«Технология работы с опорными схемами. Использование мнемотехники».
презентация по логопедии на тему

Работая в данном образовательном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи, все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить предложение, связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст, заучить стихотворение и чтобы процесс обучения был для них развивающим, интересным, занимательным, выбор методов актуален и в наши дни.

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kommentarii.docx22.95 КБ
Файл tehnologiya_raboty_s_opornymi_shemami.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

«Технология работы с опорными схемами. Использование мнемотехники».

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 (К.Д.Ушинский)

 

Работая в данном образовательном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи, все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить предложение, связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст, заучить стихотворение и чтобы процесс обучения был для них развивающим, интересным, занимательным, выбор методов актуален и в наши дни.

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению Даниила Борисовича Эльконина – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Лев Семенович Выготский.

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я в своей работе по обучению детей связной речи использую приёмы мнемотехники и наглядного моделирования. (слайд 2)

 Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой Валентины Константиновны – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Татьяны Александровны – предметно-схематические модели, у Глухова Вадима Петровича - блоки-квадраты, у Ефименковой Людмилы Николаевны – схемы составления рассказов, у Сычевой Галины Евгеньевны – опорные картинки для пересказа текста, у Лебедевой Людмилы Васильевны – опорные схемы, у Волковой Юлии Станиславовны – опорные схемы для составления описательных рассказов.

Как и большинство логопедов, я отдаю предпочтение названию «опорные схемы», так как в них используются и готовые картинки, и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.

Зачем нужна мнемотехника? Казалось бы, ответ очевиден - мнемотехника нужна для запоминания информации. Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. (слайд 3) 

В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к запоминанию. Регулярное использование мнемотехники позволит развить внимание и память, образное мышление, способность к визуализации, воображение, речь. (слайд4)

Мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.

 Опорные схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. В работе логопеда схемы служат: (слайд 5)

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказа;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Для заучивания стихотворений используются мнемодорожки. В младших группах, из 2, 3, 4, графических зарисовок. В старших группах объём увеличивается. Но я в своей работе пользуюсь очень редко, в случае когда нужно уложиться в короткие сроки. (слайд 6)

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; обогащение словаря, развитие связной речи. (слайд 7)

В коррекционной работе с детьми Воробьева Валентина Константиновна предлагает использовать для обучения детей пересказу картинно-графический план. Этот метод хорош для работы с рассказами цепного характера. С помощью картинно-графического плана педагог может показать детям логику построения рассказа, кроме того, план служит наглядной опорой для пересказа. (слайд 8)

Логопед Ткаченко Татьяна Александровна в пересказе по опорным сигналам предлагает использовать схематические картинки, для изготовления которых логопедам и воспитателям не понадобятся художественные способности. (слайд 9)

Жукова Ольга Владимировна отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

При обучении детей пересказу авторы Глухов Вадим Петрович и Сычева Галина Евгеньевна предлагают вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих пересказ приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстрация, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). К концу первого года (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. (Слайд 10)

 Взяв за основу методику Вадима Петровича, группа авторов в составе Лебедовой Людмилы Васильевны, Козиной Ирины Владимировны разработала учебно-методическое пособие по обучению детей пересказу с использованием опорных схем.

В основу предложенной ими системы занятий положен единый алгоритм по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы.

По мнению Волковой Юлии Станиславовны одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана – подсказки, значит, ребенок сможет построить по ним свой рассказ.

Данный комплект содержит 16 карточек по разным лексическим темам. Каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте схемы представлены объяснения содержания клеточек, т. е. развернутый план описательного рассказа. (Слайд 11)

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

   Как же работать с опорными схемами? (слайд 12, 13)

Работа с опорными схемами имеет свою последовательность:

Этап 1. Рассматривание схемы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы, для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек, важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Практика показывает, что эффективно применять опорные схемы может только тот педагог, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению. (слайд 14, 15, 16)

Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.

Работать со схемами очень нравится детям, красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Использовать опорные схемы можно как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский) Технология работы с опорными схемами. Использование мнемотехники. Уч итель – логопед средней группы Борзова Т. М.

Слайд 2

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица (опорные схемы) – это схема, в которую заложена определённая информация, это графическое или частично-графическое изображение предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям .

Слайд 3

Главная их цель – сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся. Схема требует от ребенка самостоятельного размышления и приводит к обобщению, является средством активизации познавательной деятельности детей, средством целостного осмысления материала, также служит приёмом, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать изучаемый материал

Слайд 4

Мнемотехника помогает развивать: Ассоциативное, образное мышление Зрительную и слуховую память Зрительное и слуховое внимание Способность к визуализации Воображение.

Слайд 5

В работе логопеда схемы служат Для обогащения словарного запаса; При обучении составлению рассказа; При пересказах художественной литературы; При отгадывании и загадывании загадок; При заучивании стихов.

Слайд 6

Компот Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. Н. Нищева

Слайд 7

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица

Слайд 8

Как дрозд спас своих птенцов от кота » Дети, опираясь на картинки плана, составляют предложения по цепочке • Весной дрозд свил на дереве гнездо. • Скоро в гнезде у дрозда и дроздихи появились маленькие птенцы. • Птенцов заметил старый кот. • Кот влез на дерево, когда в гнезде не было взрослых птиц, и стал пробираться к птенцам. • Птенцов защитил дрозд, который возвратился домой. • Он стал клевать кота. • Кот испугался и с шумом упал с дерева на землю.

Слайд 12

Как работать с опорными схемами? Работа с опорными схемами имеет свою последовательность: Этап 1. Рассматривание схемы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 14

Методика работы Алгоритм структуры занятия по обучения детей пересказу текста с опорой на графические схемы Предварительная работа (если требуется) Организационный момент Подготовка к восприятию Чтение текста Содержательный и языковой разбор текста Лексико-грамматические упражнения по тексту Повторное чтение текста с установкой на самостоятельный пересказ Моделирование текста с помощью графических схем (или готовые схемы) Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем Подведение итогов занятия

Слайд 15

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания :

Слайд 16

Как и из чего изготовлять схемы? составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема (3, 6, 9 картинок) и с учетом возрастных особенностей детей; -общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим; -размер схем нужен такой, чтобы дети хорошо видели всё, что на них нарисовано

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с опорными схемами в средней группе

опыт работы с детьми с опорными схемами...

Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются ...

Технология развития связной речи, с использованием мнемотехники

Использование мнемотехники повышает уровень развития связной речи у старших дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...

Технология развития связной речи с использованием мнемотехники.

Формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосно...

Методическая разработка: Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков. Мнемотехника.

ull;Что такое мнемотехника.•Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.•Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (пере...

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по кар-тине и серии сюжетных картинок. Технологии работы с опорными схемами.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от ...