Проектный метод как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников
консультация

Шорошнева Марина Анатольевна

Консультация для воспитателеЙ ДОУ о проектной деятельности и ее организации в детском саду.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников муниципальное дошкольное образовательное учреждение Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка - детский сад «Родничок» Подготовила: Ст.воспитатель Шорошнева М.А. г.Беломорск 2022 г.

Слайд 2

Проектная деятельн ость –это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Слайд 3

Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой , поэтапная практическая деятельность по достижении поставленной цели.

Слайд 4

Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Слайд 5

Цель проектного метода в дошкольных учреждениях - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Слайд 6

Раскрытие творческого потенциала; Умение работать в группе ; Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми; Умение презентовать свою работу. Проектная деятельность ( по авторской методике Н.Е . Веракса , А.Н. Веракса )

Слайд 7

Классификация проектов По составу участников Индивидуальный Подгрупповой Семейный Парный Групповой По содержанию Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) По доминирующему виду проектной деятельности Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные

Слайд 8

Реализации проектной технологии осуществляется по следующей схеме : постановка проблемы возникновение будущего проекта подбор дидактического материала для реализации проекта подбор материала для привлечения, повышения компетенции родителей по данной теме обогащение развивающей среды по теме проекта (в течение проекта) реализация проекта итоговое мероприятие по проекту с привлечением родителей

Слайд 9

Структура проекта Этапы проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей 1. Постановка проблемы Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы 2. Определение цели деятельности Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира) 3. Конкретный замысел Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных 4. Планирование Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций 5. Реализация проекта и постоянная рефлексия Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя 6. Анализ результатов и презентация Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

Слайд 10

Основные этапы проектной деятельности: Введение в проблему Цель: подготовка к проекту Определение проблемы, постановка цели Пример: модель 3-х вопросов (что я знаю, что я хочу узнать, как я буду это делать) Проектирование Цель: составление плана работы над проектом; разработка проекта Поиск Цель: работа над проектом, поиск информации, экспериментирование. Продукт Цель: анализ полученной информации, оформление полученных результатов Презентация продукта Цель: демонстрация результата «продукта» деятельности. Портфолио проекта Цель: оформление материалов жизни детей на разных этапах проекта Рефлексия Цель: анализ достижения поставленной цели, подведение итогов – определение задач для новых проектов (проектирование)

Слайд 11

Системная паутинка Образовательная область Ведущая деятельность Формы Режимные моменты интеграция разных видов деятельности, формы Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие

Слайд 12

« Модель трёх вопросов» Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Содержание, то что дети уже знают. План, тема проекта. Источник новых знаний, т.е проекта.

Слайд 13

Оформление паспорта проекта Проблема Цель Название проекта Тип проекта Деятельность педагогов Деятельность детей Деятельность родителей Результат Форма презентации Ожидаемые результаты

Слайд 14

«Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен )» Последовательность действий по составлению мыслительных карт Берем лист бумаги формата не меньше А В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. От главных ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Слайд 15

Младший дошкольный возраст Задачи обучения -пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; -приобщать детей к процессу познания; -формировать различные представления; -привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; -побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Совершенствование психических процессов -формировать эмоциональную заинтересованность; -знакомство с предметами и действиями с ними; -развивать мышление и воображение; -речевое развитие. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков -осознание поставленной цели; -овладевать различными способами решения поставленных задач; -способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; -поиск различных средств достижения цели. Линии развития личности Социально-коммуникативное развитие: -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; · - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий . Познавательное развитие: -обогащать и расширять представление об окружающем мире; -расширять качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире; -сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач ; Речевое развитие -владеть речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря . Ф изическое развитие: -стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств; -формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье; Художественно-эстетическое развитие: -развивать эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам; -овладевать художественной деятельностью .

Слайд 16

Старший дошкольный возраст Задачи обучения -развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; -развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; -развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Формирование предпосылок учебной деятельности произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков -выявить проблему; -самостоятельно искать нужное решение; -выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; -самостоятельно анализировать полученные результаты. Линии развития личности Социально-коммуникативное развитие - развивать самопознание и положительную самооценку -овладевать способами внеситуативно - личностного общения; - высокий уровень коммуникативной компетентности; - осознание функций речи. Физическое развитие -развивать осознанное отношение к своему здоровью; -формировать потребность в здоровом образе жизни; -совершенствовать процесс развития двигательных способностей и качеств. Познавательное развитие -систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; -развивать способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Художественно-эстетическое развитие: -углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов; -овладевать различными видами худ. деятельности; -развивать способности к эстетической оценке. Речевое развитие -владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря

Слайд 17

Выводы по использованию проектной деятельности: -Способствует формирование у ребенка целостного восприятия мира, что помогает ребёнку успешно расширять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. - Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. -Развиты творческие способности, инициатива, коммуникативные навыки, познавательный и поисковый интерес, самостоятельность. Знания, приобретаемые детьми входе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство поддержки инициативы к дошкольников в процессе преодоления ОНР.

В работе обозначена роль технологии проектирования в поддержке коммуникативной, двигательной, творческой. познавательной инициатив и инициативы как волевое усилие у воспитанников группы ТНР....

Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов:  организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...

Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург     Методическая разработка для воспит...

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Дети, занимающиеся LEGO-конструированием, имеют богатую фантазию, воображение, у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память. Дети любят конструировать, воплощая в жизнь ...

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с речевыми нарушениями

Детская инициатива и самостоятельность в условиях логопедического кабинета проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда де...

Статья «Проектная деятельность как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей 5-7 лет»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детс...

Конструктор CUBORO как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с ОВЗ в системе работы по коррекции речевых нарушений.

Использование конструктора нового поколения в системе работы учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений....