КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Краснопёрова Ольга Анатольевна

МАДОУ детский сад «Родничок»

Первомайского района

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснопёрова Ольга Анатольевна

учитель - логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Первомайское

2014

Тема: « Зима »

Цели и задачи:

·        Закрепить и расширять словарь детей по теме « зима»;

·        Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов); Закреплять знания о предложении.

·        Развивать умение детей  соотносить знакомые символы с образами.

·        Продолжать развивать психические процессы (память, внимание, наглядно – образное мышление); длительный плавный выдох; диалогическую речь;  зрительное внимание; артикуляционную, тонкую и общую моторику; координацию речи с движением.

·         Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

·        Воспитывать бережное отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картинка «В зимнем парке »,

 пред­метные картинки по теме «Зима», музыкальная запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», рабочая тетрадь по числу детей, контейнер с карандашами, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей, звуковое сопровождение вьюги, голоса львёнка, игрушка Львёнок,

мнемотаблица к игре «Семейка слов», мнемотаблица для сопровождения рассказа « В зимнем парке ».

Ход занятия

1.Организационный момент. Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Дети подходят к столу. На столе лежит белая бумажная куча.

Логопед. Посмотрите , снежная куча, но она совсем непростая, волшебная. Она сделана из слов похожих на слово снег. Какие это слова, нам поможет угадать волшебная карта.  Дети работают по мнемотаблице « Семейка слов» (см.приложение № 1)

ü Слово длинное (снег падает) - … (снегопад).

ü Слово ласковое - … (снежок)

ü Слово красивое - …(снежный ком)

ü Слово – человек  (сказочный персонаж) -  … ( Снегурочка)

ü Слово – фигура - …( снеговик)

ü Слово лёгкое, пушистое - … (снежинка)

ü Слово – цветок -  … (подснежник)

ü Слово – птица - … (снегирь)

Логопед. Вы правильно ответили на все мои вопросы. Садитесь и по­думайте, от какого слова произошли все эти слова. (Снег)

Зашевелилась «снежная» куча, из кучи появился львёнок – игрушка с голосовым сопровождением.

Львёнок. Где я, и почему всё такое белое?

Логопед. Ты в нашем детском саду, а всё вокруг белое потому что выпал снег.

Тебе повезло ,что ты проснулся в снежной «бумажной» куче, не в настоящей.

Львёнок. Что такое снег? Там где я живу нет снега и я никогда его не видел.

Логопед. Конечно, дети тебе расскажут какой снег и когда он бывает, садись на стульчик и внимательно слушай.

Логопед приглашает всех пройти на ковёр.

2. Игра с мячом «Вопрос – ответ»

ü Наступила (что?) -  … (зима)

ü Падает (что?) - … (снег)

ü Свищет, воет (что?) - …(ветер)

ü Замерзают (что?) - … (реки)

ü Дети лепят (что?) - … (фигуру снеговика)

ü Деревья зимой (какие?) - … (голые)

ü Снег (какой?) - … (белый, холодный и т. д)

ü Дети зимой одеты (как?) - … (тепло)

3.Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней.                                  Логопед помещает на наборное полотно картину «В зимнем парке», (приложение №2) задает детям вопросы и предлагает выполнить задания.

Логопед. Я вам предлагаю составить рассказ о зиме. Львёнок запомнит наш рассказ и расскажет его своим друзьям в Африке.

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

- Расскажите о земле. Как она выглядит?

-Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на во­прос  «Какой?» Начните ответ со слова снег. (Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.)

- Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо. (Небо светлое, чистое, высокое).

- Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? На­чните ответ со слова деревья. (Деревья голые, заснеженные).

- Что делают в парке дети? ( Гуляют,  катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют со Щенком в снегу).

- Как они одеты? Почему?  (Одеты тепло.  На улице холодно,  мороз).

- Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке? ( Детям нравится гулять в парке. Им весело).

Рассказ. Наступила зима. Выпал белый, пушистый, холодный снег. В парке вся земля и деревья были белые, нарядные. Дети обрадовались снегу. Одели тёплую одежду, обувь и пошли в зимний парк.  В парке дети катались на санках, лыжах, строили снеговика. Им весело. Детям нравится гулять в парке.

4. Работа по мнемотаблице. (см. приложение №3) Пересказ.

Логопед берёт в руки игрушку – львёнка. Идёт голосовое сопровождение львёнка.

  Львёнок. Спасибо вам. Я запомнил ваш рассказ о зиме и могу рассказать своим друзьям, но мне надо торопиться домой. До свидания!

Логопед. Львёнок улетел на родину, а мы продолжаем говорить о зиме. Предлагаю поиграть.

5. Игра «Снеговик»

Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже зна­комое упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок,                      Идут по кругу, изображая, будто                                                                

Кати по снегу свой снежок.                     катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,              «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех комков

Его улыбка так светла!                                     Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                           Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, вста­ют прямо, как бы держат воображае­мую метлу.

Но солнце припечет слегка —                Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.                                   Разводят руками, пожимают плечами.

6.Упражнение «Вьюга».

Логопед предлагает детям остаться на ковре, раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. На крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля. Звучит звуковое сопровождение вьюги.

Логопед. Кто в трубе печной завыл?

                Кто ворота отворил?

                Кто там воет, завывает,

                Все дорожки заметает?

                Кто бросает снег в лицо,

              Наметает на крыльцо? (вьюга)

Логопед.  Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонталь­ном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.  Вот так.     

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно  выполняется детьми 34 раза.

7. Игра «Вьюга»

Логопед предлагает детям пройти к магнитной доске и помеща­ет на нее картину с изображением вьюжного зимнего дня. (приложение №4)

Логопед. Эта картина называется «Вьюга». Как можно на­звать вьюгу по-другому? Что такое вьюга? ( Метель, буран, сильный ветер со снегом).

Логопед. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь  звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать  или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны  петь, и наоборот.   

Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой

8. Окончание занятия.  Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия " Зима" 1.04 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему "Зима" (вторая младшая группа).

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация,художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.Цели: обогащение яркими впечатлениями через художественн...

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: "Осень" (старшая группа)

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: «Осень» (старшая группа) Цель - обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнени...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с применением ИКТ для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зима"

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли....

Конспект занятия по развитию речи на тему «Одежда наша» в старшей группе детей

Конспект занятия по развитию речи на тему «Одежда наша» в старшей группе детей Цель: расширить словарный запас по теме: «Одежда» и закрепление знаний по теме.Задачи:&mdash...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему "Фрукты" в старшей группе детского сада

Данный конспект поможет логопедам и воспитателям в интересной и игровой форме закрепить знания детей о фруктах, развить речь и увеличить словарный запас детей....