Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «ПОМОЖЕМ ЗОЛУШКЕ ОТПРАВИТЬСЯ НА БАЛ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пащенко Татьяна Валерьевна
Уточнение и систематизация знаний детей об одежде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №498

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему

«ПОМОЖЕМ ЗОЛУШКЕ ОТПРАВИТЬСЯ НА БАЛ»

для детей подготовительной к школе группе комбинированной направленности

Пащенко Татьяна Валерьевна

 воспитатель первой кв. категории

группа «Ласточка»

город Новосибирск

2017г.

Цель: уточнение  и систематизация  знаний  детей об одежде.

Задачи:

Коррекционнно - образовательные:

  1. Расширять и конкретизировать представления детей  об одежде, её частях и назначении.
  2. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные,  существительные множественного числа.
  3. Совершенствовать  умение делить слова на слоги и считать количество слогов.
  4. Закреплять умение отвечать полным ответом.

Коррекционно - развивающие:

  1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  2. Развивать  связную речь.
  3. Автоматизировать  поставленные  звуки.
  4.  Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, подвижность органов артикуляции.

Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  2. Удовлетворить детскую любознательность посредством игровых ситуаций.
  3. Воспитывать эстетический вкус.

Словарь: рубашка,  кофта, сарафан, юбка, комбинезон, халат, шапка, пижама,  майка, носки, шорты, шарф,  куртка, пояс, воротник, оборка, рукав.

Связь с образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Физическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций одежды, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, игры.

Методы и приёмы:  игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, лексические игры и упражнения, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

  • Корзинка, туфелька, диадема.
  • Конверт с письмом.
  • Конверты с заданиями (5 штук).
  • Демонстрационный материал: картинки с изображением одежды;

 « Чудо – дерево»; мнемотаблица.

  • Картинки с изображение платья с недостающими деталями  на каждого ребёнка.
  • Клей, салфетки.
  • Мяч.
  • Мыльные пузыри.
  • Магнитофон.

Структура НОД:

  1. Вводная часть.
  • Подбор слов-приветствий для гостей.
  • Сюрпризный момент.
  1. Основная часть.
  • Задание №1. Беседа об одежде. Игра «Скажи ласково».
  • Задание №2.  Игра с мячом «Какая одежда?».
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Задание №3. «Чудо – дерево». Игра «Один – много».
  • Физкультурная минутка. Игра «Кто самый внимательный?».
  • Задание №4. Упражнение «Посчитай слоги».
  • Пальчиковая гимнастика «Рубашка для мишки» с использованием мнемотаблицы.
  • Задание №5.  Лексическая игра «Соберём Золушку на бал» (с элементами художественной деятельности).
  • Игра с Золушкой «Расскажи, какая у тебя сегодня одежда?».
  1. Заключительная часть.
  • Обобщение воспитателя по теме.
  • Ответы детей на вопросы воспитателя.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

     Дети заходят в группу и встают полукругом лицом к гостям.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними, но каждый из нас найдёт своё приветствие для гостей и скажет его ласково с доброй улыбкой.

Дети. Доброе утро, здравствуйте, приветик, добрый день, здравствуйте дорогие гости, рад приветствовать, хорошего вам настроения,  доброго вам дня.

Воспитатель. Уважаемые гости! Мы рады видеть вас, располагайтесь поудобнее.

  Воспитатель.  Ребята, сегодня утром у двери нашей  группы я обнаружила корзинку. Хотите узнать, что в ней?

Дети. Да.

Воспитатель. Ну что ж, давайте посмотрим.

Воспитатель вносит корзинку. В ней лежат: туфелька, диадема, большой конверт с письмом, 5 конвертов с номерами.

ВоспитательРебята, как вы думаете, кому принадлежат эти вещи.

Дети. Золушке.

Воспитатель. Здесь ещё письмо и  много  конвертов с цифрами. Интересно, а кто мог принести  нам эту корзинку? Может быть,  нам письмо подскажет? Прочтём его?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте его прочтём.

 «Здравствуйте, ребята! Я Лесник – отец Золушки. Моя дочка Золушка очень хочет сегодня поехать на бал к принцу во дворец, но моя жена приказала выполнить ей очень много работы.  Я очень часто гуляю возле вашего детского сада и вижу,  какие  вы  дружные, добрые и самые старшие в детском саду. Поэтому я решил обратиться к вам. Надеюсь,  вы поможете моей дочери. Спасибо. До свидания».

Воспитатель. Ребята, вы готовы помочь Золушке?

Дети. Да.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель.  Серёжа, достань из корзинки, пожалуйста, конверт с №1.

Серёжа достаёт из корзинки конверт и отдаёт воспитателю.

Воспитатель. Задание №1. «Скажи ласково».

  Посмотрите, здесь в конверте лежат разные картинки.

Что на них изображено?

Как можно назвать эти предметы  одним словом?

Что такое одежда?

Для чего она нужна?

Где можно взять одежду?

А откуда её привозят в магазин?

Люди каких профессий трудятся на изготовлением одежды?

 

Как вы уже догадались, речь в нашем задании пойдёт об одежде.

Вам нужно назвать  предмет, который изображён на картинке,  и сказать  про него ласково.

Дети выполняют задание.

Куртка - курточка

Кофта – кофточка

Сарафан – сарафанчик

Юбка – юбочка

Комбинезон – комбинезончик

Халат – халатик

Шапка – шапочка

Шарф - шарфик

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием.

 Готовы  выполнять следующее задание?

Дети. Да.

Воспитатель. Предлагаю вам пройти на стульчики.

Дети проходят на коврик и садятся на стульчики.

Ваня, достань, пожалуйста, конверт с заданием №2.

Ваня  достаёт из корзинки конверт и отдаёт воспитателю.

Воспитатель. Задание №2. «Какая одежда».

Воспитатель. Ребята, а чем отличается одежда?

Дети.  Цветом, фасоном, назначением, материалом, из которого она сделана и др.

Воспитатель. Предлагая вам поиграть с мячом. Я вам буду задавать вопрос и бросать мячик, а вы отвечаете и возвращаете мяч. Готовы?

Дети. Да.

Одежда из шерсти? – шерстяная.

Одежда из меха? – меховая.

Одежда для дома? – домашняя.

Одежда для женщин? – женская.

Одежда для зимы? – зимняя.

Одежда для спорта? – спортивная.

Одежда для осени? – осенняя или демисезонная.

Одежда из кожи? – кожаная.

Одежда из трикотажа? – трикотажная.

Одежда для мужчин? – мужская.

Одежда ля лета? – летняя.

 
ВоспитательМолодцы, и с этим заданием справились.

Ребята, ваши язычки активно вам помогали выполнять задания и, наверное, устали?

Дети. Да.

Воспитатель. Предлагаю им отдохнуть и сделать несколько упражнений. Согласны?

Дети. Да.

Дети выполняют артикуляционные упражнения под счёт воспитателя до 8-10.

Артикуляционная гимнастика.

Язычок отдыхает – «Лопатка»

Пьёт чай с вкусным вареньем – «Вкусное варенье»

Играет в футбол – «Футбол»

Качается на качелях – «Качели»

Воспитатель. Отдохнули язычки. А вы не забыли, что нас ждут ещё задания?   

Рита, достань, пожалуйста,  из корзинки конверт с №3.

Задание №3. «Чудо-дерево». Игра «Один – много».

Воспитатель. Ребята, приглашаю вас пройти со мной.

Дети вместе с воспитателем проходят к «Чудо-дереву», на котором расположены картинки с предметами одежды в единственном числе: носок, платье, юбка, майка, рубашка, шапка, варежка, кепка. Рядом на столе лежат перевёрнутые картинки с изображением такой же одежды, но во множественном числе.

Воспитатель.   А у наших у ворот
                           Чудо-дерево растет,
                           Не листочки на нём,

                        Не цветочки на нём,

                        А чулки да башмаки,

                        Словно яблоки!

Ребята, посмотрите какое красивое дерево! Но оно какое-то необычное! Правда, ребята?

Дети. Да.

Воспитатель. А почему  оно необычное?

Дети. Потому что это чудо-дерево, на нём висят предметы одежды.

Воспитатель. Действительно, не фрукты или ягоды, а одежда! Какую одежду вы видите?

Дети.  Носок, платье, юбка, майка, рубашка, шапка, варежка, кепка.

Воспитатель. На дереве висят картинки, на которых нарисован один  предмет одежды. А вот здесь на столике лежат картинки с такими же предметами одежды, но во множественном числе. Вам нужно взять картинку со стола, найти такую же одежду на дереве, повесить рядом  и проговорить.

Дети по очереди выполняют задание.

Воспитатель. Ребята, вам не кажется, что наше дерево стало ещё красивее?

Дети. Кажется.

Воспитатель. Значит, вы и с этим заданием справились! Молодцы!

Ребята, а вы не услали? Не пора ли отдохнуть?

Дети. Да, хотим отдохнуть.

 Воспитатель. Предлагаю  поиграть.

 Игра называется  «Кто самый внимательный?».

Нужно встать на  полукруг. 

 Я буду называть предметы одежды, обуви и головные уборы. Если назову какую-то   обувь, то вы ТОПАЕТЕ. Если что-то из одежды – ХЛОПАЕТЕ.  А если я назову головной убор - ПРЫГАЕТЕ.  Давайте повторим.  

Вам нужно быть очень внимательными, чтобы не ошибиться.

Воспитатель играет с детьми, перечисляет названия одежды, обуви и головных уборов.

Воспитатель. Какие, вы внимательные, мне почти не удалось вас запутать. Вам понравилась игра?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, вы не забыли, что нас ждут ещё задания?

Дети. Нет.

Воспитатель. Тогда продолжим!?

Ярик, найди,  пожалуйста, в корзинке  конверт с цифрой 4.

 

Ярик  достаёт из корзинки конверт и отдаёт воспитателю.

Воспитатель. Задание №4. «Посчитай слоги».

 Воспитатель. Это задание мы будем выполнять в парах. Поэтому  вам нужно встать парами  в шеренгу лицом ко мне.

Ребята, скажите, пожалуйста, из чего состоят слова?

Дети. Из звуков.

Воспитатель. А если соединить два звука, что получится?

Дети. Слог.

Воспитатель. А как можно посчитать количество слогов в слове?

Дети. Прохлопать;  по количеству гласных звуков;  подложить ладошку под подбородок;  прошагать.

Воспитатель. Предлагаю вам прошагать. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Я буду показывать картинку с изображением одежды, а вы называете это слово и шагаете, считая количество слогов.

Пижама

Рубашка

Майка

Шорты

Воспитатель. Катя и Ваня, сколько шагов вы сделали? Почему?

Дети. Пижама – 3, потому что в этом слове три слога.

Аналогично  дети считают количество слогов в других словах.

Воспитатель. И с  этим заданием  вы справились. Молодцы!

Ребята, давайте посмотрим, остались ли ещё конверты в корзинке?

Достаём последний конверт.

Воспитатель. Какое по счёту задание мы будем выполнять?

Дети. №5. Последнее.

Воспитатель. Задание №5. «Соберём Золушку на бал».

Достаю из конверта картинки с платьями, на которых недостаёт какой-нибудь детали.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это?

Дети. Платья.

 Воспитатель. В этом задании нам нужно  собрать  Золушку на бал. Он уже совсем скоро, а бальные платья ещё не приведены в порядок.  Предлагаю вам пройти  за столы.

Дети проходят и садятся за столы.

Воспитатель. Посмотрите на платья. Они одинаковые?

Дети. Нет.

Воспитатель. А чем они отличаются?

Дети. Цветом.

Воспитатель. Посмотрите внимательно, все ли детали есть у платьев?

Дети. Нет.

Воспитатель. Какой детали не хватает у тебя на платье Аня?

Дети. У моего платья нет пояса.

Проговаривают все дети по очереди.

Воспитатель. Вам нужно выбрать недостающую деталь для своего платья на подносе, приложить её и приклеить.

Но, прежде чем приступить к выполнению  работы, что нам нужно  сделать? Дети. Приготовить пальчики.

Воспитатель проводит с детьми пальчиковую игру по мнемотаблице.

Пальчиковая гимнастика.

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить,
И конфетку положить.

http://festival.1september.ru/articles/524958/img17.jpg

Воспитатель. Молодцы! Готовы пальчики?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда приступаем к работе.

Дети находят недостающую деталь для своей картинки с платьем, прикладывают и приклеивают.

Воспитатель.  Ребята, предлагаю вам взять свои картинки с платьями и встать с ними в кружок.

Дети берут свои работы и становятся в круг.

Воспитатель. Какой богатый гардероб получился! Расскажите,  какие детали вы приклеивали?

Дети по очереди рассказывают: У моего платья не было рукава, я приклеила рукав…пояс…воротник…оборку…юбку.

 Воспитатель. Давайте полюбуемся на такие красивые платья! Вам нравятся?

Дети. Да.

Воспитатель. А как вы думаете, Золушке они понравятся?

Дети. Думаем, да.

Воспитатель. Как мы сможем передать платья Золушке?

Предлагаю вам сложить свои работы в корзинку.

Дети складывают свои работы в корзинку.

Воспитатель. Вот мы и справились со  всеми  заданиями  мачехи.

Ребята, а мачеха в сказке была какая?

Дети. Злая, вредная…

Воспитатель. А Золушка?

Дети. Добрая, приветливая…

     Звучит музыка. Входит   Золушка.

Золушка. Здравствуйте, дети! Спасибо вам большое, вы мне очень помогли. Теперь я точно успею на бал. У меня осталось совсем немного времени. Мне очень хочется  поиграть с вами. Согласны?

Игра на внимание «Расскажи, какая у тебя сегодня  одежда?»

 

Золушка. В ней условие: нельзя рассматривать себя, смотрите только на меня и отвечайте на мои вопросы.

Какое у тебя платье?

Какого цвета у тебя носки?

Какого цвета у тебя туфли?

Какого цвета у тебя шорты?   

Какая у тебя футболка?

Что у тебя обуто на ногах?

Какого цвета твоя юбка?

  Дети играют с Золушкой.

Золушка.  Мне очень понравилось играть с вами. Но я  тороплюсь. Скоро начнётся бал. Там будет очень весело. Наконец-то сбылась моя мечта.  А для вас я приготовила сюрпризы, чтобы вы тоже повеселились и отдохнули. Спасибо вам. До свидания!

Золушка оставляет корзинку с сюрпризами, забирает корзинку с платьями и убегает.

3. Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, кому вы сегодня помогали?

Дети. Золушке.

Воспитатель. Какое задание вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель. О чём были задания?

Ответы детей.

Воспитатель. Вы молодцы! Справились со всеми заданиями и помогли Золушке. А сейчас вы можете достать из корзинки сюрпризы от Золушки и поиграть с ними.

Дети берут сюрпризы от Золушки – мыльные пузыри и играют с ними.


C:\Users\Личный\Desktop\фото 16-17\Lenovo_A1000_IMG_20170326_212728.jpg

C:\Users\Личный\Desktop\фото 16-17\Lenovo_A1000_IMG_20170326_212523.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....

Непосредственно – образовательная деятельность по развитию речи по теме: «Поможем весне»

Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Сочинение сказки про Золушку» в подготовительной к школе группе 6-7 лет

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Сочинение сказки про Золушку» в подготовительной к школе группе6-7 лет Цель: Помогать детям составлять творчески...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики Тема: «Поможем Золушке» для детей старшей группы ТНР

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики.Тема: «Поможем Золушке» для детей старшей группы ТНРЗадачи:Образовательные:- Формировать познавательную ак...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...