"Наши пальцы смелые, дружные, умелые" НОД с интеграцией образовательных областей "Речевое развитие" "Познавательное развитие" для средней логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Абдюшева Наиля Алексеевна

Занятие посвящено развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук. Показаны разнообразные приемы:  с использованием массажных мячиков и ковриков, дорожек с пуговицами, бельевых прищепок и т.д. Совершенствуется умение согласовывать движения с ритмом стихотворного  текста.

Актуализируются знания детей о птицах, их внешнем виде, умение различать домашних и диких птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Программное содержание: 

      - актуализировать знания детей о птицах, их внешнем виде, месте обитания, различать домашних и диких птиц;

      - актуализировать и расширять словарный запас;

      - закреплять навык правильного употребления существительных в винительном падеже и глаголов прошедшего времени;

      - развивать движения мелких мышц кистей рук, их направленную активность; последовательно переключать движения пальцев рук;

      - развивать чувствительность пальцев рук;

     - учить детей распределять внимание между образцом, демонстрируемым педагогом и своей деятельностью;

     - совершенствовать умение согласовывать движения с ритмом стихотворного текста.

     - закреплять умение проводить линии по пунктирам;

      Оборудование: дорожки с пуговицами, счетные палочки, массажные мячики и коврики, цветные «мягкие» прищепки с силиконовым покрытием, пластмассовые крышечки, цветные карандаши, пунктирный рисунок птиц, музыкальный центр, аудиозапись спокойной и веселой музыки, мультимедийный проектор, изображения поезда, птиц,.

ХОД НОД:

        1.Организационный момент.

         На экране изображения различных птиц.

         Логопед:  Дети, посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в гости.  Они приглашают нас  в увлекательное путешествие. 

        2. Упражнение «Цепочки»

        Логопед: А вот и веселый поезд, на котором  мы отправимся в увлекательное путешествие. Занимайте свои места и выполним веселое упражнение для пальчиков.

        Дети сцепляют одноименные пальцы и потягивают их в противоположные стороны. Руки разводятся в противоположные стороны

Мы сцепились, как вагоны:             1-й – 1-й,  2-й – 2-й

Дайте нам скорей «зелёный»!         3-й – 3-й, 4-й – 4-й

Так же, крепко взяв за руку,            5-й – 5-й

Объяснял дедуля внуку:                  ладошки здороваются

«Много есть людей вокруг -            пальцы обеих рук сплетаются в замок,    

                                                            сначала правая рука сверху,

Всех важнее верный друг!               затем – левая.

Он тебя всегда поймет                      ладони обхватывают запястья,                          

И на выручку придет!»                     «здороваясь», руки меняют положение

       3.Упражнение «Внимательные пальчики»

       Логопед: Молодцы, наши пальчики стали сильнее,   мы можем отправляться в путешествие. Но посмотрите  в окошко – перед нами болото, и кто-то там гуляет.  

      На экране – изображение цапли .

Давайте погуляем вместе с цаплей. Но мы будем идти по кочкам. Будьте внимательны.

         У детей на столах коврики с нашитыми пуговицами разного размера. Дети «шагают » по пуговицам средним и указательным пальцами на каждый ударный слог  сначала одной рукой, а затем - другой.

    Цапля ходит по болоту

    На прогулку, на работу –

    Очень нужно цапле там

    Взять еду своим птенцам.

         Логопед: Оказывается, цапля не просто гуляет по болоту, а она  - что делает?

          Дети: Добывает корм  себе и птенцам.

          4.Упражнение со счетными палочками.

         Логопед: К нашей цапле, кажется, пришли гости.

          На экране появляется изображение журавля и аиста.

          Логопед: Дети, кто знает, что это за птицы?

         Ответы детей. У детей на столах по 4 счетных палочки. Дети  берут счетную палочку одноименными пальцами, выполняют упражнение, начиная с  указательных пальцев  – к мизинцам.  На каждую строчку – по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли,                2-й – 2-й

Вы длинней найдёте, вряд ли.                 3-й – 3-й

Клювом меряться пришли                       4-й – 4-й

Аисты и журавли.                                     5-й – 5-й

         5. Упражнение с массажным ковриком «Дятел»

        Логопед: Погостили немного, пора оправляться дальше в путь. Но послушайте, что это за стук.

       На экране появляется изображение дятла и звучит стук дятла о дерево.

       Дети называют птицу.

       Логопед: Верно. Это дятел стучит по дереву. Так он достает из-под коры жучков, которыми питается. Давайте поиграем  с дятлом.

       Дети берут фрагмент коврика «травка», кладут на колени и выполняют движения, проговаривая текст.

Дятел-дятел               машут кистями рук, как крыльями

Сел на сук.                 кладут ладошки на коврик
Тук-тук-тук
                стучат большими пальцами обеих рук по коврику
Тук-тук-тук                повторяют те же движения указательными
Тук-тук-тук                затем средними
Тук-тук-тук                после этого безымянными
Тук-тук-тук                и мизинцами
Долбит сук.                два удара кулачками  по коврику.

    6.Физминутка  «Гусята»

     Логопед: Наше путешествие продолжается. А это что за веселая семейка?

     На экране – изображение гусыни с гусятами, курицы с цыплятами, утки с утятами

    Дети перечисляют взрослых птиц и птенцов. 

    Логопед: Гусята приглашают нас сделать с ними зарядку.

    Звучит веселая музыка. Дети выходят на ковер.

Вышли гусятки                          руки согнуты в локтях, на уровне груди
Утром на зарядку.
                     разводим руки в стороны
Наклонялись, приседали,
         наклоны и приседания
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали
           бег в разных направлениях
Туда-сюда.
Так они старались
                     проводим рукой по лбу, «вытирая пот»
Даже запыхались.                      
глубокий вдох через нос, выдох ртом.

      7.Самомассаж пальцев прищепками. Упражнение  «Гусенок»

      Логопед: Молодцы! Один гусенок загрустил и отстал. Он, кажется, проголодался.

      Дети берут по одной бельевой прищепке. «Прищепляем» поочередно ногтевые фаланги пальцев. На каждый ударный слог переставляем прищепку на следующий палец.

 Левая рука

5               4              3         2

Вот проснулся, встал гусенок,

    2            3          4            5

Пальцы щиплет он спросонок.

  Правая рука

      5         4          3           2

- Дай, хозяйка, корма мне

   2             3       4           5

Раньше, чем моей родне!

       8. Упражнение с массажным мячом.

        Логопед: Гусенок очень доволен. Он подарил нам мячики. Давайте поиграем с ними. А заодно узнаем, где находят корм птицы, которые не живут у человека.

Ищет птичка и в траве,                  круговые движения между ладонями

И на ветках, и в листве,                 сжимать мячик левой, затем правой рукой

И среди больших лугов                 движения ладонями вперед-назад

Мух, червей,                                   перебрасывать  мяч из руки

слепней, жуков                               в руку.

       9. Упражнение с крышками.

       Логопед: В теплое время года птицам легко находить корм, но зимой птицы голодают и могут погибнуть от голода. Помочь птицам можем  мы с вами, если будем делать кормушки и наполнять их кормом.

Наше путешествие продолжается. Хотите прогуляться по лугу?  А вот и тропинка. Но, кажется, здесь недавно прошел дождик, нужно обуть наши пальчики.

        Дети берут пластмассовые крышки и «надевают» на указательный и средний пальцы, как обувь. «Шагают» пальцами, не отрываясь от поверхности стола и издавая шуршащий звук.

Наши пальчики, как ноги,                 «шагает» правая рука вперед

Побежали по дороге.                           «шагает» назад

Очень быстро мы бежали                   смена рук -  «шагает» вперед

И немножечко шуршали.                    затем назад  

       10. Рисование оп пунктирам.

       Логопед: Веселая тропинка привела нас обратно в детский сад. И здесь наши друзья – птицы приготовили нам сюрприз.  Они оставили рисунки со своим изображением, но немного нечеткие. Нужно завершить рисунок – обвести по контуру и разукрасить. Возьмите любой рисунок и назовите птицу, которую вы выбрали. Если кто-то забыл,  какой цвет выбрать для своей птицы – ищите подсказку на экране.  

        На экране появляются изображения птиц.

        Дети выбирают рисунок,  рассказывают: «Я взял(а), выбрал(а))  рисунок цапли (дятла, гуся, аиста и т.д.)»  и выполняют задание. Звучит спокойная музыка.

       11.  Итог занятия.

       Логопед: Дети, вспомните, о ком мы сегодня говорили. Что вам понравилось и запомнилось?

       Ответы детей.  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности область коммуникация в средней логопедической группе на тему "Дикие животные"

Вашему вниманию предлагается  конспект непосредственно образовательной деятельности область коммуникация в средней логопедической группе на тему "Дикие животные". В конспекте представлен материал...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Маленькие ученые» в средней логопедической группе

Конспект  непосредственной образовательной деятельности     «Маленькие ученые»  в  средней  логопедической  группе...

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Развитие речи» в подготовительной логопедической группе: «Чудесная пора, очей очарованье…».

Цель: Формирование фонетико-фонологической компетенции.Задачи: Образовательные: -закрепление знаний  о диких животных;-совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности;-ра...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней логопедической группы «Жизнь диких животных зимой»

Конспектзанятия по познавательно-речевому развитиюдля детей средней логопедической группы«Жизнь диких животных зимой»...