Диагностика и развитие коммуникативных способностей и речи у детей раннего возраста.
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Егорова Мария Николаевна

Диагностика и развитие коммуникативных способностей и речи у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика и развитие коммуникативных способностей и речи у детей раннего возраста.

По разным причинам малышей с отставанием в коммуникации и речевом развитии становится все больше. Но неразвитость коммуникативных способностей и речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, воспитателей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование. Если же отставание в вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика, и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки.

Речь малыша возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение им активной речью.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, которые определяют специфику речевого расстройства. К таким причинам относятся:

  • недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения;
  • различные органические нарушения периферических органов речи.
  • неблагоприятное влияние окружающей среды, к которому относится воспитание ребенка в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение);
  • различные психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье);
  • недостатки педагогического воздействия;
  • частые заболевания малыша, ослабляющие его организм;
  • сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, и др.

Как выявить отставание в коммуникации и речи: признаки и симптомы.

Признаки:

  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова, использует преимущественно жестовую речь;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Возникает необходимость многократного повторения инструкции. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими.

Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо учесть следующие факторы:

  1. Обогащение чувственного опыта в сочетании со словесным сопровождением.

Употребляемые взрослыми слова в основном должны опираться на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное со взрослым рассматривание предметов, наблюдения за явлениями природы, действиями окружающих.

  1. Установление частого эмоционально-положительного контакта воспитателя с детьми и детей между собой.
  2. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
  3. Проведение артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики. 
  4. Проведение диагностики речевого развития детей раннего возраста учителем-логопедом.

Таким образом, если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее его развитие. Поэтому своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, следует проводить не индивидуально, так как в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не настолько, чтобы они могли, как говорится, «забить» плохо говорящего ребенка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.

Окружающие должны говорить с ребенком как можно чаще; разговаривать о том, что происходит здесь и сейчас, оречевляя при этом свои действия и действия ребенка; говорить простым, понятным языком, правильно, четко произнося каждый звук, правильно ставя ударение; продолжать сказанное малышом, делая его предложения распространенными; поощрять его усилия и не слишком часто исправлять ошибки; при разговоре с ребенком подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчеркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, «теплым» голосом.

 Если проблемы с речью имеют более тяжелую степень, родителям и воспитателям не справиться с ними, необходимо обратиться в Ц.

  1. Для проверки развития в том числе и речевого нами проводятся компьютерные диагностики КИД и СДАЙ. В ходе которых родитель с помощью специально подобранных вопросов оценивает развитие своего малыша. После диагностика обрабатывается, и в результате можно понять, есть ли отставание у конкретного ребенка по каким-либо областям.
  2. Если отставание выявлено, малыш вместе с мамой приглашаются на первичный прием в службу раннего развития. Первичный прием проводит команда специалистов (педагог-психолог, специальный педагог, специалист по ранней речевой коммуникации). Работа начинается с анализа анамнестических данных, беседы с мамой, наблюдения за ребенком. В ходе приема специалисты делают выводы о наличии областей, требующих развития.
  3. Если на приеме выявлено отставание в речевом развитии, специалист по ранней речевой коммуникации проводит углубленную диагностику по данному направлению. Для проверки речевого развития были разработаны индивидуальные речевые карты на каждую возрастную группу. Полученные результаты диагностики используются как своеобразный план индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи.


Если выявлено отставание в речевом развитии ребенок направляется на консультацию к невропатологу.

Далее принимает решение о дальнейшем пути развития речи малыша. Это могут быть индивидуальные развивающие занятия, групповые развивающие занятия или же, если возраст ребенка приближается к 3,5,   4 годам маме предлагается пройти ПМПК.  Данная информация становится содержанием индивидуальных бесед с родителями, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в конфиденциальном порядке.

Разрабатываются индивидуально-ориентированные программы:

-по развитию экспрессивной, импрессивной речи ребенка,

- накоплению пассивного и активного словарей,

-формированию фразовой речи.

Неотъемленным условиям является присутствие на занятиях родителя, т.к. работа проводится не только непосредственно с малышом, но и с его мамой по научению ее определенным упражнениям, которыми она в домашних условиях закрепляет пройденное на занятиях.

Таким образом, раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста"

Цель: развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития по музыкальному воспитанию и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи проекта: Стимулировать эм...

"Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Центра игровой поддержки"

Представлен опыт в организации коррекционно-речевой работы с детьми раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки ребёнка "Карапузики"...

Развитие мыслительных способностей посредством игровой деятельности детей раннего возраста

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с предметами, ребенок изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием наступает предпосылкой практического реше...

«Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки»

В последние годы значительно возросло число родителей детей в возрасте до 3 лет с жалобами на речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь).В случае отсутствия а...

Развитие коммуникативных навыков и речи у детей дошкольного возраста.

Очень точно значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, ...