использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи
материал (подготовительная группа) по теме

Любимова Наталья Борисовна

 

 

 

                           Пояснительная записка

В  практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляционно – фонетическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической  нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков. Нередко процесс воздействия при дизартрии затягивается из – за  сопутствующей речевой патологии – ОНР , когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы ( лексики,  грамматике, фонетики) , а также высших психических функций ( восприятия памяти, мышления, внимания). Недоразвитие этих психических процессов препятствует эффективной коррекции все речевой деятельности , проявляющейся прежде всего в ограниченном объеме зрительного и слухового восприятия, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала. Нарушенное внимание препятствует выполнению заданий на основе словесной  инструкции.  Отстают дети и в развитии мыслительных операций. Без специального обучения они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, их суждения и умозаключения бедны, часто логически не связаны друг с другом. 

        Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации на основе мнемотехники, т.е. техники облегчающей  запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

     Процесс запоминания делиться на четыре этапа:

1.Кодирование элементов информации в зрительные образы;

2.Собственно сам процесс запоминания;

3.Запоминание последовательности информации;

4.Закрепление информации в памяти.

Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображении автоматически переводит слова в зрительными образами. Благодаря этому процессу запоминания как бы отдельные кадры из « просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

      У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений. Опора  на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом , прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точно передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах. Сопровождающая при свободном пересказе текстового сообщения в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей смысловой значимости для рассказа поможет ребенку в обогащении связного  высказывания.

 

 

   У дома – ель

А мальчик – ел.

На речке мель

А в школе – мел                                                                                                             

     

   На грядке – лук

   У дома – люк

    У здания – угол

  А в печке – уголь.

            

Лиля, Галя, две Полины.

Ели ягоды малины,

Киселем из слив запили,

И пельменей положили

 

 

 

    Ой, ладушки, ладушки!

Испекли оладушки

На окно поставили,

Остывать заставили.

 

 

   Самолет, самолет

Он готов уже в полет

Полетит он над полями,

Полетит он над лесами

 

 

Мы косили, мы устали.

Под кустом легли поспали

 

Пусть метет метелица,

Белым снегом стелиться.

А мы валенки надели-

Не боимся мы метели

 

                                                     

Жили лягушки в болоте зеленом,

Цапля на них загляделась влюблено:

« Квакайте, милые, пойте, галдите

И лягушаток побольше плодите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя для развития связной речи.

У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.Односложная речь состоит из простых предложени...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».

ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....

Статья: "Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах"

Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мы...

Методическая разработка по использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах.

Мнемотехника широко распространена в современной педагогической практике, но особую значимость она имеет в коррекционной работе с детьми самых в различных направлениях. Данная методическая разработка ...

Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи с использованием метафорических ассоциативных карт и приемов литотерапии».

Особенностью представленного индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в связной речи является:- использование приемов литотерапии (лечение камнями). Применение литотерапии в ло...