Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста по теме Дифференциация звуков Л – Л’. «Поможем Золушке».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Цели:

  • Закрепить навыки различения звуков Л – Л’ в словах, фразах.
  • Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, умение соотносить символ со звуком.
  • Закрепить навыки словообразования прилагательных от существительных.
  • Закрепить умение составлять загадки.
  • Активизация словаря по теме: «Цветы».
  • Развивать память, внимание, мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста  по теме:

Дифференциация звуков Л – Л’. «Поможем Золушке».

                                     Цели:

  • Закрепить навыки различения звуков Л – Л’ в словах, фразах.
  • Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, умение соотносить символ со звуком.
  • Закрепить навыки словообразования прилагательных от существительных.
  • Закрепить умение составлять загадки.
  • Активизация словаря по теме: «Цветы».
  • Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: Картинки-отгадки (ласточка, дятел, лиса, апельсин).      

Мешочек с орехами (фундук, грецкий орех), синяя, зелёная мисочки. Корзина с фруктами, ягодами, мяч. Символы звуков Л – Л’, картинки с цветами (ландыш, гладиолус, колокольчик, подсолнух, василёк, анютины глазки, тюльпаны, лилии). Синяя, зелёная веревочки, бусинки-карточки с предметами, в названии которых есть звуки Л – Л’. Аудиозапись песен из кинофильма «Золушка».

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Дети сидят на ковре, Логопед загадывает загадки.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.

                            (ласточка)

Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под корой –   всё равно он будет мой.

                              (дятел)

Хвост пушистый. Мех золотистый.

В лесу живет. В деревне кур крадет.

                             (лиса)

Ношу оранжевый наряд, и мандарин мой младший брат.

Мой старший брат – синьор грейпфрут,

Кто назовёт, какой я фрукт?

(апельсин)

На магнитную доску выкладываются картинки – отгадки. Детям предлагается определить первый звук в отгадках ласточка, лиса, последний в слове дятел,  где находится звук  [Л’] в слове апельсин?

2) Сообщение темы занятия:

Сегодня мы будем повторять звуки  [Л, Л'].

 По наводящим вопросам  дети дают  характеристику звуков [Л, Л']. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [Л]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [Л]? (Синим) Какая мягкая пара у звука [Л]? Каким цветом обозначается звук [Л']? (Зеленым).

3) Сюрпризный момент. Появляется Золушка.

Звучит музыка (песня Золушки в лесу), появляется Золушка. Она расстроена. Логопед спрашивает  детей: « Узнали ли Вы гостью? »  Дети: «Это Золушка».

Логопед предлагает детям позвать ее и спросить, почему она плачет? Золушка рассказывает детям о том, что она мечтала полюбоваться королевским баллом, но матушка задала ей столько дел, что до утра не переделать: перебрать в мешке орехи, сварить варенье, поставить в комнаты сестриц букеты цветов, собрать бусы.

Логопед предлагает детям помочь Золушке.

4) Д/игра «Подскажи словечко»        

Первое задание злой мачехи – перебрать орехи. Перед детьми ставится мешочек с орехами. Детям предлагается разложить орехи по сортам  (в зеленую мисочку кладем фундук, в синюю – грецкие орехи) и  одновременно припомнить слова со звуками  [Л, Л’].

5) Д/игра «Сварим варенье, компот» (игра с мячом)

Золушка показывает детям корзину, в которой лежат фрукты, ягоды (яблоко, апельсин, слива, клубника, лимон, малина).

Логопед называет фрукт (ягоду), бросает мяч ребенку, просит назвать, какое варенье получилось (компот получился), н-р: Варенье из яблок – яблочное варенье, компот из яблок – яблочный компот и т.д.

 6)  Д/игра «Составь букет»

Следующее задание злой мачехи – поставить в комнаты сестриц букеты цветов.  Поможет нам в этом игра «Составь букет».

Звуки  в наших играх обозначаются символами, давайте припомним какое значение у символов, которые я вам покажу. Дети называют символы: синий кораблик - твердый звук [Л], зеленый кораблик - мягкий звук [Л’].                                                                                                     Детям раздаются символы, которые нужно обменять на карточки с цветами в названии, которых есть звуки [Л, Л’].  

 7) Физминутка. (Проводит Золушка)

8) Д/игра «Собери бусы», «Составление загадок».

Последнее задание злой мачехи – собрать бусы.

Перед детьми  кладутся две веревочки (синяя и зеленая). В соответствии с цветом веревочек подбираются бусинки-карточки (на синюю веревочку накладывают карточки со звуком Л, на зеленую со звуком Ль). В конце игры детям предлагается составить загадки о предметах, изображенных на карточках, загадать их участникам. 

Логопед: «Все задания злой мачехи выполнены,  Золушка должна подготовиться к балу».

 

   10) Итог занятия.

Логопед  спрашивает  детей о том, какие звуки помогли  справиться с заданиями злой мачехи?    Припомните, какие поручения по дому нужно было выполнить Золушке?  Какие задания, игры вам понравились, почему? В каких заданиях испытывали трудности?

    Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей выполнить задания.

На прощанье Золушка предлагает детям потанцевать (звучит мелодия «Добрый жук»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В. Тема." Дифференциация звуков К - Т"

Тема. Звуки К - Т.   Цель. Закрепить навыки четкого произношения звуков.   Задачи образовательные: 1.            Повторить характе...

Фронтальное логопедическое занятие с детьми старшего возраста по теме «Весна»

Цели: обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.Образователъные:— формировать у детей навык целенаправлен¬ного восприятия серии картин;Развивающие:— закреплять у детей навыки соста...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы на тему: "Осень"

Занятие посвящено закреплению и обогащению словаря по теме, развитию общих речевых навыков, включает грамматические задания и работу над связной речью. Используются элементы ТРИЗ (Метод фокальных объе...

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по теме «Дифференциация звуков С – З»

Цели:1.   Автоматизация, дифференциация звуков С, З в слогах, в словах, в стихах.2.   Развитие звукового анализа. Развитие слухового внимания и памяти.3.   Определение по...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста на тему: «Путешествие в страну звуков» с использованием ИКТ

Задачи:  Коррекционно - образовательные:Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования;дать понятие «буква»,формировать фонематическое воспр...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....