Проектная деятельность как средство поддержки инициативы к дошкольников в процессе преодоления ОНР.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Брагина марина Геннадьевна

В работе обозначена роль технологии проектирования в поддержке коммуникативной, двигательной, творческой. познавательной инициатив и инициативы как волевое усилие у воспитанников группы ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Проектная деятельность как средство поддержки инициативы у дошкольников в процессе преодоления общего недоразвития речи».

Марина Геннадьевна Брагина.

Учитель – логопед детского сада № 95 города Каменска – Уральского Свердловской области.

Аннотация. В статье рассматриваются способы поддержки инициативы у дошкольников. Актуальность обусловлена направленностью ФГОС ДО на создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала  каждого ребёнка с учётом его  интересов и познавательных действий.

Ключевые слова: поддержка инициативы, проектная деятельность, сотрудничество, самостоятельность.

(Слайд 1)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребёнка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной  установкой современного быстроразвивающегося мира (1.с.113).(Слайд2)  Целевые ориентиры  на этапе завершения дошкольного образования  определяются  независимо от формы реализации Программы, а также от характера и особенностей развития детей (5, с 14), что обеспечивает равные стартовые возможности выпускников общеразвивающих и коррекционно – развивающих групп.

ФГОС ДО предполагает,  что воспитанники группы ТНР   к семи годам владеют основными  культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательной деятельности, конструировании и других; способны выбирать себе род занятий, участвовать в совместной деятельности (5. с 15).

Современная наука предлагает  педагогам уникальное средство по конструированию социальной ситуации, которая способствует  поддержке детской инициативы и индивидуальности,  - технологию проектирования.

Проектная деятельность в ДОУ благодаря реализации деятельностного подхода и  сотрудничеству и сотворчеству со взрослыми делает ребёнка активным участникам образовательного процесса, позволяет осваивать опыт самостоятельной деятельности, создаёт привычку самому  искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

( Слайд 3) Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. определили следующие виды инициативы: творческая, коммуникативная, познавательная, двигательная, инициатива как целеполагание и волевое усилие. В ходе реализации проектной деятельности осуществлялась поддержка всех видов. Остановимся подробнее.

(Слайд 4)

Коммуникативная инициатива («деловая» инициатива) развивает умение организовывать какую – либо деятельность.

Способы поддержки:

- работа в парах, команде (развивает умение договариваться о совместных действиях. Проект «Да здравствует квест!»);

- взаимодействие со взрослыми в ходе реализации проектной деятельности (развивает умение обсуждать проектирование содержания).

Познавательная инициатива.

Способ поддержки:

-реализация проектной деятельности.

Модель воспитательно  – образовательного процесса на основе изучения лексических тем позволила включить их  в проектную деятельность. В реализации проектной деятельности заняты все участники образовательных отношений: родители, дети, учитель – логопед, воспитатели. Краткосрочная проектная деятельность предполагает проведение традиционных форм работы (познавательное занятие воспитателей, фронтальные занятия учителя - логопеда по развитию лексико – грамматических категорий, синтаксических умений, связного высказывания у детей с ОНР) и нетрадиционных. К нетрадиционным формам относятся  работа по вопроснику «Мы познаём  мир» в начале проекта и совместное создание родителями  и детьми творческого продукта в конце проекта. По инициативе родителей отобраны  темы для реализации краткосрочных познавательных проектов (таблица 1).

Таблица 1.Проекты, реализуемые в подготовительной группе.

Лексическая тема

Название проекта

Творческий продукт

Зима. Зимующие птицы.

«Покормите, птиц!»

Стенгазеты.

Животный мир океана.

«В гостях у капитана Немо».

«Подводная энциклопедия»

Животные жарких стран.

«Загадки для закладки».

Закладки

Моя страна.

«Наш дом –Россия»

Макет

«Хоровод дружбы на Красной площади».

Рождество

«Рождественская дорожка»

Папка - раскладка

Защитники Отечества

«Как дед мой и папа хочу быть солдатом!»

«Солдатская летопись»

«Моя семья»»

«Откуда я родом»

«Генеологическое дерево»

«Сочиняем сказки».

(долгосрочный проект)

Галерея рисунков.

«Читайка» (по произведениям К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова)

(долгосрочный проект)

         Викторина «Дело было вечером, делать было нечего…»

«Да здравствует квест!»

(долгосрочный)

Брошюра  «Мы познаём мир», составленная учителем – логопедом, включает вопросы по лексическим темам, на которые воспитанники могут ответить самостоятельно либо с помощью взрослых, используя различные источники информации (научная и художественная литература, интернет – ресурсы, киноматериалы, интервьюирование взрослых, семейные и армейские альбомы). Таким образом поддерживается познавательная инициатива.

В период реализации проектов по лексическим темам нетрадиционные формы работы заменяют  привычные домашние задания.

В процессе изготовления творческого продукта воспитанники развивают  воображение, учатся  у родителей пошагово планировать деятельность.

Заканчиваются проекты представлениями детьми творческих продуктов сверстникам и взрослым в виде связных рассказов (см. «Творческая инициатива»).

Творческая инициатива.

 Способ поддержки:

- в ходе реализации проектной деятельности создаётся индивидуальный творческий продукт.

Проект «Сочиняем сказки». Для  проекта отбираются лексические темы, не участвующие в реализации краткосрочных познавательных проектов. Воспитанники придумывают сюжет рисунка и «сказку» к этому рисунку ( 6 – 7 работ за год).  

Проект «Покормите, птиц!». Воспитанники выпускают стенгазету с заметкой.

Проект «Загадки для закладки». Воспитанники совместно с родителями сочиняют загадки   о животных жарких стран и размещают их на закладках.

Проект «Откуда  я родом?». Воспитанники создают генеалогическое древо своей семьи и составляют рассказ о родственниках.

Проект «Рождественская дорожка». Каждый воспитанник готовит фоторепортаж о каникулах. Затем репортажи  объединяются в общую «рождественскую дорожку».  Дети повествуют друг другу о сюжетах на фотографиях.

Проект « Как дед мой и папа хочу быть солдатом». Ребята на отдельном листе формата А-4 изготавливают открытку с фотографией военнослужащего и заметкой о нём.

Проект «Наш дом – Россия». Воспитанники вместе с родителями знакомятся с представителями одной – двух национальностей, населяющих Российскую Федерацию, и изготавливают их куклы – макеты. Затем составляются небольшие рассказы из 3 - 4  предложений о малой родине народа, обычаях, национальной одежде.

Проект « В гостях у капитана Немо». Ребята изучают понравившегося им представителя подводной фауны. Вместе со взрослыми выпускают брошюру  о нём и представляют брошюру сверстникам.

Инициатива как целеполагание и волевое усилие.

Учитель – логопед на индивидуальных и фронтальных занятиях, в ходе реализации проектной деятельности совместно с родителями мотивирует на постановку и удержание цели: «Зачем нужно научиться правильно произносить звуки?», «Для чего необходимо научиться различать звуки?», «Почему нужно научиться давать полные ответы на вопросы педагогов?», «С какой целью мы учимся пересказывать тексты?», «Для чего мы помогаем сказочным героям?», «Почему нужно аккуратно выполнять работы?», «Для чего необходимо доводить дело до конца?».

Фиксация результатов  поддерживает волевое усилие: «Почему ты научился правильно произносить звуки?», «Почему ребятам понравился твой рассказ?», «Почему ваша команда победила в конкурсе?», «Почему наша работа оказалась привлекательной для других детей (педагогов группы)?».

Двигательная инициатива.
Способы поддержки:

- Проект «Да здравствует квест!» Квест - это подвижная игра, где детишки бегают, прыгают, соревнуются, выполняют трудные задания на скорость и ловкость. То есть развиваются физически. Воспитанники стремятся к улучшению физической показателей (прыгнуть  дальше, пробежать быстрее). В течение учебного года проводилось пять квестов разной тематики: «Берегите природу!», «Сундучок деда Мороза», «Приключения желтого чемоданчика», «Поздравляем наших мам», «Космический квест».

Таким образом, применяемые мною способы поддержки детской инициативы у дошкольников в процессе преодоления ОНР, способствуют формированию компетентной, социально – адаптированной  личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Литература:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113–119.
  2. Домнина М. С.«Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Инфоурок.
  3. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. «Отслеживание развития ребёнка – дошкольника в образовательном процессе». nsportal.ru
  4. Матвеева М. И.  «Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО». vasilek-ds15-schel.edumsko.ru
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 « Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). www. consultant.ru, дата сохранения 27.11.2013

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ОБ АВТОРЕ (ЗАЯВКА)

ФИО автора (полностью)

Брагина Марина Геннадьевна

Место учебы (ВУЗ) / Место работы

Учитель – логопед детского сада № 95 города Каменска -  Уральского  Свердловской области

Форма обучения (очная или заочная), указать курс, бакалавриат / магистратура / аспирантура

Адрес, на который высылать электронную версию сборника

bragins-ledi@yandex.ru

Телефон (домашний, мобильный)

89068142295

E-mail

bragins-ledi@yandex.ru

Название статьи

"Проектная деятельность как средство поддержки инициативы у дошкольников в процессе преодоления общего недоразвития речи».

Номер секции (направление работы)

Системный подход в организации логопедической работы.

Форма участия (выступление с докладом, заочная, участие без доклада)

Выступление с докладом.

Количество страниц в статье

3

Научный руководитель (ученая степень, ученое звание, должность; E-mail)

Необходимость проживания (Да, нет)

нет

Необходимость использования дополнительного оборудования: (мультимедийная установка, видеоаппаратура)

мультимедийная установка

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Материалы для публикации должны быть представлены в электронном виде (по электронной почте или на электронном носителе) и соответствовать приведенным ниже требованиям:

Объем текста - не более 3 страниц.

Форматтекста: Word for Windows – 95/97/2000/2003. Формат страницы: А5(148*210 мм). Поля: 2,0 см – со всех сторон. Шрифт: размер (кегль) – 10; тип – TimesNewRoman. Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Ниже через один интервал строчными буквами – фамилия и инициалы автора (авторов), статус обучающегося (курс, бакалавриат / магистратура / аспирантура), сведения о научном руководителе (фамилия и инициалы, ученая степень, ученое звание, должность). Указать полное название организации, город (см. образец). После отступа в один интервал – текст, печатаемый через одинарный интервал, абзацный отступ – 1,0 см, выравнивание по ширине. Переносы не ставить. Текст не должен содержать схем, таблиц, рисунков. Допустимые выделения – курсив.

Статья должна включать аннотацию (2 - 3 предложения), ключевые слова (3 - 5 слов), список используемой литературы, не менее одной ссылки, оформленной в соответствии с требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре».

Итоговая работа  по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной                ...

«Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, кот...

Консультация "Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы"

Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей».

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»....

Статья «Проектная деятельность как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей 5-7 лет»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детс...

Проектный метод как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Консультация для воспитателеЙ ДОУ о проектной деятельности и ее организации в детском саду....