимнастика

-физкультурно-оздоровительные занятия

-подвижные игры

-дыхательная гимнастика

-зрительная гимнастика

-спортивные игры

-активный отдых: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья

-участие в районных спортивных мероприятиях

3 Свето-воздушные ванны:

-проветривание помещений

-сон с доступом свежего воздуха

-прогулки на свежем воздухе

-обеспечение температурного режима

-контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую)

-прием детей на улице в теплое время года

-бактерицидные лампы

4 Занятия с педагогом-психологом:

-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний

-коррекция поведения

5 Закаливающие процедуры:

-хождение босиком по массажным и солевым  коврикам после дневного сна

-полоскание рта  и горла

-контрастное обливание рук по локоть

6 Гигиенические и водные процедуры:        

-умывание

-мытье рук

-игры с водой (в летний период)

7 Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил:        СанПин

8 Занятия с учителем-логопедом:        

-коррекция нарушений речи

Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки.

 Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

На занятиях используются некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп.

Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную неравную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание.

Для детей очень полезно использование дыхательной гимнастики. Она используется в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, в качестве динамической паузы на занятиях.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях мы используем гимнастику для глаз. Такие упражнения способствуют концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях мы применяем такую форму обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с переменным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность, как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно – психическое состояние.

Для занятий мы подбираем динамические паузы с использование упражнений, синхронизирующих работу полушарий. Это способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словами, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. В умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребёнка. Коррекции подлежит не только развитие не только самого ребёнка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребёнком и его социальным окружением. В игровой неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Использование здоровье сберегающих технологий в логопедической группе для детей с ОНР

Виды здоровье сберегающих технологий

Время проведения в режимных моментах

Формы организации

1

Утренняя гимнастика

ежедневно в течение года

- традиционная;

- игрового характера;

- в группе

- на свежем воздухе

(по сезону)

2

Гимнастика после сна

ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами; длительность 8-20 мин

- ОРУ

- игровая деятельность

- пробежки по массажным дорожкам

- коррегирующие упражнения

- упражнения на формирование правильной осанки

3

Дыхательная гимнастика

ежедневно в течение года во время занятий, как элемент физминутки, после сна, на прогулке в тёплый период

- часть занятия;

- после сна;

- в группе;

- на свежем воздухе

4

Физкультминутка

ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий; длительность 2-3 мин

- дидактическая игра с различными движениями

- игровые упражнения

5

Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке

ежедневно во время утренней и вечерней прогулки;

Длительность 10-30 мин. Фронтально, подгруппами.

подвижные игры разной степени интенсивности;

- игры-эстафеты;

Игры с правилами

- упражнения в основных видах движений;

- спортивные упражнения

- спортивные игры

6

Индивидуальная работа по развитию движений

ежедневно во время утренней и вечерней прогулки, физкультурные занятия; длительность 12-15 мин. Малыми подгруппами, индивидуально.

- физические упражнения в основных видах движений;

- спортивные упражнения

7

Логоритмическая гимнастика

проводится 2 раза в неделю как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями.

- подвижные игры

- пальчиковая гимнастика с разнообразными предметами и материалами

8

Артикуляционная гимнастика

проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями.

9

Гимнастика для глаз

проводится 2 раза в неделю как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями.

10

Физическая культура

3 раза в неделю, фронтально, подгруппами, длительность 25-30 мин. Проводятся:  инструктор физо.

- традиционное;

- тренировочное;

- игровое;

- сюжетно-игровое

- с использованием тренажеров

- тематическое

- комплексное

11

Совместная физкультурно-оздоровительная работа группы и семьи

1 раз в квартал

- игры-занятия

- развлечения

-дни здоровья

12

Релаксационные упражнения

5-10 минут в течение дня, как элемент на занятии

13

Закаливающие процедуры

Ежедневно, по плану

- тропа массажная

- самомассаж;

- обливание стоп ног;

- хождение по мокрым солевым дорожкам

Таким образом, в результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

- формируется правильное осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

«Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровье-сберегающих технологий в логопедической практике.

Использование здоровье-сберегающих технологий в логопедической практике. (Из опыта работы)...

Конспект непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием здоровье сберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Где прячется здоровье?"

Конспект непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием здоровье сберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Где прячется здоровье?"...

Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.

презентация по теме: "Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях"....

Использование здоровье сберегающих технологий в логопедической практике

Как можно развивать мелкую моторику у ребенка (приемы развития)...

Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических занятиях.

  Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с речевыми нарушениями высок процент тех, у кого имеются проблемы с р...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"...