Статья на тему "Логопедическая ритмика для дошкольников"
статья по логопедии на тему

Ашина Валентина Валентиновна

Логопедическая ритмика – ветвь лечебной ритмики. Лечебная ритмика является одной из форм  своеобразной лечебной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь нервнобольного. Давайте разберемся подробнее что такое логопедическая ритмика и как с ней работать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_logopedicheskaya_ritmika.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 11 компенсирующего вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Статья на тему

«Логопедическая ритмика для дошкольников»

Автор: учитель-логопед Ашина В.В.

Санкт-Петербург

2018 год

Музыка - единый язык мира

Известно, что в успешной работе с детьми с заиканием особую роль играют ритмические занятия, поскольку речь таких детей характеризуется дизритмией («моментами заикания» по В. Джонсону), т. е. нарушением темпа, ритма и плавности устной речи, значительно больше, чем у детей с другими речевыми расстройствами. Для детейс заиканием разработана специальная программа воспитанияи обучения заикающихся детей в детском саду, направленнаяна формирование навыка пользования самостоятельной речью без заикания (С. А. Миронова). Помимо логопедическойработы в программу включены музыкально-ритмические занятия по развитию музыкального слуха, пения, умения воспроизводить заданный ряд последовательных движений.

Основателем  системы ритмического воспитания  является швейцарский музыкант – педагог Жак Далькоз. Применяя гимнастику для своих учеников  для лучшего  усвоения грамоты.

Александрова Н.Г. в 1915 году –основатель   логоритмической  гимнастики  в России (создала ассоциацию  ритмистов).

Логопедическая ритмика – ветвь лечебной ритмики. Лечебная ритмика является одной из форм  своеобразной лечебной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь  нервнобольного. С раннего возраста приходится  обращать внимание на  физическое воспитание  ребёнка, поэтому  возникает необходимость созданияв наших логопедических группах  таких условий, которые обеспечат ребёнку  нормальное физическое развитие. Это  очень важно для детей с   речевыми  нарушениями. Дети в логопедической группе вынуждены  часто проводить  время  в сидячем положении  за столом. То ли они рассказывают содержание картинки, то ли играют в лото  или же занимаются постановкой звуков. Но биологическая потребность  детского организма заключается в движении, поэтому необходимо удовлетворить эту потребность детского организма путём ввода гимнастики  и подвижных игр в режим  дня ребёнка. Большинство движений, совершаемых  человеком, не  являются врождёнными, они развиваются в процессе жизни и зависят от окружающей среды и соответствующего воспитания.

В работе с детьми  по развитию  движений  условно  можно  выделить  следующиетри формы:

1.Основные движения (благотворно влияют  на всестороннее  физическое развитие детей, укрепляют  мышцы,  улучшают  работу  сердечно – сосудистой и дыхательной  системы, обогащают   двигательный опыт детей);

2.Общеразвивающие   упражнения (всесторонне  воздействуют  на организм детей  и приучают их к точным  и чётким  движениям, выполняемых  в  определённом  ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением);

3.Подвижные  игры (способствуют  развитию  инициативы,  активности детей и являются  наиболее  эффективной  формой работы  по развитию  движений).

Дети  учатся  различать  звуки  музыкальных  инструментов,   определять  направление,  по которому   доносится  звук, находить  разницу  в  силе, высоте  и  длительности  звука.  Основной принцип  системы   музыкально-ритмического воспитания  заключается в  тесной  связи  движения  с  музыкой. Музыка  в  данном  случае   используется  для  создания  особого метода, направленного на  исправление  разнообразных  форм  речевого расстройства. Введение  слова  дает возможность  создавать  также и целый  ряд  упражнений, руководимых не  только музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной  форме, позволяющей  сохранить при этом  принцип  ритмичности  в  движениях.

В двигательные  задания  включается речевой материал,  над  качеством  которого  призвана  работать логопедическая  ритмика. На  занятиях  музыка не просто сопровождает  движение, а  является его руководящим началом, т.е. музыкальный  ритм  является  организующим  моментом. Идейное  содержание музыки,  оттенки, темпе и  другие  средства  музыкальной  речи  могут быть использованы  для  упорядочения  характера и темпа движения,  особенно  нужного детям,  страдающим  темповым  расстройством речи, корригирующими  часто с  беспорядочным    беспокойным характером  движения. Таким  образом, влияние  музыки в упражнениях  может служить целям  воспитания в  широком смысле  слова.

Логопедическая  ритмика  с детьми  проводиться на специальных  занятиях. Она  может также входить элементами  в логопедическое и  воспитательское  занятие. И в том и в другом случае  формы ее разнообразны: отстучать определённый  такт, изменить  темп, характер или просто  направление движения в зависимости от темпа или  характера  музыки, пения,  мелодекламации, рассказывания  стихотворений в  сопровождении  соответствующих  движений, танцы, пляски, речевые  игры. Основным  материалом  по  развитию  чувства ритма в движениях являются  танцы, хороводы и игры. Разучивание  элементов танца  непременно  надо  сопровождать счётом. А  ещё  полезнее выбирать танцы  со  словами,  они помогут лучше  прочувствовать ритм  и  запомнить  последовательность  движений.

Словесный  материал на  логоритмических  занятиях  будет всегда  служить  практикой  для  введения  приобретённых звуков в речь.Не  всегда  следует  доводить  упражнение до  совершенства.

Также необходимо привлечение родителей для того, чтобы они специально создавали условия, в которых бы ребенок двигался под музыку: маршировал, хлопал в ладоши, прыгал, пел в ритме, который он выбирал сам. Специалист должен объяснить родителям важность развития чувства ритма у ребенка и значение условий воспитания в семье для эффективности логопедической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией".

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик...

открытый урок по ритмике для дошкольников

Это занятие помогает адаптации детей в окружающем мире. Она предполагает не только свободу пластики тела, но и свободу эмоционального выражения личности. В наше время ребенку трудно о...

Построение урока по ритмике с дошкольниками.

Части урока по ритмике: Танцевальная разминка,сюжетные танцы, игры на развитие творческих способностей детей...

Значение ритмики для дошкольника

Памятка для родителей о значении музыкально - ритмических движениях в развитии детей дошкольного возраста...

Ритмика для дошкольников. От слов к делу. Консультация для родителей

Предлагается конкультация для родителей о ритмике, как одном из средств развития дошкольника...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реаби­литацион...

Статья: Что такое ритмика и в чем ее польза для развития дошкольников?

Статья: «Что такое ритмика и в чем ее польза для развития дошкольников?»Что такое ритмика:Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе кото...