Обучение детей чтению «Как хорошо уметь читать!»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Зубкова Татьяна Николаевна

Как учить ребенка читать?

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь  правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном  синтетическом процессе принимают участие разные психические способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_chteniyu.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей чтению

«Как хорошо уметь читать!»

I этап

Развитие фонематического слуха:

- узнавание и различение неречевых звуков

- узнавание и различение речевых звуков

II этап

Развитие фонематического восприятия, как подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.

ЭТА СПОСОБНОСТЬ ВРОЖДЕННАЯ!

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1. способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2. способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3. способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Как учить ребенка читать?

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь  правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном  синтетическом процессе принимают участие разные психические способности ребенка.

Зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала.

Кинестетическое  (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.

Советы по обучению чтения

  • 1.Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть. При произнесении гласных звуков

Воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных звуков (их нельзя пропеть- и они

«согласны», чтобы их не пели.

Названия букв, произносится коротко М,Р…  

  • 2.Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.
  • 3.Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребенку, что звук мы слышим, а буквы  видим, читаем и пишем
  • 4.Учите слушать и определять место нахождения звука в слове.
  • 5.После гласных букв, переходим к ознакомлению с согласных букв.
  • 6.Объясняем детям, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
  • 7.Объясняем детям, что в нашей речи все звуки «дружат», поэтому  при чтении не рассыпаются.
  • 8.Обратить внимание детей на то, что без гласных не получится слога, а значит и слова не получится.
  • 9.Гласные второго ряда Е, Ё, Ю, Я произносятся кратко, не растягивая.
  • 10.Соединяя слоги в слова, обратите внимание детей на то, что слова нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.

Знакомство  с гласными звуками  и буквами

  • А     У     И     Э   Ы   О

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ

Кто  из  детей  произносит АУ, а кто  УА? Прочитай!

Дети находят гласные звуки в трех-звуковых словах.

Знакомство с согласными звуками и буквами

Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными.

Твердый согласный звук обозначается синей фишкой.

Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой.

Согласные звуки могут звонкими и глухими

Прочитаем вместе слова:

  • Мама
  • Папа
  • Бабушка
  • Дедушка

Играем вместе с детьми

Назови всё, что нарисовано на картинке.

На какой звук  оканчивается каждое слово?    

Какой предмет в каждом ряду лишний?

ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК «К» В СЛОВЕ?

Выбери картинку, в названии которой 5 звуков.

Определение последовательности звуков в слове

Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.

РРРРРАК

РАААААК

РАККККК

ПРИ ЧТЕНИИ ТИПИЧНЫ ОШИБКИ:

1. трудности слияния звуков в слоги и слова;

2. взаимные замены фонетически или    артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих);

3. побуквенное чтение;

4. искажение слоговой структуры слов;

5. слишком медленный темп чтения;

6. нарушения понимания прочитанного.

К НЕДОСТАТКАМ ПИСЬМА ОТНОСЯТСЯ:

     замены букв, пропуски гласных;

     пропуски согласных в их стечении;

     слияние слов на письме;

     раздельное написание частей одного слова;

     пропуски, перестановки слогов;

     орфографические ошибки.

Представление слова в виде модели

Реально представить слово дает

возможность картинка-схема его

звукового состава. На ней помещается

рисунок-предмет, под которой ряд клеточек,

которые последовательно

заполняются фишками (цветными).

Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Закрепление навыка звукового анализа слов

Выполните звуковой анализ слова МЫШКА 

Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА 

Деление слов на слоги

Знакомство с буквами

«Найди и обведи все буквы Э»

Почему так важно?  ( ответы коллег)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР «Как хорошо уметь читать!»

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение  детьми оптическ...

«Как хорошо уметь читать» Советы психолога о формировании интереса к чтению.

Советы психолога о формировании интереса к чтению....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...

Рабочая программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «Как хорошо уметь читать».

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Как хорошо уметь читать. Сценарий конкурса художественного чтения для детей 3-8 лет (04.12.22)

Конкурс проводится в целях активизации интереса детей к искусству слова, формирования у детей базовых культурных ценностей....