Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Путешествие капельки» (ст. гр. под. гр.)
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Якушева Лира Александровна

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием. Систематизация знания и представления детей о роли воды для всего живого, необходимости её сбережения. Совершенствование навыков фразовой речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._ekologiya._aprel_18g.docx85.06 КБ

Предварительный просмотр:

 


http://ds5ishim.ru/sites/default/files/depositphotos_12492631-water-drop-looking-around-a-sign.jpg

 Тема: «Путешествие Капельки»
Цель: Систематизировать знания и представления детей о роли воды для всего живого, необходимости её сбережения. Совершенствовать навыки фразовой речи.
Задачи:
1. Активизировать, уточнить и пополнить словарный запас по темам «Вода», «Родственные слова», помочь детям осознать абстрактные явления природы, связанные с водой.
2. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку в схеме тела и на листе бумаги, эмоциональную оценку.
3. Закреплять навыки словообразования, падежного управления (Д.п., П.п.), составления предложений с заданным словом.
4. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, желание преодолевать трудности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием.
Оборудование: презентация, звуковые файлы (неречевые звуки, песня «Облака»), белые листы бумаги А4, трафареты-наклейки на каждого ребёнка (туча, ручей, озеро, капли, облако, солнце), предметные картинки по лексическим темам для обобщения, предметные картинки родственных слов, зеркала.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
Игра-приветствие «Здравствуйте».  Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись?

потереть глазки, сделать бинокль и посмотреть друг на друга.

Доброе утро, ушки! Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить ушки слона)

Доброе утро, ручки! Вы проснулись?

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши

Доброе утро, ножки! Вы проснулись?

Погладить ножки, потопать.

Доброе утро, дети! Мы проснулись!

Поднять руки вверх

И друг другу улыбнулись!

Улыбнуться друг другу.

2. Сообщение темы.
Прослушайте загадки:
Логопед:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

О чём эти загадки? (о воде)

Слайд 2 - 6.
Игра на развитие слухового внимания и восприятия «Звуки воды»
Дети прослушивают звуковые файлы и отгадывают:

- СЛАЙД 2 ручей журчит,

-  СЛАЙД 3 дождь идёт,

- СЛАЙД 4 море шумит,

- СЛАЙД 5 шум водопада.
- СЛАЙД 6 Кто же у нас сегодня в гостях? (капелька воды)

Логопед: Капелька познакомит вас с одним из удивительных явлений на нашей планете – круговоротом воды в природе. Вместе с капелькой мы отправляемся в путешествие.
- Вы согласны?

Дети: (Да)

Логопед: Вместе мы составим карты нашего путешествия, на карте мы будем отмечать, как путешествуют капельки воды. Сейчас ваши карты пустые, постепенно мы их будем заполнять.
- Покажите, где на карте правые углы, левые углы, какие углы вверху, внизу.
- Покажите правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол.

3. Основной этап.
а) Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Дети выбирают картинки и называют их обобщающими словами, затем объясняют, почему нужна вода. Ответ дают полным предложением.
     

Предлагаемые картинки:

Примерные        предложения:

синица, воробей, дятел (птицы)

Птицы пьют воду.

берёза, ёлка (деревья)

Деревьям нужна вода.

щука, карась (рыбы);

Рыбы живут в воде.

кузнечик, бабочка, жук (насекомые);                     

Насекомые пьют воду.

Слон, лев, волк (животные)                                     

Животные пришли пить воду.

Девочка, бабушка, мальчик (люди)                        

Людям нужна вода.

Ромашка, роза (цветы)                                              

Цветы засохнут без воды.

Камни, компьютер, телефон                                    

Им не нужна вода. Это неживые предметы.

                                                
Логопед: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды всё живое на земле погибнет, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

- Где есть капельки воды? (в море, океане, луже, речке, озере, ручейке, болоте, в пруду)

б) Артикуляционная гимнастика с зеркалами.
Логопед: А чтобы узнать, откуда появилась наша капелька, вам нужно будет сделать гимнастику.

1. Упражнение «Толстячок».    

Капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше.

2. Упражнение «Худышка».     

Из тучки выливается дождь.

3. Упражнение «Качели».         

Капельки капают из тучки на землю.

4. Чередование упражнений «Иголочка»- «Лопатка».     

Капельки сливаются в тоненькие ручейки, затем образуется широкая река, а из реки капельки попадают в море.

5. Упражнение «Чашечка».

Из моря капельки попадают в глубокий океан.

6. Упражнение «Грибок». 

В океане появились высокие волны.

7. Упражнение «Горочка»

Капельки катаются по высоким волнам.

8. Упражнение «Вкусное варенье».

Над океаном выглянуло яркое солнце.

9. Упражнение «Фокус»          

Капельки стали легкими, и ветерок их поддувает вверх.

Логопед: Кто мне скажет, откуда появилась наша капелька?

Дети: (из тучки)

Логопед: На ваших картах в правом верхнем углу наклейте тучку.

в) Подбор слов-действий.
Логопед: Что можно делать с водой или при помощи воды? Ответьте, одним словом. За каждый ответ вы будете получать капельку.
Примерные ответы детей: пить, поливать, купаться, мыться, тушить, варить, плавать, рисовать, стирать, обливаться, плескаться, промокнуть, сделать фонтан.

Логопед: Откуда падают капельки на землю? (из тучки)

Нужно приклеить капельки на карту.

г) Подвижная игра «Прыг-скок».
Логопед: Поиграем с нашей капелькой. Дети становятся в одну линию. При слове «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Конкурс проводится в быстром темпе.
Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» — берег, земля, остров. Прыгающие невпопад дети выбывают, победителем становится последний игрок — самый внимательный.

 Слайд 7.
Логопед: Внимание на экран!  (на экране появляется Вреднючка)

Логопед: это Вреднючка.

- Что она любит?  (грязь, мусор)

- Что может случиться с водой? (станет грязной, погибнет вода или исчезнет)
- Вреднючка забрала всю воду. Что теперь будет?
Возможные ответы детей: засохнут растения, животные погибнут, люди не смогут мыться и будут ходить грязными, земля высохнет и будет пустыня, исчезнут озёра, моря, океаны.
Не беда, капельки! Если нас будет много, что получится? (ручеёк)

Физминутка «Ручеёк»

4. Заключительный этап.
Дети, найдите  правый нижний угол,  приклейте на нашу карту ручеёк.
Логопед: Какая Вреднючка? (злая, чёрная)
- А вы знаете, почему она чёрная? Что она любит? (грязь, мусор)
- Как нам победить ее? (убрать грязь, мусор; беречь воду: не тратить её попусту; не вырубать леса; быть добрыми к природе)
- Найдите левый нижний угол,  приклейте там озеро на нашу карту.
Подбор родственных слов к слову вода.

Дидактическая игра «Найди родственников»
Хлопните в ладоши, если услышите родственное слово к слову ВОДА, топните ногами, если слово неродственное к слову вода.
Вода, водолаз, водитель трамвая, водоём (фото), водоворот, проводить домой, водяной, водопровод, водопад, провод, водовоз.
Возьмите капельки, берегите, чтобы они не попали к Вреднючке.

Дидактическая игра «Скажи ласково»
Вреднючка не любит добрые и ласковые слова, назовём их и победим ее.
Вода – водичка, струя – струйка, водопад – водопадик, капля – капелька, дождь – дождик, река – речка, пруд – прудик, дождь – дождик.
Возьмите капельки, берегите, чтобы они не попали к Вреднючке.

СЛАЙД8

Логопед: От ваших ласковых слов выглянуло солнышко.
Логопед: Какое оно? (тёплое, яркое, жёлтое, ласковое …)
Приклейте солнышко вверху посередине на карте.
Вреднючка не выдержала такой доброты, чистоты и тёплого солнца, поэтому исчезла.
Логопед: Теплые солнечные лучи подхватили капельки из озера, и они устремились прямо вверх на небо.

Приклейте капельки на карту. (Дети приклеивают капли)

Слайд 9
Логопед: «Прощайте!» - прокричала нам капелька и тоже устремилась вверх на облачко, где её ждали такие же капельки.
Поможем капельке найти облачко.
Звучит музыка «Облака – белогривые лошадки». Дети с белыми шариками образуют круг и поют песню, идут по кругу, выполняя танцевальные движения.
Логопед: Что получилось из капелек? (получилось белое облачко).
Найдите левый верхний угол и приклейте белое облачко.

Из чистого озера вверх поднимаются капельки к облачку.

5.Итог.
Логопед: Капелька оставила вам подарок: карту своего путешествия. Это круговорот воды в природе. Капельки всегда возвращаются обратно!

Рефлексия.
Логопед: Наше занятие подходит к концу. Предлагаю вам отправиться в море на поиски новых знаний.
- Кому на занятии было легко и всё получалось, тот возьмёт зелёный кораблик.
- Кому на занятии было интересно, но немного трудно выполнять задания, тот возьмёт оранжевый кораблик.

Дети наклеивают кораблики

Слайд 8.
Логопед: Скажем дружно: Счастливого вам плаванья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Дети вместе с логопедом отправляются в сказку Б.Вовк "Чьи цветы лучше".  В путешествии дети загадывают загадки о временах года, слушают сказку Б. Вовк "Чьи цветы лучше", играют в подвижную игру "...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...