Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ионова Оксана Анатольевна

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._b_.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 87»

Тема: Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

Учитель-логопед

О.А. Ионова

2018


Задачи:

Коррекционные: создать условия для:

  • развития фонематического слуха;
  • развития лексико-грамматического строя речи;
  • развития мелкой и общей моторики;
  • развития мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;

Предметная познавательно-исследовательская: создать условия для:

  • формирования предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развития желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: создать условия для:

  • обучения строить высказывание в соответствии с нормами родного языка;
  • Развития умение отстаивать свою позицию;
  • Воспитания навыков сотрудничества;

Регулятивные УУД: создать условия для:

  • Формирования целеполагания, прогнозирования;

Познавательные УУД: организовать упражнения, направленные на:

  • закрепление навыка выделять звуки [Б ,Б’], из состава слова;
  • обучение звуковому анализу

Личностные:

  • Воспитывать адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;
  • формировать эмоциональную готовность к обучению в школе. 

Образовательные:

Приорететная: создать условия для:

  • закрепления знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слог, слово);
  • закрепления знаний о гласных звуках и буквах А, У, И, О, Ы, Э.
  • уточнения произношения звуков [Б, Б’];
  • закрепления навыка давать характеристику [Б, Б’];
  • закрепления навыка дифференцировать звуки [Б-Б’];
  • познакомить с их графическим изображением;

В интеграции: создать условия для:

  • закрепления практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Оборудование:

Для учителя:

демонстрационные карточки с моделями звуков; карточки-схемы характеристики звуков, буква-образ Б, буквы, кукла Буратино, «коробочка-посылка» с игрушками (труба, барабан, бубен, балалайка), «волшебная книга загадок», демонстрационные картинки для игры Угадай слово по первым звукам названий картинок», «чудесный мешочек»

Для ребёнка:

Зеркало на каждого ребенка, сигнальные карточки, альбомы С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» № 2


ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг. Момент.

Логопед: С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать, красиво, чётко отвечать!

Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Там, за ширмой, нас ждёт главный персонаж этой сказки. Кто он, угадайте:

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?

Дети: Буратино.

Буратино: 

В школу я, друзья,

Попасть не смог.

И азбука есть у меня, но в том беда,

Что делать с ней, не знаю я!

Логопед: Давайте, ребята, поможем Буратино разобраться с азбукой. А ты, Буратино, внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай! Сейчас тебе ребята расскажут о гласных звуках и буквах. Ребята, давайте вспомним с вами, какие звуки мы называем гласными?

Дети:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается гласный.

(Дети выставляют модели гласных звуков и буквы, их обозначающие)

Дети и логопед: Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать (о) и закричать (а),

Громкий гудок паровозу подать (у),

Нежно лошадкой могут заржать (и),

Даже медведем могут рычать (ы),

Эхом далеким в лесу отвечать (э).

Буратино: Про гласные звуки и буквы я всё понял.

Сообщение темы занятия. Знакомство со звуками [Б, Б’]

Логопед: Молодец, Буратино. Ребята, назовите первый звук в имени Буратино? Сегодня мы будем учиться различать звуки [Б, Б’] и познакомимся с буквой, которая их обозначает. Произнесите [Б], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какой это звук.

Расскажите о произношении звука [Б].

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Детьми уточняется артикуляция, акустические признаки, «записывается» характеристика звука с помощью карточек-схем, обозначается цветовой символ. [Б] – Согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом квадрат и жёлтым треугольник.

Логопед: Совсем забыла. Сегодня я получила посылку от героя сказки К.И. Чуковского.

В сказке он тонул в болоте,

У него большой животик.

А еще - огромный рот.

Угадали?

Дети: бегемот.

Логопед: Назовите первый звук в слове бегемот. Правильно [Б’]. Произнесите [Б’], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какой это звук.

Детьми уточняется артикуляция, акустические признаки, «записывается» характеристика звука с помощью карточек-схем, обозначается цветовой символ. [Б’] – Согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зелёным цветом квадрат и жёлтым треугольник.

Пальчиковая гимнастика.

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые – бабочка сидит. Мягкими и плавными движениями рук в запястьях имитировать полёт бабочки.

Логопед: Звуки [Б, Б’] обозначает буква Б. Сколько элементов у большой буквы? Назовите элементы буквы? В какую сторону смотрит буква Б

Звуко-буквенный анализ

Логопед: Ребята, прочитайте слог, который получится, если буква Б встретит звук [а.]

Дети: БА, аналогично выполняется задание со звуками [о, у, ы, э, и]

Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения). (Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)

Логопед: Вот и ключик, теперь откроем посылку. Что же в посылке? (Барабан, балалайка, бубен, труба). Как мы назовём одним словом эти предметы?

Дети: Музыкальные инструменты.

Логопед: Мы на них поиграем, но немного необычно. Я произношу слоговой ряд, а вы повторяйте и игру изображайте

Развитие фонематических процессов.

Дети повторяют слоговые ряды и имитируют игру на музыкальном инструменте.

Логопед: ба-бо-ба, бу-бо-бу – играет труба.

Бум-бам-бум, бым-бэм-бым – играет барабан.

Бим–бям - бим – играет балалайка.

Бюм – бим - бим – звенит бубен.

Молодцы.

Дифференциация звуков [Б - Б’]

Логопед: Здесь ещё и стихотворение. Назовите слова со звуками [Б, Б’]

Бегемот затеял бал.

Всех зверей на бал созвал:

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок!

Покажите фонариками, кого позвал бегемот. Для гостей в названии которых слышим [Б] – зажжём синий фонарик. [Б’] – зелёный. (Зебра, бизон, обезьяна, белка, барсук, бобр, крот)

Физкульт. минутка. Зрительная гимнастика.

Белка дятла поджидала,

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка, дятел, посмотри!

Вот орехи – 1,2,3.

Пообедал дятел с белкой

И пошел играть в горелки.

Резко перемещают взгляд влево-вправо.

Смотрят вверх-вниз.

Моргают глазками.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

Формирование лексико - грамматического строя речи

Образование относительных прилагательных.

Логопед: откроем с вами страницу 19 и посмотрим, чем ещё угощала белка дятла. Назовите продукты, которые приготовила белка для супа, компота, икры? Как называется суп, который белка сварит из рыбы, грибов? Компот? Икра?

Логопед: Белка готовилась к балу и нарядилась. Что она надела давайте угадаем по первым звукам названий картинок. Обозначим их модельками и отгадаем слово, обозначив звуки буквами.

Дети выполняют задание.

Логопед:

Все гости собрались на бал.

Никто на бал не опоздал.

Они там пели и плясали,

А мы здесь звуки изучали

Назовите звуки, которые мы изучали? Расскажите о звуках [Б, Б’], чтобы Буратино всё чётко усвоил.

Буратино: Спасибо, ребята. Теперь я понял всё о звуках и буквах. Побегу папе Карло расскажу о своём приключении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.Учить выделению начального ударного гласного звука.Учить делить слово на слоги (на части).Учить договаривать предложения по картинкам...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки У-А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей давать сравнительную характеристику звукам У и А, подбирать слова и картинки на эти звуки;- закрепить понятие «слово», «гласный звук»;- развивать фо...