Развитие общих речевых и моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (образовательная технология)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Елена Николаевна Копаева
Согласно документам ЮНЕСКО, технология обучения является системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, перед которыми стоит задача оптимизировать формы образования Представленная работа «Развитие общих речевых и моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» является : - по уровню применения локальной (модульной) технологией; -по характеру структуры –полидидактической технологией, объединяющей, интегрирующей целый ряд элементов различных монотехнологий на основе оригинальной авторской идеи; - по научной концепции усвоения опыта: развивающей; -по категории обучающихся -технологией компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания ) Предназначена для детей старшей логопедической группы дошкольного образовательного учреждения (для детей с тяжелыми нарушениями речи -общим недоразвитием речи) , используется в 1-ом периоде обучения. Данная образовательная технология применяется мной с 2006 года, обеспечивает гарантированность результата Впервые этой идеей, как авторской разработкой метода интегрированного развития и обучения, я поделилась с коллегами на Региональной научно-практической конференции «Современные аспекты организации и содержания образования детей с нарушениями развития», организованной Управлением образования и науки Липецкой области и ОАУ ДПО Липецким институтом развития образования в рамках работы секции «Современные подходы к коррекции речевых нарушений» (Сертификат № 146, 2010 г.) Диагностическое целеобразование Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика рук, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга. Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений). Эта концепция дает возможность по-иному подойти к оценке двигательных проявлений у дошкольников, страдающих нарушениями речи (Бернштейн Н.А., 1947, Лопатина, 1992). Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И. Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002; Карпова Н.В., 1997). Установлено, что у детей с ОНР дошкольного возраста формирование моторики подчинено тем же закономерностям, но происходит в более поздние сроки по сравнению с детьми без патологии. Однако, при применении коррекционно-развивающей работы, темпы развития моторных функций детей с ОНР могут даже превышать темпы формирования моторики детей без патологии. При первичном обследовании детей-логопатов, поступающих в логопедическую группу, подтверждая многочисленные исследования ученых и логопедов-практиков, отмечается, что наряду с нарушением речи в той или иной мере нарушены фонематический слух и восприятие, подвижность органов артикуляционного аппарата ,речевое дыхание, темпо- ритмическая сторона речи, способность к изменению силы и высоты голоса, умение изменять интонацию и темп течи, мелкая и общая моторика. Развитие данных видов деятельности выносится логопедами на индивидуальную работу с детьми ,но современные условия –переполненность логопедических групп, преобладание сочетанных нарушений органического генеза у логопатов, ставит перед специалистами коррекционной педагогики новые цели и задачи , в том числе поиск нестандартных эффективных методов работы, направленных на оптимизацию образовательно-воспитательного процесса и гарантированность результата. Цель данной образовательной технологии: сформировать ( выровнять) общие речевые и моторные навыки у всех детей логопедической группы в оптимально короткие сроки (2.5 месяца) . Результативность (эффективность) обеспечивается, тем, что предлагаемые задания выполняются подгруппой детей, сформированной с учетом первичной диагностики. Занятия проводятся с подгруппой детей, сравнивая темп и объем выполняемых заданий, скорость формирования или совершенствования навыков у различных детей , вносятся изменения в план индивидуальной работы с детьми. Для выравнивания определенные навыки «дорабатываются» на индивидуальных занятиях. Экономичность (оптимальность) -выбор и обоснование оптимального варианта решения проблемы в данной ситуации таковы: поскольку с сентября по ноябрь включительно по подгруппам логопедами проводятся только лексико- грамматисекие занятия( 2 в неделю), а в остальное время проводится индивидуальная работа, которая включает в себя на первоначальном этапе все тоже-развитие общеречевых и моторных навыков, я предлагаю оптимизировать этот процесс ,и проводить наряду с лексико- грамматическими занятиями в первом периоде обучения занятия по развитию общих речевых и моторных навыков (2-3 занятия в неделю).Оптимизация состоит в том , что вместо 1-2 детей занятие проводится с подгруппой 6-8 человек,а на индивидуальном занятии больше времени остается на постановку звуков и т.д. Проектируемость (алгоритмичность) данной технологии обеспечивается жестким алгоритмом действий , прописанным в 23-х конспектах занятий, устойчивостью результатов Целостность (системность)-как отмечалось выше предлагаемая технология является полидидактической технологией, объединяющей, интегрирующей целый ряд элементов различных монотехнологий . Научность (концептуальность) обеспечена практическим приложением педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного . Новизна (современность). Технология представляет собой интегрированно организованную образовательную деятельность как наиболее соответствующую физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного возраста, отвечающим за осуществление их познавательных процессов и личностное развитие, Управляемость (корректируемость) –технология предусматривает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики ( через наблюдение), варьирования средств и методов с целью коррекции результатов через индивидуальную работу с детьми... Воспроизводимость технологии, т.е. возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Данная технология была успешно применена учителями-логопедами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_obshchih_rechevyh_i_motornyh_navykov.doc2.21 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по развитию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть 1).

Занимательные упражнения способствуют развитию мелкой моторики,готовят руку дошкольника к письму....

Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста методом криоконтраста

Использование криотерапии в развитии графо-моторных навыков...

Возможности квиллинга для развития графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

quot;Возможности квиллинга для развития графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста"...

Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях учителя-дефектолога

Письмо - один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятель...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...