Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда Тема: «Весеннее путешествие» в подготовительной группе для детей с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гришина Людмила Михайловна

Конспект

 открытой интегрированной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда

Тема: «Весеннее путешествие»

в подготовительной группе для детей с ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №16 «Машенька»

Конспект

 открытой интегрированной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда

Тема: «Весеннее путешествие»

в подготовительной группе для детей с ФФНР

                                                                                                              Составили и провели:

                                                                                  педагог-психолог

                                                                             Гришина Л.М.                  

                                                                                   учитель - логопед                                                                                                                                                                                  

                                                                                Литвинова М.Л.  

                                                                                       

поселок Володарского 2018

Цель: развитие познавательных процессов,  коммуникативных навыков, тактильного ощущения  и творческих способностей через уточнение и расширение представлений о предметах и признаках весны.

Программное содержание:

  1. коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить и расширить представление детей о признаках весны;

- расширить и активизировать словарь по теме;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- формировать учебные навыки;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- развивать логическое мышление,

-  развивать у детей мыслительные процессы;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать  диафрагмальное дыхание,

- развивать творческие способности,

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- -воспитание стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы:

- практические

- наглядные

- словесные

- игровые

Оборудование: видеопроектор; солнышко, тучки, подснежник, краски; стаканчики с водой; плакаты: Зима; магнитофон; диски с записью «Голоса природы»; музыка П.И. Чайковского «Подснежник»; цветы и птицы из бумаги; баннер «Весна»; воздушный шар наполненный гелием; письмо; мягкая игрушка «Солнышко», сухой душ, бумажная бабочка на нитке, наклейки, разрезные картинки, картинки птиц с пластилином по контуру, фасоль, скрепки, трафареты, простые карандаши.

Предварительная работа: работа над эмоциональной выразительностью голоса и диафрагмальным дыханием; заучивание стихотворения «Здравствуйте»; проведение бесед о весне, а так же наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.

Место и дата проведения: музыкальный зал МБДОУ д/с №16 «Машенька», 23.03.2018г.

Ход образовательной деятельности

1. Ритуал начала занятия

«Здравствуйте!»
Сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия
Психолог: - Дети, к нам сегодня пришли очень уважаемые гости. Давайте подарим гостям самую тёплую и самую нежную улыбку. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по сказочному лесу. Но для начала, я предлагаю нам поздороваться.

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

3. Упражнение «Письмо»

Создание проблемной ситуации; развитие внимания, мышления и речи.

В зал, где находятся дети, залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.

Логопед: - Дети, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой – то конверт, на нём ничего не написано.

Психолог: - Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь лежат разрезанная картинка и письмо.

Психолог: - Давайте мы сейчас соберём, и тогда мы узнаем от кого оно.

 ( Дети собирают картинку, в результате получилось изображение красивой девушки).

Логопед: - Дети, кто это такая? ( Ответы детей – Весна)

Психолог: - Всё ясно, значит, письмо нам прислала Весна. Теперь сможем его с вами прочесть. (Читают письмо). Слайд 1. Письмо.

Здравствуйте дорогие дети!

Волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Тогда оживёт, проснётся природа и наступит Весна. Вся надежда только на вас. Заранее спасибо, ваша Весна.

4. Самомассаж

«Солнечный лучик»
Оптимизация мышечного тонуса; развитие эмоционально-выразительных движений.

Логопед: -  Ну, что дети, готовы помочь Весне? Для начала выполним упражнение, “Солнышко” которое поможет  нам согреться в зимнюю стужу.

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения оп лбу).
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки).
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам).


- Теперь можно отправляться в путь! Все готовы?
Дети: - Да, готовы.

Психолог: -  Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес.

– Отправляемся! Но прежде я прощу Вас закрыть глаза:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В весеннем царстве очутитесь!

(В это время звучат «Звуки зимнего леса». Дети видят вокруг себя «заколдованный» лес в виде зимней картины и «снега» на полу.)

Психолог: - Дети, мы попали с вами на лесную полянку. Посмотрите, солнышко не светит, нет капели, птички не поют, снег не растаял, цветочки не распустились. Здесь нет весны. Какое ещё время года в лесу?

Дети: - Зима.

Психолог: - А кто должен прийти после Зимы?

Дети: - Весна.

Психолог: - Как было написано в письме, нужно выполнить задания, для того чтобы расколдовать Весну.

Задание 1. Дидактическая игра« Времена года».

Развитие зрительного внимания, логического мышления и речи.

Психолог: - Зима спрятала Весну среди других времён года, давайте отыщем её. Перечислите времена года, начиная с зимы. Слайд 2. «Времена года»

( Дети выполняют задание).

Психолог:  - Чтобы Весна смогла прийти к нам, необходимо выполнить следующее задание. Нам необходимо перечислить признаки Весны. Для этого мы должны отгадать загадки.

Задание 2. « Отгадай загадки».

Развитие слухового внимания, образного мышления и речи.

  • Доброе хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце) – это 1 признак весны. Слайд 3. «Солнце».

  • Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк) – это 2 признак весны. Слайд 4. «Ручеек».

  • На ветках плотные комочки

Вниз дремлют клейкие листочки. (Почки) – это 3 признак весны. Слайд 4. «Почки».

Логопед: - Какие вы еще знаете признаки весны?

Дети отвечают.

Задание 3. «Почки, листочки, цветочки».

Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.

Психолог: - Сейчас поиграем в интересную игру «Почки, листочки, цветочки». Необходимо при слове «почки», показать кулачки, когда произносится слово «листочки» - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово «цветочки» - должны растопырить пальцы. Вы будете правильно показывать, а я вас буду путать (психолог тоже выполняет задание вместе с детьми и иногда показывает неправильное действие).

Психолог: - Дети, оглянитесь вокруг наш зимний пейзаж, стал совсем весенним. (В этот момент звучит музыка «Звуки весеннего леса»)

Задание 4. «Наложенные контуры»

Развитие внимания, восприятия и речи.

Логопед: - А вы слышите, кто прилетел из теплых стран? (Звучат голоса птиц). - Какие же птицы прилетают из теплых стран? Узнаете этих птиц? Слайд 5. «Наложенные контуры птиц».

Логопед: - По контуру обведите и птицу назовите. ( Дети по очереди выходят и по контуру обводят указкой птицу, которую узнали.)

Задание 5. «Будь старателен»

Развитие внимания, мышления, мелкой моторики и речи.

Психолог: - Молодцы дети, всех птиц узнали и правильно назвали. А теперь у каждого будет  свое интересное  задание. (Психолог называет имена детей и задания, которые они выполняют сидя за столами.)

Логопед: - Тимофей, какую птицу ты собрал из нескольких частей? (Ответ ребенка).

- Динара, без чего была нарисована птица? (Ответ ребенка).

- Ваня, какую птицу ты заштриховывал?

Задание 4. «Будь внимателен»

Стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.

Психолог: - О признаках весны расскажите и с помощью движений изобразите». Психолог просит детей вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений признаки весны. Затем включается музыка, дети движутся по кругу. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Просыпается медведь!»), дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

 Проигрываем приметы весны:

1. Ярко светит солнышко: дети становятся солнышками, руки – «лучики» - расставляем в стороны, шевелим пальчиками.

2. «Бегут ручьи» - бегаем по комнате.

3. «Снеговики тают» - «таем» - из положения стоя постепенно приседаем вниз и в конце ложимся на пол.

4. Прилетают птицы - бежим по комнате, изображаем птиц, машем крыльями.

5. Просыпается медведь - выполняем инсценировку медведь проснулся (и. п. - лежим калачиком, постепенно "просыпаемся", подтягиваемся, встаем, ходим, как мишки косолапые).

Задание 5. «Скажи наоборот»

Развитие лексико-грамматической структуры речи, развитие связной речи.

Логопед: - Дети, чем же отличается Зима от Весны? Давайте расскажем об этом в упражнении « Скажи наоборот»

Слайд 6.  «Скажи наоборот» (картинки к словам).

Зимой снег чистый, а весной … (грязный). Зимой дни холодные, а весной … (тёплые). Зимой погода часто пасмурная, а весной … (ясная). Зимой лёд на реке толстый, а весной … (тонкий). Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое). Зимой сосульки длинные, а весной (короткие).

Задание 5.  Игра «Цветочек вырастай»

Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания.
Психолог: Психолог предлагает детям помочь посадить цветы.

Дети встают в круг (звучит музыка).

Психолог: - Сначала цветочек спит в земле (дети садятся на корточки и закрывают глаза).

 - Припекает солнышко и цветочек просыпается (психолог мягкой игрушкой «Солнышко» касается каждого ребенка, дети открывают глаза).

- Прошел первый дождь, и цветочек стал расти, расправлять свои листочки (психолог касается детей сухим дождем, дети потихоньку встают и потягиваются.)

- Подул ветерок, и цветочки закачались. (Дети дуют друг на друга и раскачиваются.)

- Прилетела бабочка и села на цветочек. (Бабочка садится на ладошки детей.)

Психолог: - Вы своими знаниями и умениями расколдовали весну, и она пришла к нам в гости.

(В этот момент звучит музыка заходит весна)

Весна: Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я.
Я – Весна – Красна,
Бужу землю ото сна.

Весна: - Ребята я наблюдала за вами все путешествие, и мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы и что вы столько знаете о весеннем лесе. Вы все молодцы, и за это я приготовила для вас сюрприз! (Показывает угощение).

Весна. - Хорошо у вас, тепло, весело, спасибо вам большое за чудесную капель, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. До свидания ребята!

(Уход Весны)

5. Рефлексия.

Консолидация полученного опыта на занятии; развитие саморегуляции; снятие психофизического напряжения.

Психолог: - Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.

- Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Психолог: - Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это Весна благодарит вас за то, что вы ей помогли победить холод.

6. Ритуал окончания занятия 

Сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия; завершение, подведение итогов.

Психолог: - Наше путешествие подошло к концу. Нам пора вернуться в нашу группу. Закрываем все глаза:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все, кто погулял,

Оглянитесь, повернитесь

В группе вместе очутитесь!

Психолог: - Ну, вот мы и вернулись в детский сад. На этом наше путешествие подошло концу. Вам понравилось наше путешествие. Если «да» то давайте приклеим к нашему солнышку лучик на один мольберт, а если «нет» то на другой мольберт мы приклеим к тучке капельки. (Два мольберта на одном приклеено солнышко без лучиков, а на втором тучка без капелек).

(Дети прикрепляют выбранный предмет)

Психолог: - Спасибо, вам ребята за увлекательное путешествие. А вас, угощения ждут, не дождутся. Скажем на прощание друг другу: «До свидания!». Дети уходят под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности на тему "Путешествие сказку"

Конспект интегрированной образовательной деятельности. способствует формированию интереса у детей к устному народному творчеству.   стимулирует активную речь детей. У детей будут закрепляться зна...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте «Весеннее путешествие» (подготовительная группа)

Конспект интегрированной образовательной деятельности   по развитию речи и обучению грамоте «Весеннее путешествие»(подготовительная группа)Сценарий интегрированной образовательно...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ФЭМП) на тему :" Три медведя" в младшей группе

Ход занятия:Педагог: Ребята к нам сегодня пришли гости давайте посмотрим на них, помашем и скажем…..Дети: Здравствуйте.Ой, а кто это у нас там спрятался и грустит?Дети: Мишука!Педагог: да, я то...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ технологий во второй младшей группе «В гостях у трех медведей»

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ технологий во второй младшей группе «В гостях у трех медведей»...