Развитие речевого творчества дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
материал по логопедии на тему

Галкина Мария Ивановна

        В практике по развитию речевого творчества воспитанников  активно используем  элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Технология ТРИЗ  способствует формированию ситуации успеха, а для нормального развития личности  необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Развитие речевого творчества дошкольников в условиях  реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Старший воспитатель Галкина М.И.

Энгельс

                                              2017 г.

Развития речевого творчества дошкольников в условиях  реализации

ФГОС ДО

       В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте, развитие речевого творчества.

       Коррекционно-развивающая деятельность с детьми логопедического пункта несомненно затрагивает все вышеперечисленные направления речевого развития. Подробнее остановимся на развитии речевого творчества.

       Усваивая родной язык, дошкольники овладевают важнейшей формой общения- устной речью. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребѐнок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики. Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребѐнка от художественной информации. Речевое творчество-«Заумное творчество» как назвал этот вид речевой деятельности Арватов Б. в 1923году сюда же включается и понятие словотворчество , которое у детей чаще всего встречается в раннем возрасте. Развитие словесного творчества включает все направления над словом- лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведѐт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. По тому, как ребѐнок строит своѐ высказывание , насколько живо, интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Как же развивать речетворчество дошкольников.

       В детском саду используется широкий арсенал средств- специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссѐрские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи. Работа педагогов направлена на развитие коммуникативной компетенции дошкольников. То есть не только на умение формулировать мысль в словах, строить текст( монолог), но и прежде всего -на умение строить «диалогическое отношение» с партнѐром , а также обмениваться с ним чувствами, налаживать взаимодействие и взаимопонимание не только со взрослыми, но и со сверстниками.

       В практике по развитию речевого творчества  применяем  элементы технологии ТРИЗ, т.к. он способствует формированию ситуации успеха, а для нормального развития личности  необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого.

ТРИЗ для дошкольников – система коллективных игр, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой),  которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной.

        Использование методов активизации мышления по технологии  ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не дает ребенку готовые знания, не раскрывает перед ним истину, а учит находить ее самостоятельно.

Включение технологии ТРИЗ в логопедическую работу с дошкольниками помогает более эффективно исправлять речевые нарушения.

  • Упражнения по развитию навыков словообразования с помощью пиктограмм. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово
  • Описательный рассказ - «Помощники умной головы»

Цель: Создать условия для усвоения обобщенной модели описательного рассказа.

  • Игра «Да-нетка»

Часто используется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. На подгрупповых с целью расширения словарного запаса, закрепления пространственных представлений. На индивидуальных –для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  • «Шифровальщики»

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к            процессу заучивания.

  • Составление сравнений

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.

  • Составление загадок
    Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок.  (Круглое, а не мяч, желтое, а не одуванчик, горячее, а не самовар- солнышко)
  • Создание метафоры

 Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления метафор. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор. (Мама-это ласковое солнышко дома)

  • Составление рифмовок
  • Игра «Теремок»

Цель: выделять общие признаки путем сравнения; тренировать аналитическое мышление; развивать фразовую речь.

Каждому игроку раздаются карточки с изображением различных предметов. Один из участников назначается хозяином условного теремка. Гости должны сравнить предметы и выявить общий признак (например, земляника и малина -ягоды). После этого гость входит в теремок или просто помещает в домик картинку.

  • Составление предложений или сказочных и фантастических историй при помощи кругов Луллия. Детям предлагается три слова-предмета и предлагается составить сначала предложения, а потом рассказ:
  • - Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два - три слова без смысловой связи между собой)

Фантастическая ситуация создается посредством развития фантастической гипотезы. В этой игре очень помогают разрезные картинки -половинки. Дети наглядно собирают новый предмет. А потом придумывают новое название. После этого опять же составляют историю про этот предмет- медволисоволк. При использовании «фантазийного бинома» в работе по развитию речевого творчества стало заметно, что на основе новых представлений дети составляют интересные рассказы. С удовольствием представляют, что предметы живые и могут разговаривать двигаться, воображают их в разных ситуациях.

Вывод: Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Планирование непосредственно образовательной деятельностикак элемента программы, обеспечивающего требованияобразовательной области «Речевое развитие»"Мишка в гостях у ребят" (средняя группа)Интеграция...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

«Планирование непосредственно образовательной деятельностикак элемента программы, обеспечивающего требованияобразовательной области «Речевое развитие»«Кот Васька в гостях у детей.»вторая младшая групп...

Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Планирование организованной образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Дикие животные"...

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования

В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....

Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников. Задачи:1. Уточнить и конкретизировать понятия “техноло...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...