Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Абрамова Елена Леонидовна

Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №5 «Солнышко»

Утверждена:

решением педагогического совета

№__ от ________________ г

заведующий

МАДОУ ДС №5 «Солнышко»

________________  _____________

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет,

не посещающих группу компенсирующей направленности

«Весёлый язычок»

(срок реализации – 1 год)

г. Чудово

Актуальность.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

У большинства детей к 4-5 годам произношение достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, принимают стойкий характер.

   Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.

Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Вторая причина - недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.

Ранее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед логопедами и родителями детей дошкольного возраста.

Краткое содержание программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок» разработана для детей 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия, составлена на основе программно-методических рекомендаций Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной «Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Обновление содержания осуществляется на основе «Методических рекомендаций по постановке у детей звуков», «Артикуляционная гимнастика» Е.А.Пожиленко, пособий В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Е. Косиновой «Уроки логопеда», Л.С Лыловой, Е.К.Ахметовой «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», комплекта пособий по закреплению произношения звуков Ю.Б.Жихаревой-Норкиной, комплекта пособий Г.А.Османовой, Т.С.Перегудовой «Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков», Н. Нищевой «Будем говорить правильно».

Программа представляет систематизированный опыт работы, направленный на коммуникативно - речевое развитие и социальную интеграцию воспитанников ДОУ в среде сверстников. Она включает в себя: речевые, коммуникативные игры и упражнения; артикуляционную, дыхательно – голосовую, фонопедическую и логоритмическую гимнастику и другие нетрадиционные формы оздоровительной работы. Программа составлена по принципу: от простого к сложному. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.

Новизна данной программы заключается в проведении интегрированных подгрупповых занятий, ориентированных на профилактику и коррекцию нарушений фонетической стороны речи детей нашего детского сада, не посещающих группы компенсирующей направленности. Нестандартная форма организации занятий предполагает путешествие в город «Звукоград», где дошкольники в привычных для них условиях, будут реализовывать возможность умения правильно, четко и грамотно использовать фонетическую сторону русского языка на практике.

Основой планирования коррекционной работы является индивидуальный подход. Лексический и дидактический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей 5-7 лет, при этом во внимание принимаются зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

 С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой широко используется для проговаривания детьми наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.

Принципы построения программы.

Преодоление речевых нарушений осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. В коррекционную систему обучения и воспитания детей с нарушениями речи положены следующие принципы:

  • основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей - принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в речи;
  • использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов);
  • раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • развитие речи с опорой на онтогенез, что предполагает анализ объективных факторов формирования речевой функции ребенка и выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
  • взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • дифференцированного подхода в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого дефекта;
  • связь речи с другими сторонами психического развития;
  • рациональный подбор материала, используемого на занятиях с учетом возраста, возможностей ребенка.
  • взаимодействия – партнерские взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Цели и задачи реализации программы. 

Цель: создание оптимальных педагогических условий, обеспечивающих коррекцию фонетических нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Основными задачами реализации программы «Весёлый язычок» являются:

  • Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов (постановка звуков) .
  • Формирование навыков правильного использования звуков в речи (автоматизация умений).
  • Формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).  

Дополнительные задачи:

  • осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;  
  • реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в кружковой форме с получением специализированной помощи в коррекции фонетической стороны речи. 

Организационные условия реализации программы «Весёлый язычок».

Даная программа по коррекции звукопроизношения является дополнительной образовательной услугой и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей 5–7, не посещающих группы компенсирующей направленности, в условиях кружковой деятельности.

Комплектование: В кружок «Весёлый язычок» зачисляются дети, посещающие детский сад, имеющие фонетические нарушения в развитии устной речи:  

  • - нарушение произношения – фонетический дефект;
  • - фонематическое недоразвитие речи;
  • - фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Сроки реализации рабочей программы - 1 год. Общее количество часов – 48 часов (может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта и индивидуально-личностных особенностей детей). Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю, во второй половине дня с октября по апрель. Продолжительность одного занятия составляет один академический час – 25-30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

 Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.

Норма наполнения группы – до10 детей. Зачисление воспитанников осуществляется на основе социального запроса родителей. Форма организации: индивидуальная, подгрупповая. В подгруппы подбираются дети с однородными нарушениями речи. Количество детей в подгруппе – от 2 до 4 человек. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции звукопроизношения.

При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Руководитель кружка (учитель-логопед) осуществляет систематическое взаимодействие с воспитателями, родителями детей, занимающихся в кружке, оказывает консультативную помощь воспитателям, родителям детей в определении причин речевых нарушений, дает рекомендации по их преодолению (индивидуальные тетради детей).  

Занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете, который соответствует требованиям СанПин, ТБ и ПБ.

Методы и приемы, используемые в программе:

1. Словесные:

- словесная инструкция;

 - объяснение;

- беседа

2. Наглядные:

- показ (подражание);

- жестовая инструкция;

- метод совместных действий;

- наблюдение;

- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.

3. Практические:

- подвижные игры;

- дидактические игры.

Программа строится на личностно-ориентированном обучении, с использованием этиопатогенетического и индивидуально – дифференцированного подхода к состоянию фонетической стороны речи детей, имеющих различный уровень нарушенного звукопроизношения, поэтому два раза в год проводится мониторинг сформированности звуковой стороны речи у детей, посещающих кружок: стартовый- октябрь, итоговый -апрель.

Целью стартового мониторинга является: выявление сформированности произношения звуков речи изолированно, в слогах, словах, предложениях, составление индивидуального маршрута по коррекции звукопроизношения.

Целью итогового мониторинга является осуществление анализа динамики сформированности произношения звуков речи.  

Вариативность проведения диагностики: Логопедическое обследование дошкольников с недостатками звукопроизношения проводится с использованием методик Г.А. Волковой, Н.М. Трубниковой

Этапы реализации дополнительной программы «Весёлый язычок».

 Вся индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения делится условно на два этапа.

1. Этап. Подготовительный.

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  • Развитие слухового внимания, развитие речевого дыхания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях.
  • Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
  • В процессе систематических тренировок - овладение комплексом пальчиковой гимнастики.

2.  Этап. Формирование произносительных умений и навыков

  • Устранение дефектного звукопроизношения
  • Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционные и акустические.
  • Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Структура занятия по коррекции звукопроизношения

Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука большее внимание уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, тогда как на этапе автоматизации звука главное - развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического восприятия.

Данная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов.

  1. Оргмомент. Релаксационные упражнения.упражнения на формирование пространственных представлений, развитие слухового восприятия.
  2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
  3. Массаж или самомассаж
  4. Мимические упражнения.
  5. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
  6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением.
  7. Развитие фонематического восприятия.
  8. Преодоление нарушений слоговой структуры слов.
  9. Постановка звука.
  10. Автоматизация звука:
  • Автоматизация звука в слогах.
  • Автоматизация звука в словах.
  • Автоматизация звука в словосочетаниях.
  • Автоматизация звука в предложениях.
  • Автоматизация звука в чистоговорках.
  • Автоматизация звука в загадках и стихах.
  • Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.

Содержание программы

Содержание программы определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми дефектами приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

п/п

Наименование

разделов

Содержание работы

Игры, упражнения.

Формы работы

1.

Развитие восприятия и дифференциация звуков речи.

  • Узнавание и различение неречевых звуков.
  • Различение правильно и дефектно

произнесенного звука.

  • Различение близких по звуковому составу слов.
  • Дифференциация слогов.
  • Дифференциация звуков.
  • «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?»,

«У кого звучит игрушка?»...

  • «Как правильно сказать?», «Будь внимателен?», «Недовольный Ваня»...
  • «Лишнее слово»,

«Незнайка запутался», «Мое слово», «Поэт», «Расставь по местам» ...

  • Повторение серий слогов различной структуры. Игры «Телефон», «Какой отличается?»...
  • «Угадай, кто это был», «Какой звук лишний?», «Различай и повторяй», «Озорные звуки»...

индивидуальная,

подгрупповая

2.

Формирование

правильного

речевого

дыхания.

  • Воспитание диафрагмальнореберного дыхания по подражанию.
  • Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
  • Формирование длительного и плавного речевого выдоха.
  • Формирование направленной воздушной струи.
  • Упражнения с использованием контроля руки. «Пузырь», «Надуем животик».
  • упражнения на тренировку ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха.
  • «Поем песенку», «Немое кино», «Топор», «Зоопарк», «Ворона», «В лесу».
  • «Толстяк», «Худенький», «Снежок», «Дудочка», «Пропеллер», «Загони мяч», «Фокус».

индивидуальная,

подгрупповая

3.

Развитие интонационной выразительност и речи.

- Формирование ритмической организации высказывания.

а).Развитие восприятия ритмических структур.

б).        Воспроизведение ритмических структур.

в).        Формирование ритмической организации высказывания.

  • Формирование темповой организации высказывания.
  • Формирование интонационной выразительности речи.

а).        Развитие восприятия различных видов интонации.

б).        Формирование интонационной выразительности речи

  • Упр. на прослушивание серий ударов и определение их качественных и количественных характеристик.

Упражнения на восприятие и воспроизведение ритмических ударов без опоры на зрительный анализатор.

  • Упражнения на восприятие и воспроизведение ритмических контуров с различным ударением. Отхлопывание ритмического рисунка. Подбор картинок к определенной акцентной структуре.
  • «Угадай, как надо делать», «Дождик», «Дятел». Упражнения на определения темпа с поднятием сигнала. Произнесение фраз в заданном темпе.
  • знакомства с разными видами интонаций. Определение картинки - символа. Упражнения по выделению разных видов интонации. Упражнения на дифференциацию разных видов интонации.
  • упражнения на определение силы, высоты голоса: «Далеко или близко», «Заблудились», «Высоко или низко», «Три медведя». Упражнения по отработке различных видов интонации.

индивидуальная,

подгрупповая

4.

Развитие артикуляторной моторики.* 1

- Развитие кинестетического орального праксиса:

а)        Упражнения для челюстей.

б)        Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении губ.

в)        Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении поднятого и опущенного кончика языка.

г)        Упражнения по уточнению

кинестетических представлений о положении об узком и широком кончике языка.

- Развитие кинетического орального праксиса:

а)        Развитие статики артикуляторных движений.

б)        Развитие динамики артикуляторных движений.

в)        Развитие переключаемости движений.

  • Открывание рта, жевательные движения в быстром и медленном темпе, легкое постукивание зубами.
  • Произнесение гласных звуков и их слияний, в сочетании с согласными, беззвучная артикуляция.
  • Произнесение звуков А, Д и их слогов, слов, где данные звуки - первые с определением изменения положения кончика языка.
  • Чисто артикуляторные упражнения без произнесения звуков.
  • «Улыбка», «Заборчик», «Дудочка», «Бублик», «Лопатка», «Иголочка», «Птенчики», «Парус», «Грибок», «Трубочка», «Чашечка»
  • «Болтушка», «Часики», «Качели», «Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки» и т.д.
  • -«Улыбка» - «Дудочка», «Заборчик» - «Бублик», «Лопатка» - «Чашечка» и т.п.

индивидуальная,

подгрупповая

5.

Развитие

тонкой

моторики рук.

  • Формирование кинестетической основы движений пальцев рук.
  • Формирование кинетической основы двигательного акта.
  • «Во!», «Колодец», «Колечко», «Коза», «Зайкины уши», «Сцепи пальцы», «Палец на палец», «Корзинка», «Дерево», «Бинокль»...
  • «Блины», «Кошечка», «Молоточки», «Здравствуй пальчик»

«Человечки», «Заборчик», «Филин»

индивидуальная,

подгрупповая

6.

Постановка звуков.*2

Производится в поеледовательности:

  • Звуки раннего онтогенеза;
  • дефект озвончения, оглушения, смягчения;
  • Свистящие С, 3, Ц, С’, 3';
  • Шипящий Ш;
  • СонорыJI;
  • Шипящий Ж;
  • СонорыР, Р!;
  • Шипящие Ч, Щ. Способ постановки смешанный, подбирается индивидуально.

Подготовительные

упражнения:

для свистящих. «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Снежинка».для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки», «Фокус». для Р, Р«Болтушка», «Индюк», «Лошадка»,

«Грибок», «Пулемет» «Барабанщик», «Гармошка».для Л: «Улыбка», «Маляр», «Щетка» «Качели», «Накажем язычок».

индивидуальная

7.

Автоматизация

звуков.

- Произнесение исправленного звука в слогах:

а). С, 3, Ш, Ж, С’, 3’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных; *3

б).        Ц, Ч, Щ, JI - сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в).        Р, Р’ можно начинать

автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

  • Произнесение звука в словах.

Произнесение звуков в предложениях.

Упражнения в произношении изолированных звуков, звукоподражаний.

Упражнения в правильном и четком произношении звуков на различном речевом материале.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

индивидуальная,

подгрупповая

8.

Дифференциация звуков.

Произнесение слогов, слов с двумя дифференцируемыми звуками одновременно: С-3, С-С\С-Ц, С-Ш; Ж-3, Ж-Ш;

Ч-С\ Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-С\ Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р\ Р’-Л\ Р”-Й, Л\ Л!-Й;

Упражнения в правильном и четком произношении звуков на различном речевом материале.

индивидуальная,

подгрупповая

*1 Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев.

*2 Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

*3 Звонкие согласные 3, Ж, 3’ не автоматизируются в обратных слогах.


Качественные критерии выполнения коррекционной программы

СТАРШАЯ ГРУППА

Артикуляционная

моторика

Звукопроизношение

  1. Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка (улыбка, трубочка, лопата, жало, качели, маятники, широко открыть рот).
  2. Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих, соноров (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).

Слоговая структура

1. Употреблять слова с 1, 2, 3 слогами с одним стечением согласных; 4 сложные слова с открытыми слогами.

Фонематический слух и восприятие

  1. Уметь различать длинные, короткие слова; делить 1-2-3 сложные слова на слоги.
  2. Выделять слова с заданными звуком из ряда слов, уметь интонировать звук в слове.
  3. Выделять 1-й, последний звук в слове.

Просодическая сторона речи

  1. Правильный длительный речевой выдох (на одном выдохе - фраза из 4-5 слов).
  2. Уметь отчетливо произносить слова и словосочетания.
  3. Уметь произносить фразы шепотом - громко; ласково - сердито; низко - высоко

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Артикуляционная

моторика

Звукопроизношение

  1. Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка (улыбка, трубочка, лопата, жало, качели, маятники, широко открыть рот).
  2. Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих, соноров (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).

Слоговая структура

1. Употреблять сложные слова 1-14 классов слоговых структур

Фонематический слух и восприятие

  1. Уметь различать длинные, короткие слова; делить 1-2-3-4 сложные слова на слоги.
  2. Выделять слова с заданными звуком из ряда слов, уметь интонировать звук в слове.
  3. Определять позицию звука в слове.

Просодическая сторона речи

  1. Правильный длительный речевой выдох (на одном выдохе - фраза из 5-7 слов).
  2. Уметь отчетливо произносить слова и словосочетания.
  3. Уметь произносить фразы шепотом - громко; ласково - сердито; низко - высоко


Логопедическое обследование

Данная программа включает проведение диагностики сформированности звукопроизношения и фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста. Логопедическое обследование дошкольников с недостатками звукопроизношения проводится с использованием методик Г.А. Волковой, Н.М. Трубниковой. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту речевого развития ребенка и оцениваются по пятибалльной шкале.

Инструментарий для логопедического обследования

Раздел 1. Исследование произвольной моторики рук.

Исследование статической координации движений.

Инструкция:«Посмотри и сделай как я». То же выполняется по словесной инструкции.

  • распрямить ладонь со сближенными пальцами и удержать в вертикальном положении под счет от 1 до 15;
  • аналогично выполнить левой рукой;
  • выполнить эту позу на обеих руках одновременно;
  • распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удерживать в этом положении под счет (1-15); выполнять в той же последовательности.
  • показать позу «зайчик», удерживать под счет; выполнять в той же последовательности.
  • показать позу «коза», удерживать под счет; выполнять в той же последовательности. Исследование динамической координации движений.

Инструкция:«Посмотри и сделай как я». То же выполняется по словесной инструкции.

  • выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-8 раз) на правой руке, левой, обеих руках;
  • держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе( 5-8 раз) на правой руке, левой, обеих руках;
  • сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;
  • попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем (первым), начиная со второго пальца руки, в той же последовательности;
  • менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз).

Раздел 2. Исследование состояния органов артикуляционного аппарата.

Анатомического строения органов артикуляционного аппарата.

Губы - естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы).

Зубы - ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем.

Прикус - физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двухсторонний.

Строение челюсти - прогения, прогнатия. норма.

Язык - толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта.

Подъязычная уздечка - короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. Маленький язычок - отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, откланяется в сторону.

Небо - куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, субмукозная расщелина.

Исследование моторики органов артикуляционного аппарата:

а).        Двигательной функции губ.

Инструкция «Выполни задание (сделай так же)»

  • сомкнуть губы;
  • округлить губы, как при произношении звука «О», удержать под счет до 5;
  • вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «У», удержать под счет до 5;
  • сделать «хоботок», удержать под счет до 5;
  • растянуть губы в улыбку, удержать под счет до 5
  • поднять вверх верхнюю губу (видны верхние зубы, удержать под счет до 5;
  • опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать под счет до 5;

б).        Двигательной функции челюсти.

  • широко раскрыть рот, как при произношении звука «А», и закрыть;
  • сделать движение нижней челюсти вправо;
  • сделать движение влево;
  • выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

в).        Двигательной функции языка.

  • положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5;
  • положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5;
  • переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
  • сделать язык «лопаточкой», а затем «иголочкой»;
  • упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;
  • поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам.

г).        Исследование продолжительности и силы выдоха.

  • сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;
  • сделать выдох на легкий предмет (пушинку, листок бумаги).

Раздел 3. Исследование произношения звуков.

Инструкция. «Повтори за мной». Гласные звуки:/А/, /О/, /И/, /У/, /Ы/, /Э/; согласные звуки: звонкие; заднеязычные; свистящие - /С/, /С/, /3/, /3/, /Ц/; шипящие - /Ш/, /Ж/, /Ч/, /11I/; сонорные звуки - /Л/, /Л/, /Р/, /Р/; йотированные звуки - /Я/, /Е/, /Ё/, /Ю/, /Й/. (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки. Отметить отсутствие, замену, искажение звука; этап работы над звуком - постановка, автоматизация, дифференциация.

Раздел 4. Исследование фонематического восприятия.

«Запомни - повтори».

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной». Слоги с оппозиционными звуками: да-та, ка-га, ба-па, ма-ба, ва-ка, ня-на. Слова с оппозиционными звуками: дом-том-ком, кот- год-кот, почка-бочка- точка.

«Повторение слов паронимов».

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».

  • Кости - гости, тачка - дачка, моряк - маяк, челка - щелка, цапля - сабля.

«Поймай звук».

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук».

Звук /О/: из ряда гласных /А-О-У-О-Ы/; из слогов - па-по-ум-ом-ту-то; из слов - мак, кот, сын, ком.

Звук/М/: из ряда звуков -М,Т.Н,М/;

из слогов - па-ма-ха-ну-ку-ом из слов - суп, ком, сок, дом, мак

Раздел 6. Изучение сформированности слоговой структуры слов

Инструкция: «Повтори за мной: дом, вата, веник, сумка, лопата, тортик, квадрат, фрукты, сковорода, магнитофон. Лампа упала со стола. Дети слепили снеговика.


Методическое обеспечение программы.

Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете. Кабинет оснащен современный оборудование партами, стульями, методическими пособиями и материалами.

  1. Зеркало (одно большое,6 маленьких).
  2. Салфетки (влажные антибактериальные, бумажные платочки).
  3. Картинки и иллюстрации (сюжетные, предметные )
  4. Азбука (плакат, веер).
  5. Пособия: на развитие речевого дыхания («Рыбки», «Листочки», «Насекомые», «Дождик» и т. д. ;развитие мелкой моторики «Одеваюсь сама», «Шнуровки», «Массажные предметы», «Пирамиды», «Вкладыши» и т. д.; коррекцию моторной недостаточности «Мячик», конструктивного мышления «Строительный набор», «Кубики с разрезными картинками» и т. д., коррекцию недоразвития зрительного и пространственного воображения «Счетные палочки», «Цветовые лото», «Объемные геометрические фигуры» и т. д. , коррекцию недоразвития фонематических процессов «Музыкальные игрушки», сборники со слоговыми рядами, звуковыми цепочками и т. д., коррекцию недоразвития восприятия, внимания, памяти, логического мышления, коррекцию нарушений понимания и образования грамматических структур, обучению грамоте «Звуковые линейки с крышечками», плакаты и т. д.
  6.  Учебные пособия по развитию речи и коррекции речевых нарушений.
  7.  Раздаточный материал для домашних заданий:

• Упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания.

• Чистоговорки, скороговорки.

• Тексты по автоматизации поставленных звуков и дифференциации смешиваемых звуков.

• Игровые задания по коррекции понимания и образования грамматических структур, развитию восприятия, мышления, памяти.

• Упражнения для развития графических навыков и т. д.

Бумага (формат А - 4), клей ПВА, ножницы.

8. Таблицы:

• Общий комплекс для развития подвижности органов артикуляции.

• Образование звуков.

 • Буквы и звуки.

• Развитие зрительно-моторно-пространственной координации «Буквы».

• Звуковые схемы слогов и слов.

• Слово. Слог.

 • Схемы предложений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М,1993 г.

2. «Планы индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения на учебный год» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М, 1993 г.

3. «Логопедические упражнения», артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. Санкт-Петербург, 2004 г.

4. «Формирование мелкой моторики рук», игры и упражнения. С.Е. Большакова. М, 2005.

5. «Пальчиковая гимнастика» О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М, 2002 г.

6. «Логопедия для дошкольников. Звуки С, 3, Ц», занимательные упражнения по развитию речи. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О. П. Солошенко. Москва, 2000 г .

 7. «Логопедия для дошкольников. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ», занимательные упражнения по развитию речи. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О. П. Солошенко. Москва, 2000 г .

8. «Логопедия для дошкольников. Звуки Л, ЛЬ», занимательные упражнения по развитию речи. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О. П. Солошенко. Москва, 2000 г .

9. «Логопедия для дошкольников. Звуки Р, РЬ», занимательные упражнения по развитию речи. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О. П. Солошенко. Москва, 2000 г .

10. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи». Т.А. Куликовская. Москва, 2010 г.

11. Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб. : Литера, 2001.

12. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Воронеж, ИП Лакоценина Н. А, 2012.

13. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М. : ВЛАДОС, 2001

14. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации при постановке у детей звуков Санкт - Петербург , «КАРО», 2006.

15. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика»

16. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- М, Просвещение, 1996.

17. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно.- М, Просвещение, 1979

18. Юлия Жихарева-Норкина: Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. 9 выпусков, Владос, 2011г.

19. Г.А.Османова, Т.С.Перегудова: Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков, Каро, 201ог.

20. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2001

21. Н. В. Нищева «Буду говорить правильно»

  22. Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: ДетствоПресс,2002

 23. З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005

24. Л.СЛылова «Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного возраста» Воронеж,2012

25. Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

26. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. «Детство-пресс» Санкт-Петербург, 2003.

25. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. «Детство – пресс», Санкт – Петербург, 2011.

План работы по коррекции звукопроизношения

Направления работы

Месяц

Количество занятий

I этап

Коррекция двигательных возможностей:

-развитие пальцевой моторики

Развитие психологической базы речи:

- развитие пространственных ориентировок

- развитие памяти

- развитие слухового внимания

Развитие просодической стороны речи:  

- развитие речевого и неречевого дыхания

- развитие силы голоса

- развитие восприятия и воспроизведения         ритмических структур.  

Развитие артикуляционной моторики:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата

- развитие способностей воспроизводить артикуляционные уклады отрабатываемого звука

Октябрь

4

II этап

Формирование первичных произносительных навыков:

 - постановка звука;  

-развитие фонематического слуха и восприятия;  

- развитие звукового анализа;

 - автоматизация поставленного звука;

 - дифференциация смешиваемых звуков;

 - дифференциация звуков в слогах;

- дифференциация звуков в словах;

- дифференциация звуков в предложениях;

- дифференциация звуков в связной речи.

Октябрь

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

 

Февраль 

Март

Апрель

4

8

4

7

6

8

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.



Этапы работы


                     Тема


 Количество занятий


Подготовительный этап



2-4


Постановка звука



6-8


Автоматизация звуков


Автоматизация звука в
 слогах


4-6


Автоматизация звука в
словах


6-8


Автоматизация звука в
 предложениях


6-8


Автоматизация звуков в
связной речи


6-8


Дифференциация звуков


Дифференциация
изолированных звуков

        


Работа проводится по необходимости

2


Дифференциация звуков в
слогах


2


Дифференциация звуков в
словах


4


Дифференциация звуков в
предложениях


4


Дифференциация звуков в
связной речи


4



ИТОГО

формирования коммуникативных умений и навыков

2

48-60


Данная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Логопед» для детей старшего дошкольного возраста

Программа разработана для детей с общим недоразвитием речи с нарушением интеллекта, поэтому в содержание занятий включены задания на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышлени...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Грамотейка» для детей 5-7 лет

Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста.  Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозныхродителей....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛЮБОЗНАЙКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Программа направлена на ранее развитие ребенка. Представлен содержательный раздел....