Согласные звуки
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Николаевская Софья Николаевна

Памятка родителям о согласных звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_zvuki.docx50.04 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые родители!

По ходу обучения детей в старшей логопедической группе, я знакомлю вас с основными понятиями, используемые на наших занятиях с детьми. Мне хотелось бы обсудить с вами понятие «Согласный звук». В этой статье я немного освежу ваши знания русского языка. Вспомним давно забытые школьные знания, чтобы стать ближе к своему ребёнку и помочь ему познакомиться со звуками и буквами родного языка.

Согласный звук образуется при прохождении выдыхаемого воздуха полости рта с преодолением препятствий, создаваемых языком, губами, зубами, небом. Все согласные звуки состоят из шума, который создается при этом.  В некоторых согласных звуках кроме шума участвует голос, который создается колебанием голосовых связок.

Сравнение с гласными звуками.   Гласные звуки состоят только из голоса (тона), а согласные могут содержать голос, но обязательно содержат в своем составе шум. При образовании гласных выдыхаемый воздух свободно проходит через ротовую полость, а при образовании согласных звуков   воздух преодолевает препятствия, создаваемые органами речи.

Или, говоря более простым языком, гласные отличаются от согласных тем, что умеют петь. Согласные могут только шипеть, пыхтеть, звенеть, свистеть, рычать и т.д.

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звука (смотрите таблицу № 1). Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

 Важно: При обучении чтению называйте букву как звук, соответствующий ей.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Твёрдые и мягкие согласные:

Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные:

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Таблица № 1

согласные звуки - схема

*Синим цветом обозначены - всегда твёрдые звуки;

   Зелёным цветом – всегда мягкие звуки.

В статье использованы материалы с сайтов:

http://tutrus.com/fonetika/soglasnye

http://phoneticonline.ru/soglasnye.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

"Вот они согласные, очень ,очень важные". Получить знания о согласных звуках.

Продолжать учить различать согласные звуки. Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...