Статья: "Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах"
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemo.docx305.48 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах

Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, синтаксические нарушения, дефектное произношение звуков. Психические функции: зрительное и слуховое внимание, память  - снижены.

Всё большее осложнение речевых нарушений у детей с течением времени заставляет использовать новые методы, приёмы в коррекции речевых нарушений. Одним из таких приёмов является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника – совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Поэтому мнемотехника так широко используется логопедами и воспитателями в развитии связной речи. Особенностью методики использования мнемотаблиц в развитии связной речи является изображение не предметов, а символов для опосредованного запоминания.

Для разучивания стихотворений так же используются мнемотаблицы. Но в этом случае на каждое слово или словосочетание подбирается более конкретное изображение или предмет.

Мнемотехника в целом помогает развивать

-  ассоциативное мышление

-  зрительную и слуховую память

-  зрительное и слуховое внимание

-  воображение.

Традиционно автоматизация звуков осуществляется поэтапно. Одним из этапов является автоматизация в текстах, как стихотворных, так и в виде рассказов. При этом обязательным условием подбора текстов является их насыщенность автоматизируемым звуком.

Зачастую особенности  детей с ОНР: сниженное внимание, недостаточный объем памяти, грамматические нарушения, недоразвитие динамического праксиса, непонимание отдельных логических конструкций – не позволяют им качественно запоминать необходимые тексты.

Ребёнок испытывает значительные трудности:

- не может запомнить текст

- пропускает отдельные члены предложения

- пропускает предлоги

- меняет местами слова

- не чувствует ритмического рисунка стихотворения.

А если текст насыщен «трудным» звуком, то задача осложняется. Поэтому детям необходима дополнительная визуализация предлагаемого речевого материала.

Особенность методики – использование опоры (предметного изображения, символа), если не к каждому абсолютно слову (из-за невозможности доступно изобразить отдельные явления, действия и др.), то обязательно к каждому «трудному» для запоминания.

Таким образом данные схемы не могут быть жёстко привязаны к таблице так, как это принято в мнемотехнике обычно. Они являются подвижными и предполагаются для использования в индивидуальной работе с детьми.

 

Приемы работы.

Ребенку прочитывается текст целиком.

Затем предлагается часть текста (строка) для повторения за взрослым (заучивания).

Варианты повторения:

Ребенок повторяет фразу с незначительными ошибками, а впоследствии – без них;

Ребенок пропускает систематически структурные элементы (синтаксические компоненты);

Ребенок не чувствует ритмической структуры предложенной фразы и меняет слова местами, в том числе каждый раз в разных вариантах;

D.  В речи ребенка отсутствуют отдельные предлоги, и этот дефект он переносит на заучиваемую фразу.

Тогда для варианта А фраза в картинках или «запоминайка» будет являться эмоциональным стимулом для повторения и заучивания.

Вариант В:  для ребенка необходимо выделить пропускаемый компонент, который должен стать «важным». Целесообразно вместе с ребенком обсудить выбор символа, которым он (пропускаемый компонент) обозначен или выделить его цветом (подчеркнуть, обвести).

Вариант С: помогать ребенку следить за порядком изображенных символов, таким образом с помощью зрительной опоры воздействовать на развитие памяти и чувство ритмического рисунка.

Вариант D: каждый пропускаемый предлог должен быть обозначен буквами для читающих детей и символом для нечитающих, то есть в любом приемлемом варианте для ребенка.

Таким  же образом, проводится работа по заучиванию других фраз текста.

В процессе заучивания ребенок начинает понимать смысл текста, отдельных слов, которые зачастую на начальном этапе могут быть недоступны для понимания ребенком с общим недоразвитием речи при учете еще и значительной насыщенностью их автоматизируемым звуком.

Когда ребенок «сам» может воспроизводить текст с опорой на картинку, это увеличивает его самооценку. Ребенок стремится делать это все чаще и чаще, демонстрирует это окружающим. Но останавливаться на этом этапе не следует.

«Такая автоматизация на том или ином этапе означает и закрепление на этом этапе. (Гальперин).Но нужно переходить к следующему этапу. Как только ребенок выучивает текст и начинает лишь изредка поглядывать на карточку, эту карточку нужно положить тыльной стороной вверх и предупредить ребенка, что если он что-нибудь забудет, то сможет посмотреть на «запоминайку», а потом перевернуть опять. Это создает ситуацию невольного, непроизвольного запоминания.

Таким образом, при использовании данной методики автоматизации звуков в «мнемотекстах» решаются задачи, направленные на

-развитие памяти

-понимание значимости отдельного слова

-формирование структурного образа фразы (нельзя пропускать синтаксические единицы)

-увеличение объема словаря за счет понимания отдельных слов в тексте

-формирование грамматического строя речи за счет автоматизации в речи четко сформулированных фраз

-понимание смыслового содержания текста

-развитие зрительного внимания

-развития образного мышления

-формирование чувства ритма

-развитие эмоциональности восприятия текста

-повышение самооценки, как следствие решения предыдущих задач.

В данном случае представлены зафиксированные изображения. На практике тексты могут «зарисовываться» вместе с ребенком, который сам часто предлагает варианты  кодирования слов, а логопед доступными средствами фиксирует внимание ребенка на «трудных» для него словах.

http://ext.spb.ru/images/stories/11jpg.jpg

http://ext.spb.ru/images/stories/12jpg.jpg

http://ext.spb.ru/images/stories/%20.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой НОД по автоматизации звука "Р" в тексте

Тема НОД: Путешествие по морскому дну. Цель НОД: автоматизация звука "Р" в тексте. Эту НОД можно использовать в работе с детьми подготовительной группы с диагнозом - фонетико-фонематическое недоразвит...

Мнемотаблица на автоматизацию звука РЬ в тексте

Авторская мнемотаблица на автоматизацию звука РЬ в тексте...

Особенности автоматизации звуков на уровне текста у дошкольников с дислалией

На этом этапе широко используются принцип сознательности в работе над речью, т.о. развивается самоконтроль. Ребенок должен четко осознавать значение логопедических занятий, добиваться поставленных на ...

Методическая разработка по использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах.

Мнемотехника широко распространена в современной педагогической практике, но особую значимость она имеет в коррекционной работе с детьми самых в различных направлениях. Данная методическая разработка ...

Конспект совместной деятельности для автоматизации звуков в стихотворном тексте по теме: «Буква «У» из азбуки»

Конспект совместной деятельности для автоматизации звуков в стихотворном тексте по теме: «Буква «У» из азбуки» для детей с задержкой психического развития в возрасте ...