Обучение детей чтению «Как хорошо уметь читать!»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Как учить ребенка читать?
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе принимают участие разные психические способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей чтению
«Как хорошо уметь читать!»
I этап
Развитие фонематического слуха:
- узнавание и различение неречевых звуков
- узнавание и различение речевых звуков
II этап
Развитие фонематического восприятия, как подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.
ЭТА СПОСОБНОСТЬ ВРОЖДЕННАЯ!
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1. способность слышать есть данный звук в слове или нет;
2. способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
3. способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Как учить ребенка читать?
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе принимают участие разные психические способности ребенка.
Зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.
Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала.
Кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.
Советы по обучению чтения
- 1.Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть. При произнесении гласных звуков
Воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных звуков (их нельзя пропеть- и они
«согласны», чтобы их не пели.
Названия букв, произносится коротко М,Р…
- 2.Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.
- 3.Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребенку, что звук мы слышим, а буквы видим, читаем и пишем
- 4.Учите слушать и определять место нахождения звука в слове.
- 5.После гласных букв, переходим к ознакомлению с согласных букв.
- 6.Объясняем детям, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
- 7.Объясняем детям, что в нашей речи все звуки «дружат», поэтому при чтении не рассыпаются.
- 8.Обратить внимание детей на то, что без гласных не получится слога, а значит и слова не получится.
- 9.Гласные второго ряда Е, Ё, Ю, Я произносятся кратко, не растягивая.
- 10.Соединяя слоги в слова, обратите внимание детей на то, что слова нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.
Знакомство с гласными звуками и буквами
- А У И Э Ы О
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ
Кто из детей произносит АУ, а кто УА? Прочитай!
Дети находят гласные звуки в трех-звуковых словах.
Знакомство с согласными звуками и буквами
Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными.
Твердый согласный звук обозначается синей фишкой.
Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой.
Согласные звуки могут звонкими и глухими
Прочитаем вместе слова:
- Мама
- Папа
- Бабушка
- Дедушка
Играем вместе с детьми
Назови всё, что нарисовано на картинке.
На какой звук оканчивается каждое слово?
Какой предмет в каждом ряду лишний?
ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК «К» В СЛОВЕ?
Выбери картинку, в названии которой 5 звуков.
Определение последовательности звуков в слове
Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.
РРРРРАК
РАААААК
РАККККК
ПРИ ЧТЕНИИ ТИПИЧНЫ ОШИБКИ:
1. трудности слияния звуков в слоги и слова;
2. взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих);
3. побуквенное чтение;
4. искажение слоговой структуры слов;
5. слишком медленный темп чтения;
6. нарушения понимания прочитанного.
К НЕДОСТАТКАМ ПИСЬМА ОТНОСЯТСЯ:
замены букв, пропуски гласных;
пропуски согласных в их стечении;
слияние слов на письме;
раздельное написание частей одного слова;
пропуски, перестановки слогов;
орфографические ошибки.
Представление слова в виде модели
Реально представить слово дает
возможность картинка-схема его
звукового состава. На ней помещается
рисунок-предмет, под которой ряд клеточек,
которые последовательно
заполняются фишками (цветными).
Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Закрепление навыка звукового анализа слов
Выполните звуковой анализ слова МЫШКА
Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА
Деление слов на слоги
Знакомство с буквами
«Найди и обведи все буквы Э»
Почему так важно? ( ответы коллег)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"
Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-185298-1358952843.jpg)
Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР «Как хорошо уметь читать!»
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение детьми оптическ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-920540-1493292816.jpg)
«Как хорошо уметь читать» Советы психолога о формировании интереса к чтению.
Советы психолога о формировании интереса к чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968651-1509802118.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1117737-1580894433.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/11/picture-642312-1434030029.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «Как хорошо уметь читать».
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-95961-1482339718.jpg)
Как хорошо уметь читать. Сценарий конкурса художественного чтения для детей 3-8 лет (04.12.22)
Конкурс проводится в целях активизации интереса детей к искусству слова, формирования у детей базовых культурных ценностей....