Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей
консультация по логопедии на тему

Истомина Юлия Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istomina.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11».

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей.

                                   Подготовила: Воспитатель Истомина Ю.А

                               Г.Троицк

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей.

ТРИЗ-это теория решения изобретательских задач.Это наука изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методология решения проблем.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Цель ТРИЗ- не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ технологию называют РТВ(развитие творческого воображения). ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем» В настоящий момент программа ТРИЗ для дошкольников носит актуальный характер.Так как все занятия и игры,предполагают самостоятельный выбор ребенком темы,материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов,явлений  и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий-ключ к творческому мышлению.Регулярное столкновение с творческеими, исследовательскими задачами, в том числе с таким, на которые пока никто не знает ответа.Так же необходимы формирующемуся умы,как витамины-растущему организму.С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать,решать задачи творческого характера.

Хотелось бы остановиться на использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольника. Всем нам известно,что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как звукопроизношение, грамматический строй речи, (слообразование,словоизменение, развитие и т.д), связную речь.

Используя в работе элемнты ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

1.Принцип свободы выбора словаря -в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

2.Принцип открытости-нужно предоставить ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения) В условии творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3.Принцип деятельности-в любое творческое задание нужно велючать практическую деятельность.

4.Принцип обратной связи-воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций,так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5.Принцип идеальности-творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого задани, что позволяет максимально использовать возможности,знания и интересы детей.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.Обучая ребенка педагог должен идти от его природы.(Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития  человека в окружающем мире, т.е учет возрастного и индивидуальных подходов.Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать детям готовые знания,раскрывать перед ними истину,он должен учить ее находить.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

1.Занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути.Ребенка подводят к проблеме многофункционального исползования объекта.Например: мяч-как можно использовать предмет?

2. Это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте,явлении,когда что то в нем хорошо, а что топлохо, что то вредно, что то мешает,а что то нужно. Например «Хорошо-плохо»

3.Разрешение противоречий.Например: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие изменением агрегатного состояния вещества-воды. Вода будет в решете  в измененном виде (лед) и ее не будет,так как лед-это не вода. Решение задачи- перенести в решете воду в виде льда.

4.Изобретательство-основная задача научить детей искать и находить свое решение.Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего то новог. Например придумать новый стул,на котором вам хотелось бы сидеть.

5.ТРИЗ-решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности-игровую деятельность,речевую,рисование и т.д

6.На последнем этапе,опираясь на полученные знания,интуицию,используя оригинальные решения проблем,малыш учится находить выход из  любой сложной ситуации.Здесь воспитательно наблюдает.

Таким образом ТРИЗ не просто развивает фантазию,а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ погомает не только в развитии фантазии,мышлении,но и в развитии речи дошкольника…

                                Игры.

«Объяснялки»

Перед ребенком изображение яблони и ложки.Его задачи  составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке.Врослый начинает цепочку, ребенок продолжает.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

-В саду стояла яблонька, на которой…..

-Висели вкусные и спелые яблочки.

-Яблочки были спелые  и поэтому сами….

-Сами падали на землю.

-Так как яблочки падали, бабушка…

-Бабушка их собирала.

-Собрав яблоки,чтобы они не испортились, бабушка…

-Варила вкусное варенье.

-Варенье было вкусное,поэтому…

-Внуки ели его прямо ложками.

Можно предложить зарисовать получившуюся цепочку.

«Волшебные очки»

Цель: Формировать умение подбирать слова на звук, упражнять в соглосовании с прилагательным.

Ребенку предлагается надеть очки разного цвета, назвать предметы на заданный звук с использованием данного цвета.

Например: «с» и зеленые очки-зеленые санки,зеленое солнце,зеленая собака. Далее можно обсудить с ребенком получившиеся варианты-зеленая собака-когда это может быть? Игрушка или собака испачкалась зеленой краской и т.д

«Как это раньше делалось?»

Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход игры:

Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком.

Спрашивает детей,зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась. Например –Настольная лампа. Для чего она придумана? (что бы человеку было светло когда он пишет и т.д)

-Как освещалось помещение раньше, когда человек не изобрел еще лампу? (свечей,лучинкой)

-Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы)

-Как это раньше делалось? (на телеге, верблюде,лошади).

«Хорошо-плохо»

Перед ребенком предметные картинки:роза, мороженое, велосипед, компьютер. Воспитатель поочередно показывает картинку, рассмотрев их, ребенок высказывает свое мнение по каждому объекту, что в нем хорошего, а что в нем плохого. Например: _В розе хорошо, то что она красивая и приятно пахнет.

-Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.

-А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.

-Мороженное вкусное, и это очень хорошо.

-Оно охлаждает в жаркий день

-Плохо- может заболеть горло.

-Если съесть большой кусочек и он попадет на зуб, то может заболеть зуб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО: ОО "Познавательое развитие": "Преодоление стереотипности мышления дошкольников - ТРИЗ"...

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

Мастер -Класс " Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников"

Мастер класс Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»Провела воспитатель :Николаева Л.БЗадачи: распространение педагогического опыта.Цели:...

Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей"

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэто...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....