ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ учителя-логопеда подготовительной к школе группы компенсирующей направленности за 2016- 2017 учебный год
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Фролова Галина Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ  ОТЧЕТ

учителя-логопеда подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности

Фроловой Галины Ивановны

за 2016- 2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного планирования для детей с общим недоразвитием речи III уровня согласно результатам проведённого первичного обследования.

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.

Ставились задачи:

а) диагностика и профилактика речевых нарушений;

б) повышение профессионального уровня;

в) углубленная работа с воспитателями через индивидуальное консультирование, беседы, посещение занятий по развитию речи;

г) работа с родителями посредством проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций, оформление уголка для родителей;

д) пополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.

Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_za_god.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район

ИТОГОВЫЙ  ОТЧЕТ

учителя-логопеда подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности

Фроловой Галины Ивановны

за 2016- 2017 учебный год

        

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного планирования для детей с общим недоразвитием речи III уровня согласно результатам проведённого первичного обследования.

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.

Ставились задачи:

а) диагностика и профилактика речевых нарушений;

б) повышение профессионального уровня;

в) углубленная работа с воспитателями через индивидуальное консультирование, беседы, посещение занятий по развитию речи;

г) работа с родителями посредством проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций, оформление уголка для родителей;

д) пополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.

Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда.

В учебном году работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:

  1. Организационная работа
  1. Проведено логопедическое обследование детей и заполнены речевые карты.
  2. Составлено расписание логопедических занятий.
  3. Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий.
  4. В течение учебного года регулярно обновлялся материал для родителей  и педагогов на стенде  «Советы логопеда».
  5. Логопедический кабинет был пополнен новыми дидактическими  пособиями  и играми («Прочитай по первым буквам», «Антонимы», «Танграм»,  различные весёлые шнуровки, обычные и деревянные пазлы, камешки «Марплз» др.),  методической литературой - (Логопедические упражнения. Т.А.Ткачин, Лебедева Н. А. «Трудный звук, ты наш друг», Практическое пособие для логопедов.-М.:Вентана-Граф.2004 (3 книги), Логопедия. Н.С. Жукова, «Пальчиковые игры для детей дошкольников» и др)
  1. Коррекционная работа

Развитие речи - одно из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы.

Задачи этого направления решались на каждом занятии и в свободной деятельности. Речевая недостаточность у дошкольников варьируется от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического недоразвития.

На начало учебного года образцы связной речи свидетельствовали о нарушении логико-временных связей в повествовании, дети переставляли местами части рассказа, пропускали важные элементы сюжета и объединяли его содержательную сторону, пропускали отдельные звенья, «теряли» действующих лиц. Рассказ-описание  был мало доступен для многих детей, которые обычно ограничивались перечислением отдельных предметов и их частей. На конец учебного года часть детей  стали проявлять интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. После проделанной работы некоторые дети так и остались на прежнем уровне: при пересказе затрудняются передать содержание текста, нарушают последовательность изложения событий, требуется помощь взрослого.

Словарь детей пополнился новыми существительными, прилагательными, наречиями, у большинства детей сформировалось обобщающее понятие с учетом лексических тем. На занятиях по формированию лексико-грамматических связей, дети овладевали навыками словообразования и словоизменения. Упражнялись в правильном употреблении грамматических форм речи.

При обучении звуковой культуре речи и грамоте на начало учебного года дети затруднялись в построении развернутых предложений, допускали ошибки в звуковом анализе слов и предложений. В целях эффективного решения имеющихся проблем с данными детьми  систематически проводилась работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных и фронтальных занятий. Занятия проводились в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении домашних заданий и работе воспитателя во второй половине дня по заданию логопеда.

Результаты работы по коррекции звукопроизношения отражены в экране звукопроизношения и представлены родителям на заключительном собрании в группе.

К концу учебного года дети научились определять наличие и позицию звуков в словах (начало, середина, конец), выделяют первый, слабее последний звук в слове, учатся проводить звуко-слоговой анализ простых слов. Умеют составлять схемы предложений из 3 слов.

        Проводилась работа по профилактике речевых нарушений. В этот вид работы входили речедвигательные упражнения, упражнения по развитию мелкой моторики рук, на развитие правильного дыхания и темпо – ритмической стороны речи, артикуляционной и общей моторики.

В целом наблюдаются позитивные изменения в речевом развитии детей, в развитии психических процессов. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся речевых ошибок, охотно идут на речевой контакт, активно участвуют в занятиях.

 

  1. Научно-методическая работа

1.Работа с педагогическим коллективом:

Для воспитателей в течение учебного года проводились консультации на темы: «Развитие речи ребенка дошкольника», периодически обновлялся  стенд     «Советы логопеда». Для педагогов ДОУ и родителей воспитанников оформлена папка - передвижка «Пальчики развиваем – речь обогащаем». Выступление на педагогическом часе по теме: «Зрительная гимнастика в ДОУ»(17.10.2017г.)

2.Осуществлялось тесное сотрудничество с педагогом-психологом: совместное выявление детей для коррекции; проведение профилактических мероприятий с детьми, коррекционного воздействия для нуждающихся детей;   с музыкальным руководителем: совместное проведение логоритмических занятий, с руководителем по физической культуре: подбор подвижных игр по данным лексическим темам.

3. Работа с родителями:

В течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей на темы: «Артикуляционная гимнастика дома», «Речевые нарушения и их причины», «Крупная польза мелкой моторики», «Играем, развиваем речь ребёнка», «Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями» и др. Родители участвовали в логопедическом мастер - классе  «Волшебный ветерок», принимали участие в практикуме  «Артикуляционная гимнастика  - как основа правильного произношения»

4.Проводились собрания с родителями детей:

а) организационное « Давайте познакомимся»

б) подведение итогов за первое полугодие «Наши первые успехи»

в) подведение итогов за учебный год «Подводим итоги работы за год»

5. Последний четверг месяца проводилась «Школа для родителей», где родители дошкольников могли получить квалифицированную  консультацию по интересующим их вопросам в развитии речи ребёнка, по развитию мелкой моторики детей дошкольников, участвовать в тренинге «Особенности формирование словаря у детей дошкольного возраста”, пообщаться за круглым столом.

6. В течение года регулярно посещала заседания РМО, педсоветы в МБДОУ, принимала участие в заседаниях ПМПк  ДОУ. 

7. Продолжаю самообразование по теме «Развитие речи дошкольников с ОНР через формирование мелкой моторики»

IV.  Повышение профессионального мастерства

  1. Приняла участие в вебинарах:

«Нормативно правовая база работы с детьми с ОВЗ и ООП»

( site@preemstvennost.ru , в общем объёме 5 часов, 13.01.2017г.)

«Работа с особыми детьми: исторический обзор. Современная ситуация инклюзивного образования в общеобразовательных организациях», (site@preemstvennost.ru ,в общем объёме 5 часов,13.01.2017г.)

"Психолого-педагогический консилиум в образовательной организации: особенности подготовки и проведения при работе с детьми с ОВЗ" (site@preemstvennost.ru, в общем объёме 5 часов, 20.01.2017г.)  

  1. Опубликовала на сайте, info@infourok.ru,  методическую разработку «Рабочая программа организации деятельности учителя – логопеда, с детьми 5-6 лет» (15.04.2017г.)
  1. На странице интернет -  проекта Копилка уроков – сайт для учителей  опубликовала  авторский материал «У нас в гостях Лунтик», конспект занятия по развитию речи. (proekt@kopilkaurokov.ru  , 16.04.2017г.)
  2.  Опубликовала методическую разработку на образовательном проекте //www.maam.ru /«Перспективное планирование учителя - логопеда в старшей группе компенсирующей направленности»                     (http:.//www.maaam.ru/users/galua120879)
  3.  В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями.

V. Летний оздоровительный период

Целью моей работы   в летний оздоровительный период являлось продолжение воспитания у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи. Ставились задачи:

а)   продолжение развития памяти, внимания, логического мышления и других психических процессов;

б)  закрепление пройденных  лексико-грамматических категорий;

в)  развитие связной речи;

г) работа с воспитателями и родителями воспитанников через индивидуальное консультирование, беседы;

д) пополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.

Коррекционное воздействие осуществлялось на основе индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми, их родителями, педагогами.

В летний период  работа  велась по следующим направлениям:

Организационная работа.

  1. Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий.
  2. Логопедический кабинет пополнен дидактическими  пособиями, картотеками игр и упражнений, методической литературой.

Коррекционная работа.

В течение лета велась индивидуальная работа с детьми с применением игровой технологии, сказкотерапии, технологии проектирования, с использованием наглядного материала  и  дидактических игр.  

Были проведены  развлекательные мероприятия:

         «Счастливое детство моё!» Между детьми   подготовительной  и подготовительной к школе группой компенсирующей направленности  проведён  конкурс рисунков на асфальте, дети читали стихи    о лете, вспоминали летние месяцы, приметы летнего времени года (Д.игра «Подумай и назови», Д.игра «Кто знает, пусть продолжит», Д.игра «Лето, лето – какого оно цвета?» Д.игра «Когда это бывает»).

Развлечение «Конкурс знатоков» с использованием сказкотерапии, целью которого было развитие связной речи. (Д.игра «Из какой сказки пришел герой», «Сказки перепутались», «Вспомни сказку, где есть домашнее животное», «Всё  наоборот»,  «Слово - сказка», очень интересные  и полезные игры, где дети вспоминали знакомые сказки, могли коллективно сочинять свои сказки, меняя героев местами).

        Игры на развитие речевого дыхания: «Надуй игрушку», «Капитаны», «Мыльные  пузыри», «Сдуй бабочку с цветка» и др.

Игры на развитие и формирование фонематического слуха: «Угадай, кто позвал», «Дополни фразу», «Глухой телефон», «Найди, что опиши».

В летний оздоровительный период,  индивидуально, а также со всей группой  продолжали развивать логическое мышление, воображение,  внимание  и другие психические процессы с помощью игр   «Путешествие»,  «Летает – не летает»,  «Подбери по цвету», «Карандаш заблудился»,  «Скажи со словом ещё», «Что было бы, если...», загадывали описательные загадки.  

На протяжении летних месяцев использовались элементы здоровьезберегающих технологий, а именно пальчиковая сказка «Репка», массаж пальцев рук «Сказка про ёжика Атошика», гимнастика для глаз «Бабочка», «Пчела» , «Дождик», упражнение на развитие мимики «Ласковое солнышко», элементы сказкотерапии в играх и упражнениях на развитие связной речи.

Работа с родителями

В течение летнего периода  проводились индивидуальные консультации с родителями воспитанников  «Вопрос - ответ».

Выпущена памятка для родителей «Игры с детьми в летний оздоровительный период».

Методическая работа.

На стенде для родителей  помещена консультация «Учим детей рассказывать».

На сайте детского сада размещена  информация для родителей «Логопед советует».

Составлена рабочая программа учителя – логопеда на 2017– 2018 учебный год.

Цель и задачи на следующий учебный год.

Цель - формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Задачи:

1.Динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей.

2.Педагогическая помощь воспитанникам МБДОУ в нормальном речевом развитии.

3.Своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков речи.

4.Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Перспективное  планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

Годовой план учителя -логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

в годовом плане освещена организационная работа, коррекционная работа, диагностическая работа, работа с родителями, информационно-просветительская работа, мероприятия направленные на повышен...

годовой план работы учителя - логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 станицы  Копанской муниципального образования Ейский район...

Итоговое совместное интегрированное занятие физ. инструктора и учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР) в форме игры квест «Путешествие к острову сокровищ».

Итоговое совместное интегрированное занятие физ. инструктора  и учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР) в форме игры квест&la...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО по лексической теме: "Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту"

Перечень лексико-грамматических заданий для детей подготовительной группы по лексической теме: "Водоплавающие птицы.Подготовка птиц к отлёту"...