Семинар-практикум для родителей – участников РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
консультация по логопедии на тему

Леошко Ирина Александровна

Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей – участников РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  • уточнить представления родителей об органах артикуляционного аппарата человека;
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  • научить родителей правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
  • познакомить родителей с литературой по артикуляционной гимнастике;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

1)   Гимнастика для рук, ног, туловища – дело для нас привычное и знакомое.   Понятно, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

     Язык – главная мышца органов речи. Для него, как и для всякой мышцы, гимнастика необходима, т.к. именно артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы, развивает подвижность и дифференцированность движений речевого аппарата, который участвует в образовании фонем.

     Произношение звуков речи – сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.

    Для того, чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением звуков в речи ребенка, предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (возраст)

1 – 2 года

2 – 3 года

3 – 5 лет

5 – 6 лет

Звуки

а о э

п б м

и ы у

ф в

т д н

г к х й

с з ц

ш ж

ч щ

р

л

     Из таблицы видно, что к 5 – 6 годам ребёнок должен овладеть правильным  произношением многих звуков родного языка. Задержка в своевременном появлении фонем, говорит о том, что существуют причины, которые мешают ребенку самостоятельно овладеть звукопроизношением. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.                                                                                                  

     Детям 2, 3, 4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее освоить правильное звукопроизношение.

     Дети 5, 6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения фонем.

     

2) Перед тем как приступить к занятиям, рассмотрите вместе с ребенком органы речи.

     Попросите ребенка показать верхнюю и нижнюю губу. Верхние и нижние, передние и боковые зубы. Кончик, спинку, корень языка, боковые края языка. Нёбо, место, где находятся голосовые связки (произнести [з-з-з]).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

   3) При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы двигательные навыки стали прочными.
  2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, чтобы ваше лицо и лицо ребенка были в нем видны.
  3. Продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка. Она не должна превышать 15 минут.
  4. Движения проводить неторопливо ритмично, четко. Соблюдать принцип – от простых упражнений к более сложным. Каждое упражнение выполнять по 5 – 6 раз.
  5. Не следует вводить новое упражнение, если ребенок не освоил предыдущее. Лучше отработать старый материал.
  6. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.        Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных упражнений,  вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка. Важно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на отражении своего лица в зеркале.

  1. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы: игрушки, картинки – образы, стихи.
  2. Покажите правильное выполнение упражнения.
  3. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  4. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

     Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен уметь правильно показывать упражнения, следить за качеством выполненных ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

   Помните: гимнастика не должна ребенку надоесть. Следите за тем, чтобы не наступило переутомление. Создавайте положительный эмоциональный настрой у ребенка. Хвалите ребенка за его достижения.

   Наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.

В ходе выполнения артикуляционной гимнастики вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.                                      

4) Познакомить родителей с литературой по артикуляционной  гимнастике.

5)  Мастер-класс.  

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

Вариативные формы взаимодействия с родителями ДОУ. "Родительский клуб"

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Бе...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

Презентация к семинару - практикуму "Как подготовить и провести родительское собрание"

Родительское собрание -это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи; и оно не должно нос...