Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней логопедической группы «Жизнь диких животных зимой»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Солянникова Елена Михайловна

Конспект

занятия по познавательно-речевому развитию

для детей средней логопедической группы

«Жизнь диких животных зимой»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ручеёк»

        

Конспект

занятия по познавательно-речевому развитию

для детей средней логопедической группы

«Жизнь диких животных зимой»

Солянникова Елена Михайловна,

воспитатель, первая квалификационная категория

г. Усть-Илимск

Культурная практика: познавательно-речевая деятельность.

Культурно-смысловой контекст: использование дидактического материала в игровой и познавательной деятельности.

Цель: создание условий для совершенствования грамматического строя речи у детей с ОНР через дидактические игры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Задачи: 

  • Закреплять знания о жизни диких животных зимой: о повадках, где живут, чем питаются.
  • Обобщать понятие – дикие животные (белка, лиса, заяц).
  • Расширять грамматический строй речи предложно-падежными конструкциями, употреблением существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия.
  • Развивать чувство ритма; слуховое, зрительное внимание;  координацию движений, тонкой и общей моторики.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Обогащение  словарного запаса: предлоги – в, на, за, от; белка(и), лиса(ы), заяц(а),

Предварительная работа: дидактическая игра «Кто, где живет?», разучивание самомассажа с шишками сосны.

Материалы и оборудование: корзинка с шишками; картина с дикими животными, дидактические игрушки (заяц, белка, лиса); картинки со следами; дидактические игры: «Кого не стало?», «Кто, где живёт?»; ноутбук, музыкальный файл с музыкой Е. Железновой.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, какое сейчас время года? Чем интересным можно заниматься на улице зимой? А кто-нибудь из вас был зимой в лесу?  Ребята вы хотите отправиться на прогулку в зимний лес? (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: Тогда пора собираться в дорогу.

Игровая ситуация: Дети идут за воспитателем под музыку «Мы шагаем по сугробам» и приходят на снежную полянку.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Посмотрите, как красиво и тихо в зимнем лесу. Какой здесь чудесный морозный свежий воздух. Давайте подышим, будем вдыхать, и выдыхать носом.

Дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 2-3 раза.

После дыхательной гимнастики дети подходят к картине с изображением диких животных.

Дидактическая игра «Кого не стало?».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).

Ход игры: воспитатель с помощью плоскостных фигур собирает на магнитной доске картину.

Воспитатель: Каких животных вы видите на картинке? (Дети высказывают свое мнение).

Да! Ребята это дикие животные, а где они живут? Что они делают? (Дети высказывают свое мнение).

1-ребёнок. Белка сидит на дереве.

2-й ребенок. Медведь спит в берлоге.

3-й ребенок. Заяц бежит по снегу.

4-й ребенок. Лиса гонится за зайцем.

Воспитатель: А сейчас вы закроете глаза, и я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало? (поочередно убирает изображения животных).

Кого не стало? (Дети высказывают свое мнение).

Игровая ситуация: слышен звук хруста снега под ногами.

Воспитатель: Ребята, вы слышите …, что это за шум? (Дети высказывают свое мнение).

Смотрите, что это под ёлочкой? (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель находит под ёлочкой следы. 

Ой, а кто оставил это следы? Кто это тут ходил? (Дети высказывают свое мнение).

Рассматривание следов с последующей беседой.

Воспитатель:  Кто оставил эти следы, мы узнаем, когда отгадаем загадку.

Загадывание загадки.

Любит он морковку кушать,

Оттопырив кверху уши.

Наш пугливый «попрыгайка»,

Детки, кто же это?… (Зайчик)

Воспитатель:  Правильно, зайчик! (Дети под ёлочкой находят зайчика).  Ребята зайчику холодно он замерз.  Скажите если нам холодно, как мы согреваемся? (Ответы детей). Давайте вместе с зайчиком погреемся и поиграем.

Подвижная игра под музыку Е. Железновой «Зайка прыгал».

Цель. Развивать  чувство ритма и такта. Улучшить общую и мелкую моторики. Развить внимание, память и слуховое восприятие.

Зайка прыгал, прыгал, прыгал,

Прыгал и устал (прыгаем).

Хвостиком пошевелил (виляем),

Ушки вверх поднял (руками делаем «ушки» над головой).

Зайка прыгал, прыгал, прыгал,

Прыгал и устал (прыгаем).

Хвостиком пошевелил (виляем),

Ушки вверх поднял (руками делаем «ушки» над головой).

И услышал зайка тихий,

Очень тихий звук (прикладываем руку к правому уху и поворачиваемся вправо, так же влево).

Посмотрел по сторонам (делаем рукой «козырек» над глазами, поворачиваемся вправо, так же влево),

В норку прыгнул вдруг (подпрыгиваем на месте или прыгаем вперед).

Игровая ситуация: Звук падения снега с дерева.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это за шум? Что это упало? А как вы думаете, откуда он упал? (Дети высказывают свое мнение).

Ой! Ребята тут чьи-то следы. Воспитатель показывает следы под ёлочкой. А чьи это следы? (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: А чтоб узнать, чьи они мы с вами отгадаем загадку.

Загадывание загадки

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

Воспитатель показывает игрушечную белку.

Воспитатель: Ребята, а белка что любит кушать? (Дети высказывают свое мнение).

Белочка принесла шишки и хочет с вами поиграть.

Игровой самомассаж с шишками сосны. 

Цель. Развитие мелкой моторики рук. Снятие тревожности, улучшение эмоционального состояния.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

Надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и в середину ладони.

Игровая ситуация: Звук хруста снега под ногами. Игрушечная белка прячется.

Воспитатель: Ой! А кто, это там крадется?  (Дети высказывают свое мнение).

Дети находят ещё одни следы.

Рассматривание следов и провидение беседы.

Воспитатель:  Вот мы сейчас с вами и узнаем, кто оставил это следы?

Загадывание загадки

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — …(Лиса)

Воспитатель: Ребята лисичка хочет с вами поиграть. Она приглашает вас за стол. Поселим лесных  животных в свои домики?

Дидактическая игра «Кто, где живёт?».

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На столе картинка с изображением диких животных (медведь, лиса, белка, заяц). И  их жилищами (нора, берлога, дупло, куст).

Дети соединяют линии с соответствующим изображением жилища.

Белка живет… в дупле.                                    

Медведь живет… в берлоге.

Лиса живет …в норе.  

Заяц живет …под кустом

Игровая ситуация: Звук метели в зимнюю пору.

Воспитатель: Ребята, в лесу становиться холодно нам пора возвратятся в группу. Под музыку шагают и подходят к картине с изображение диких животных.

Рефлексия: 

Ребята, вам понравилось наша прогулка? (Дети высказывают свое мнение).

Если вам было весело, интересно, то возьмите смайлик с улыбкой. А если вам было неинтересно и скучно, то возьмите гарусный смайлик.

Каких животных мы сегодня встретили в лесу? (Дети высказывают свое мнение).

Следы, каких животных вы видели? (Дети высказывают свое мнение). 

А где еще мы можем с вами увидеть следы? (Дети высказывают свое мнение).

В группе мы с вами можем рассмотреть следы других диких животных, поиграть с животными и попробовать сделать следы. А на участке рассмотреть следы птиц, белочек, собак.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные

Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные: ...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Жизнь диких животных зимой"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»  Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные:...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Лесные жители просят о помощи в зимнем лесу. Им хоодно и голодно....